{"id":10861,"title":"\u0417\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0438\u043b\u043e\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0435 PwC Venture Hub","url":"\/redirect?component=advertising&id=10861&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=4330fcc6373e035951e6ff64a3ae572ba5f30463fe8776204270bbc0bd091c81","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как правильно тратить деньги в стартапе и на что

При запуске стартапа важно определить для себя, на что вы будете тратить деньги в первую очередь. Даже если вы привлекли инвестиций на несколько миллионов долларов, поверьте, неразумное распределение бюджета может погубить ваш проект. В этой статье мы разберемся, какие затраты должны быть обязательно вписаны в бюджет, как правильно тратить эти деньги и каких расходов лучше избегать.

Обязательные расходы

Ключевые расходы в стартапе ─ это расходы на производство и продвижение вашего продукта: зарплаты сотрудникам/основателям стартапа, оплата труда специалистов на аутсорсе, расходы на технику и специализированные сервисы, на разработку сайта и на продвижение продукта.

1. Зарплаты сотрудникам.

Правильно подобранная и хорошо мотивированная команда – один из залогов успешности стартапа. Обычно команда классического стартапа небольшая: иногда это всего два фаундера и, возможно, кто-то на аутсорсе. Как быть с назначением зарплат в подобных случаях?

Некоторые фаундеры не платят себе зарплату, надеясь, что таким образом стартап быстрее взлетит. Это вполне логично на этапе до инвестиций: скорее всего, основатели еще имеют постоянную работу, стартап находится на этапе задумки/первых экспериментов, поэтому назначать на этом этапе зарплату не имеет смысла.

Однако после прихода первых инвестиций зарплата основателей, наряду с зарплатой других участников проекта, должна стать частью бюджета. Главное здесь – не платить себе слишком много. В стартап-среде работает простая истина: чем меньше зарплата CEO, тем больше у проекта шансов на успех.

Что касается специалистов, которые не являются фаундерами, но работают в стартапе, то тут, наоборот, важно предложить им достойные условия работы. Во-первых, это зарплата, во-вторых, дополнительная мотивация. В качестве последнего может послужить возможность получить акции компании.

2. Профессиональные консультации и специалисты на аутсорсе

Два специалиста, без которых вашему стартапу придется очень тяжело ─ это бухгалтер и юрист. Да, вы можете потратить время, разобраться в бухгалтерских программах и самостоятельно вести всю необходимую документацию. Но с развитием проекта это будет отнимать все больше времени, да и ответственность возрастет. Услуги бухгалтера на аутсорсе стоят не очень дорого, зато вы будете уверены в том, что здесь у вас все в порядке и сможете направить свою энергию на развитие продукта.

Сотрудничество с юристом – маст хэв для стартапа. Юрист поможет разобраться с нюансами налогового законодательства и вопросами интеллектуальной собственности. В идеале лучше всего найти юриста, специализирующегося именно на стартапах.

3. Расходы на технику и ПО

На первых порах стартап вполне может держаться на энтузиазме. Поэтому если вы начинали работу над проектом на своем домашнем компьютере, то его пока будет вполне достаточно. Скорее всего, вы сотрудничаете со специалистами, работающими дистанционно – а это значит, что у них тоже есть своя техника.

Таким образом, пока у проекта нет необходимости переходить в офисное пространство, не нужно тратиться на технику. Чем больше денег вы сэкономите на этом, тем больше шансов у вашего стартапа дожить до первого и последующих раундов инвестиций и в итоге отвоевать свою нишу на рынке.

Если говорить о сервисах, которыми будет пользоваться команда, то у некоторых из них есть тарифы для стартапов, а другие и вовсе бесплатны – таким и следует отдавать преимущество.

4. Затраты на создание и запуск сайта

Скорее всего, вы сами будете делать сайт для своего стартапа, однако на чем не стоит экономить, так это на дизайне и юзабилити. Именно сайт будет визитной карточкой вашего проекта до того момента, пока продукт не займет свое место на рынке, поэтому важно сделать его максимально удобным, стильным, функциональным.

Обязательно найдите дизайнера на аутсорсе, пускай ваш сайт станет не просто страницей с ревью проекта. В будущем сайт поможет с продвижением стартапа, работой с партнерами и рекламодателями – это вложение точно окупится.

