Финансы
Bloomchain
800

Как финтех пытается вернуть в рестораны чаевые

Россияне стали чаще расплачиваться картой и реже оставлять чаевые. Многие гости без наличных вообще не оставляют вознаграждение, некоторые переводят официантам деньги на карту. К решению вопроса подключились Visa, Сбербанк и Тинькофф Банк.

В закладки

Жители России постепенно отказываются от наличных. Количество пластиковых карт в стране растет с каждым годом, и это неизбежно сказывается на потребительском поведении. По данным Центробанка, к середине этого года доля безналичных расчетов в розничном товарообороте в России превысила 60%.

Вместе с привычками россиян вынуждена меняться и сфера услуг. Еще несколько лет назад в большинстве российских ресторанов и кафе разговор с официантом заканчивался фразой “Принимаем только наличные”. Сегодня отсутствие безналичной оплаты - это недостаток, а расплатиться картой можно даже в небольших уличных заведениях.

Пострадавшей стороной оказались представители сферы услуг, в первую очередь бармены и официанты - те, кому обычно оставляют на чай. Распространение безналичной оплаты стало одной из причин снижения их доходов. Разобрались, становится ли из-за этого работа официантом менее привлекательной.

Работа за оклад

По словам основателя московской бургерной “Папа’с Бургерс” Алексея Ходорковского, доходы официантов от чаевых резко сократились за очень короткий срок. “Если еще пару лет назад сама зарплата была не особо важна для них - они работали в основном на чай - то сейчас оклад составляет примерно 80% от их общего заработка”, - рассказал он Bloomchain.

С ним согласен основатель столичного ресторана “Коптильня” Максим Горячев. Он отмечает, что несколько лет назад чаевые составляли до 80% заработка официантов, однако сейчас эта доля резко упала.

У тенденции несколько причин. В качестве одной из них Алексей Ходорковский называет уменьшение доходов населения, из-за которого потребители стали чаще обращаться к более дешевым сегментам общепита: например, к сетевым суши-шопам и кофейням. По его словам, такие места часто воспринимаются как заведения быстрого питания, в которых можно не оставлять на чай.

Однако оба ресторатора в разговоре с Bloomchain сошлись во мнении, что снижение чаевых во многом связано именно с распространением безналичной оплаты. Во-первых, у гостей все чаще не оказывается наличности. Во-вторых, при оплате картой посетителю психологически гораздо проще ничего не оставлять на чай.

“Если еще в начале прошлого года картами и наличными платили примерно поровну, то сейчас это соотношение составляет примерно 80/20 в пользу карт. В то же время, год назад чаевые у нас оставлял каждый второй посетитель, а сейчас - только каждый пятый”

Алексей Ходорковский
основатель “Папа’с Бургерс”

Этические правила посещения ресторана

Тем не менее рестораторы не считают ситуацию катастрофической: многое зависит от самих посетителей. “Приличные гости всегда найдут возможность оставить чаевые даже при безналичной оплате - для них это обязательное этическое правило посещения ресторана. А вот менее воспитанные используют отсутствие наличных как удобную отговорку”, - говорит Ходорковский.

На замену наличным часто приходит перечисление денег напрямую на карту официанта: именно так решили проблему в “Коптильне”. “Гости перекидывают чаевые на карты официантам. На большие компании обговариваем заранее чаевые в 10% от стоимости заказа, но при условии полного удовлетворения от обслуживания”, - рассказывает Максим Горячев.

Ходорковский полагает, что такой вариант оплаты выгоден и для посетителя: платить картой "удобно и модно", а еще так легче контролировать свои расходы. “Легко забыть, сколько потрачено наличных, а в расходах по карте учитывается каждая копейка”, - считает ресторатор.

Но есть и минусы. Так, официант уже в момент оплаты видит, сколько посетитель оставляет ему на чай; в некоторых ситуациях это может создать неловкую или даже напряженную атмосферу. Также это менее удобно, чем оставлять на чай со сдачи наличными: если посетитель торопится, он может не захотеть тратить время на дополнительные действия.

Поиском компромисса занялись банки, которые сегодня активно инвестируют в нефинансовые сервисы. За последнее время на рынке появилось сразу несколько финтех-сервисов, которые предлагают свое решение для ресторанной отрасли.

Plazius

Дата запуска: ноябрь 2016 года

Создатель: Сбербанк через проект Plazius

Кто пользуется: 2 тыс. ресторанов в России (к лету 2018 года)

Принцип работы сервиса: посетитель ресторана вместе с чеком получает код, который нужно ввести в приложении Plazius. После ввода кода приложение отображает заказ, который можно оплатить с привязанной карты, по желанию включив в него чаевые.

Минус: чтобы оставить чаевые, надо установить специальное приложение

Плюс: приложение позволяет оплачивать заказ, делать предзаказы, а также предлагает различные программы лояльности.

