Куда делся бензин с заправок? Что будет происходить на рынке АЗС?
В середине сентября в ленте стали появляться видеоролики на которых: на кассах АЗС просят наливать бензин «не более 10–20 литров в одни руки», огромные пробки на пути к заправкам, да и в целом закрытые азски из-за отсутствия бензина. Сначала это казалось локальным сбоем независимых сетей, но за пару дней география доросла до Московской, Ленинградской, Рязанской, Нижегородской областей, юга и Дальнего Востока.
В отдельных точках «Лукойл» даже запретил налив в канистры и временно отключил топливные карты. Формулировка вежливая — «переждать непростой период». Давайте разберемся как так вышло и что нам говорят открытые источники.
Повод к ограничительным табличкам дал не один фактор. Во-первых, слишком быстро произошел удар по предложению: ряд НПЗ останавливались на внеплановые ремонты после атак дронов и из-за аварийных сбоев. В Крыму, Аксенов официально озвучил, что перебои с топливом на полуострове «возникли в связи со снижением объемов производства» на российских НПЗ", а поставки АИ-95 пообещали восстановить в течение двух дней, АИ-92 — за две недели.
Первые лица в энергетике параллельно предупредили: если потребуется, то экспортные ограничения ужесточат ещё раз. И, между прочим, это не фигура речи на пресс-подходе, а слова замминистра энергетики Павла Сорокина. "Все необходимые меры, чтобы обеспечить полное обеспечение рынка, будут приняты. Если потребуются ограничения дополнительные на вывоз, то ограничения тоже могут быть приняты" - сообщил он.
К концу августа действовал полный запрет на вывоз бензина, затем его продлили на сентябрь, и сейчас вице-премьер Новак сообщил журналистам, что запрет на экспорт бензина продлят до конца года...
Во-вторых, проблема затаилась на бирже. Оптовые котировки на СПбМТСБ (аббревиатура международной товарной биржи СПБ) весь сентябрь переписывали максимумы: АИ-92 шёл через 73,6 тыс. руб. за тонну, АИ-95 держался вблизи 79–80 тыс. руб. Это ломает математику независимых АЗС, которые закупают на бирже и живут на оборотных кредитах. При высоких ставках и хрупкой марже продавать «полный бак» по розничному прайс-листу, который контролируют власти и конкуренты, — значит работать в минус. Отсюда — лимиты на разовую заправку, паузы по картам и запреты на канистры, чтобы не кормить перекупщиков. В рознице, к слову, цены идут вверх девятую неделю подряд. Только за период 16–22 сентября бензин в среднем прибавил ещё 0,6%, рост за год опередил общую инфляцию вдвое.
Какая картина складывается на длинной дистанции? С конца июля правительство сначала точечно, а затем для всех участников рынка вводило запрет на экспорт бензина, чтобы насытить внутренний рынок в пик уборочной. Одновременно Минфин двигает параметры топливных колебаний: готов поднять «отсечку» отклонения биржевой цены от индикативной до 20% по бензину и 30% по дизелю, что фактически расширяет коридор для бюджетных компенсаций нефтекомпаниям. Идея прагматичная, то есть удержать внутренние цены и не «выстрелить» по рознице, когда внешний паритет манит маржой. Но, как мы знаем, у любой настройки есть свои уязвимости. Сегодня колесо крутится так: удары по НПЗ и ремонты давят на выпуск - экспорт закрыт - биржа нагрета - демпфер не успевает «поймать» весь всплеск, а АЗС режут отгрузку, чтобы не уйти в кассовый разрыв.
Отдельный перфоманс был в регионах со слабой логистикой и высокой долей «независимых АЗС». Крым сейчас выглядит острее остальных: по оценке «Коммерсанта», там около половины станций временно прекратили продажу бензина, на юге число торгующих бензином АЗС просело двузначно. На материке очередей пока нет, но перебои с привычными марками фиксируются сразу в нескольких округах, в числе которых - Ростовская область, Поволжье, Дальний Восток.
О том как дела идут в бизнесе сообщал глава НТС Павел Баженов и по его словам, уже больше месяца поступают сообщения о нехватке и перебоях, а чтобы не закрываться, сети вынуждены ограничивать отпуск 10–20 литров или временно продавать только дизель. Такой подход лечит кассу АЗС, но усиливает тревогу водителей и подталкивает «заправляться до полного». У ФАС в ответ свой набор инструментов. Это предупреждения по завышению цен и мониторинг розницы в связке с Минэнерго. Какие-то сети уверяют, что работают «как обычно», но статистика Росстата и биржевые индексы сухо фиксируют, что топливо дорожает быстрее общего уровня цен, и это уже не частный случай.
Что будет дальше, если оставить лозунги за воротами? На стороне стабилизации — продлённые (или расширенные) экспортные ограничения, корректировка демпфера, сезонный спад потребления после пиков августа–сентября, а также обещанные поставки «узких» марок в проблемные регионы. Против — продолжение атак по НПЗ, дорожающая логистика и высокая стоимость заёмного финансирования, из-за чего частные сети не держат больших страховых запасов. Эксперты довольно аккуратны в интонациях: краткосрочный всплеск способен сойти на нет уже к ноябрю, но без нормальной работы переработки и ровной формулы компенсаций рынок снова будет жить от запрета к запрету.