5. Затраты на маркетинг

Стартап не перерастет в прибыльный бизнес, если вы не будете придерживаться грамотной маркетинговой стратегии. Расходы на изучение рынка, на рекламу должны быть вписаны в бюджет на первых этапах работы проекта ─ иначе потенциальные клиенты просто не узнают о существовании продукта, а вы не сможете занять свою нишу.

Важно на первых этапа работы над стартапом изучить свою потенциальную аудиторию, ее нужды и потребности – это поможет затем правильно распределить рекламный бюджет, а еще сделать продукт максимально гибким: зная, чего хочет клиент, мы должны работать так, чтобы дать ему это.

Затраты, которых можно избежать

Речь идет о расходах, которые есть у многих проектов, но которых, при определенном подходе, можно избежать. Мы ведь помним, что наша цель ­─ запустить успешный стартап и дать жизнь новому и полезному для общества продукту. Пускание пыли в глаза, ненужный пафос нам в этом вряд ли помогут. Поэтому некоторых, завязанных на последнем расходов можно избежать.

  • Офис.

    Аренда, а тем более покупка офиса ─ далеко не самая обязательная вещь для стартапа на первых этапах его существования. Ни для кого не секрет, что самые успешные стартапы делались «в гаражах».

    Не нужно на первых порах арендовать офис, если можно работать на дому, координируя свою работу посредством мессенджеров и специальных проектных сервисов. Если нужно обсудить что-то с командой, устроить мозговой штурм, growth-митинг – можно воспользоваться недорогим коворкингом.

    Офис имеет смысл арендовать, когда ваш продукт уже представлен на рынке и вы начали получать первые прибыли.

  • Конференции

    Во-первых, если у вас есть свой сайт (а он у вас, скорее всего, есть), можно предложить организаторам запартнериться: вы размещаете анонс мероприятия на своем ресурсе, взамен получаете бесплатные билеты на конференцию и упоминание о своем проекте. А если вы обладаете интересным опытом, то сможете даже стать выступить на конференции и привлечь к своему проекту внимание потенциальных инвесторов.

    Во-вторых, если организаторам не очень интересно вышеизложенное партнерство, вы просто можете пригласить на чашечку кофе наиболее интересного для вас спикера и задать ему интересующие вас вопросы. Как правило, это открытые и общительные люди, которые будут рады узнать о вашем опыте и поделиться своим. Никто не спорит, что профессиональное развитие очень важно – как и отслеживание новых тенденций в своей сфере. Однако участие в конференциях стоит достаточно дорого, заявленные спикеры часто не приходят, программа мероприятия в последний момент меняется – и в итоге вы просто выбрасываете деньги на ветер. А ведь эти расходы можно без труда оптимизировать.

Расходы, которые могут уничтожить стартап

Выше мы рассматривали расходы, которые бывают даже у самых маленьких проектов. Мы говорили о важности экономии и правильного бюджетирования. Вот пример того, как неправильно выстроенная бюджетная политика погубила проект с огромным потенциалом.

Кейс Displair: как неправильное бюджетирование погубило проект

В 2012 году стартап Displair в три раунда привлек без малого $5 млрд долларов. Итоговый продукт должен был представлять собой интерактивный безэкранный дисплей ­─ устройство, проецирующее изображение на аэрозольную смесь и реагирующее на прикосновения.

На привлеченные деньги были открыты офисы в Москве и Астрахани. Зарплаты на проекте были выше среднерыночных. В офисы были организованы поставки свежих фруктов и всего необходимого для сотрудников. В общем, работа была организована на манер крупных проектов, которые на рынке давно и имеют существенные прибыли.

Спустя два года деньги в стартапе закончились, а массовые продажи итогового продукта так и не были запущены. Новые инвестиции привлечь не удалось ─ в итоге проект закрыли.

Каких еще затрат следует избегать

Ваш проект молод и основная ценность его – ваша трудоспособность и креативность, нацеленность на результат и грамотное бюджетирование. Сувенирная продукция, дорогая и неоправданная реклама, к примеру, на телевидении, вряд ли помогут ему стать успешным. Дождитесь первых продаж и финансовых доказательств того, что ваш проект жизнеспособен.

Выводы

Чем больше денег стартап сэкономит на первых порах, тем больше у него шансов дожить до инвестиций и первых прибылей от продажи продукта. Поэтому не стоит сразу арендовать офис, закупать компьютеры и другую технику – в большинстве случаев вполне реально обойтись тем, что у вас уже есть.

В то же время не стоит во всем полагаться только на свои силы: есть вещи, которые лучше доверить специалистам на аутсорсе, а значит, и выделить на оплату их труда деньги из бюджета проекта. Так, лучше всего доверить ведение бухгалтерии профессионалу и обязательно вписать в смету оплату юридических консультаций. Имеет также смысл оплатить услуги дизайнера при разработке сайта стартапа, выделить определенную сумму на изучение рынка и продвижение продукта.

Как только стартап привлечет первые инвестиции, в смету стоит вписать расходы на зарплаты фаундеров. Правда, они не должны быть слишком высокими, иначе это может погубить проект.

0
3 комментария
Популярные
По порядку
Константин Панфилов

В 2012 году стартап Displair в три раунда привлек без малого $5 млрд долларов.

Надо же, а мужики-то и не знали.

Ответить
1
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

так всё на фрукты ж ушло - знаете сколько жрут эти хипстеры? LOL

Ответить
1
Развернуть ветку
Alexander Kapul

Мне кажется, отечественные инвесторы не очень хорошо относятся к рыночным ЗП сотрудников (не основателей, а наёмных). Бытует мнение, что инвестиции должны на маркетинг/продажи идти, а не на ФОТ в большинстве.

Кто сталкивался, так ли это?

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
«Тинькофф» отказывает в предоставлении услуги, включённой в тариф

Привет! У банка Тинькофф Банк есть тариф для ИП "Профессиональный" с абонентской платой около 5к в месяц, там же в описании включена услуга "Бухгалтерское обслуживание" (на данном тарифе бесплатно).

Тред: работники рассказывают, как сбегали в первый же день и не возвращались Статьи редакции

Часто такое встречается среди молодёжи и на неоплачиваемых стажировках.

В экосистеме «Своë» уже 1 млн пользователей. Что это такое и зачем Россельхозбанку цифровые сервисы для фермеров

Рассказываем, как за один год построить открытую экосистему для агробизнеса.

Исследование: как бизнес преодолел кризис в 2021 году, часть первая

Мы провели исследование российского рынка и посмотрели, как чувствовал себя бизнес в 2021 году. Аналитики компании выяснили, что, благодаря смягчению коронавирусных ограничений, рынок стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели.

«Яндекс Go» заблокировал мой аккаунт, хотя я не нарушал правила пользования сервисом
Позитивные результаты Ericsson смогли повлиять на Nokia

Несмотря на потерю доли рынка в Китае, прибыль Ericsson за IV квартал 2021 года приятно удивила. Возросший спрос на поставку оборудования 5G в Европу, Северную и Латинскую Америку увеличили чистую прибыль компании на 40%, и она достигла $1,1 млрд. Фондовый рынок моментально отреагировал на новости от Ericsson – акции Nokia возросли на 1,46%.

Bank of America раздаст свои акции почти всем сотрудникам, потому что во время пандемии люди стали чаще увольняться Статьи редакции

Одни поняли, что устали работать в офисе, другим больше пришёлся по духу фриланс — поэтому корпорация решила удерживать их бонусами.

Говорит Москва: Yota определила самые общительные регионы России в 2021 году

Yota проанализировала количество и продолжительность телефонных звонков своих пользователей, а также объем использованного мобильного трафика за 2021 год в разных регионах страны. Таким образом мобильный оператор определил самые «звонящие» и «качающие» регионы.

Очистка репутации застройщика, девелопера, объекта

Здравствуйте! Вы тут, потому что у вас есть проблемы с online-репутацией. Если это не так – не читайте дальше.

Boston Dynamics договорилась о первых поставках своих роботов-грузчиков для складов — заключила сделку на $15 млн с DHL Статьи редакции

Роботы будут работать на складах DHL в Северной Америке.

Робот-грузчик Boston Dynamics.
null