“Чаевые картой просто!”

Дата запуска: 2018 год

Создатель: Евгений Загоруйко

Кто пользуется: 3400 официантов и 470 торговых точек (согласно сайту проекта)

Принцип работы: официант при оплате оставляет два чека. Первый - для оплаты заказа, второй - с его персональным QR-кодом. Посетитель, желающий оставить чаевые, сканирует QR-код при помощи смартфона, затем в открывшейся странице браузера вводит нужную сумму и производит оплату при помощи карты, Apple Pay или Google Pay.

При такой схеме клиенту не нужно устанавливать дополнительных приложений, однако в системе должен был зарегистрирован сам официант. Он же оставляет сервису комиссию в размере 5% от суммы чаевых.

"Безналичные чаевые"

Дата запуска: июль 2019 года

Создатель: платежная система Visa в партнерстве с банком “Русский стандарт”

Первое заведение, где внедрили систему: московский ресторан "Хлеб Насущный".

Кто использует: 87 заведений в 27 российских городах

Схема работает так: при оплате заказа посетитель может оставить официанту на чай, дополнительно введя сумму чаевых на платежном терминале. Чаевые сначала включаются в общий счет, а потом снова высчитываются и отправляются на электронный кошелек официанта. К этому кошельку может быть привязана карта в любом российском банке: официант может вывести на нее средства с комиссией в размере 5%. Фактически эта схема похожа на обычный перевод с карты на карту.

Ограничения:

  • у клиента и официанта должны быть карты Visa.
  • размер чаевых не может превышать 20% от суммы заказа

CloudTips

Дата запуска: октябрь 2019 года

Создатель: Тинькофф Банк вместе с компанией CloudPayments

Цели на год: > 1 млн транзакций ежемесячно

Пользователям нужно зарегистрироваться в системе CloudTips, получить персональный QR-код и привязать к профилю карту. Сервис также позволяет делать пожертвования: например, уличным музыкантам и артистам.

Для владельцев карт “Тинькофф банка” комиссия за обработку платежа составит 5%, для владельцев карт других банков - 10%. Оплату также можно производить при помощи сервисов Apple Pay и Google Pay.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Bloomchain", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 4, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 94522, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 Nov 2019 17:13:20 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 94522, "author_id": 231694, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/94522\/get","add":"\/comments\/94522\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/94522"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Выходит что, я менее воспитанный, как и население многих азиатских стран. Ок.

Ответить
0

Вообще не вижу связи с воспитанием. С вами все ок!

Ответить
3

Бедный, бедный Алексей Ходорковский основатель “Папа’с Бургерс”. 

Оказывается, теперь персоналу последние годы надо еще и зарплату платить аж окладом.

Этические правила посещения ресторана? Вы серьезно? Возьмите за этику платить своим официантам, чтобы они не как собачки, ждущие подачки стояли, а чувствовали себя достойно, принимая гостей.

Сама идея чаевых и была жива лишь в наличных деньгах. 
Дальше что? На карточку Алексею Ходорковскому денег лично кинуть? Вдруг, загрустит, низкой мотивацией кофе разбавлять начнет.

Ответить
1

Чаевые - более правильная и гибкая схема оплаты работы официанта, который обслуживал лично Вас конкретно только что. 
Это - правильная мотивационная модель с психологическо-экономической точки зрения. 
Включение мотивации тупо в ЗП всё равно ляжет на Вас как на клиента, ухудшит качество и уберёт мотивацию официанта работать на конкретного клиента. И ещё и навернёт на рестораны дополнительные, малоэффективные процессы по оценке качества работы официантов и "средней" удовлетворённости клиентов. 
Если работа предполагает возможность сдельного вознаграждения, самое разумное - использовать эту возможность, а не отказываться от неё.
"Бедность" символического Алексея Ходорковского тут абсолютно ни при чём.
(Сам я не имею отношению к ресторанному бизнесу, но являюсь активным пользователем)

Ответить
1

Года два назад перестал платить чаевые. Нету смысла.

Ответить
–1

В безнал переходит не все, а только мелкие расходы, крупное или важное как было в нале так и остается и будет. А по теме пошли в опу эти горе темы с оплатой чаевых безналом. Платите своим официантам нормальную зарплату

Ответить
1

Был же недавно похожий материал..
Всё переходит в безнал оплату. И чаевые нужно заводить в безнал. Начинают появляться инструменты. Со временем, инструменты отточатся и все привыкнут к ним.

Ответить
0

Чаевые зло, так как переносят зарплату из зоны ответственности работодателя на клиента. При этом клиенту от этого никаких преимуществ и куча давления. А достоинства, указанные в статье либо не работают, либо высосаны из пальца.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }