Как писать в рифму? Техника или талант? Делюсь личным опытом

Аудиоспектакль на Яндекс.Музыка
Аудиоспектакль на Яндекс.Музыка

Всем привет. Меня зовут Максим.

Широко известный в очень узких кругах поэт-современник.

ТАК.

Признаюсь сразу,на берегу - не состою ни в каких литературных сообществах,

кружках,единствах,братствах и тд. Степеней ,званий, премий

не имею.

Это я к тому,что трактаты о видах/стилях рифм вы здесь не найдете. Я и сам никогда не искал. История браузера чиста ,как белый лист.Наверно.

Практик, познающий все через собственный опыт. Все.Представился,обезопасился.

Итак,к сути.

«А как ты пишешь рифму?» , «А сколько ты пишешь рифму?», «А сколько уходит времени на один стих?» «А кто у тебя в роду писал?» «А можно ли заработать на книгах?»

- подобные вопросы и натолкнули на написание данной статьи.

Как оказалось это интересно как слушателям, так и тем,кто чувствует в себе тягу к творчеству и пытается писать.

Мне же, несмотря на скромный поэтический опыт (не более 5 лет) поделиться не много,но есть чем.

Ниже приведу ответы,советы,заметки.

  • «Как писать в рифму?»

НИ РАЗУ не читал каких-либо руководств на эту тему. Ямбы , хореи, произведения великих поэтов, приводящиеся в пример и пояснение того или иного стиля - всё это я слышал где-то и когда-то фоном. Писать же ,стараясь специально выдерживать какой-то стиль никогда не стремился. Как по мне ,то это очень трудно,скучно и загоняет тебя в ненужные рамки.

Но самое главное - было просто лень погружаться и изучать.

С собой договорился,мол, не хочу специально на кого-то быть похожим , за кем-то повторять и кем-то «вдохновляться» (улыбаюсь каждый раз,когда вместо слов «воровство», «копирование» используется «вдохновение»).

На том и порешил.

Во всяком случае - пока.

Итого:

По моему мнение использование исключительно собственной интуиции и чувств высвободит наружу созидателя,творца, гения- кто бы в вас там не сидел. Или же просто поможет ответить на какие-то вопросы и обрести внутреннюю гармонию. У каждого свое.

А что касательно рифмы…

Возьмите любое слово, которое по душе, гляньте список слов подходящих к нему по рифме. Более строгая,менее строгая. Найдите хоть какой-то общий смысл в созвучных слова. И начните добавлять что придет на ум.

Лис…лес….пресс…

Ага,попробуем:

…Будто лис бегущий из леса

Уносился от своих он врагов.

Он не слабым был и был с прессом,

Но и враги имели оскалы волкОв…

(А из этого может что-то получиться🤔)

Есть?

Хорошо! Теперь имеем, что редактировать ,к чему привязываться ,от чего отталкиваться. После ,прочитав еще и еще раз вы ,возможно, полностью все измените, однако именно первые шаги ,первые строчки поведут вас по этой дорожке.

  • «Чем больше ты пишешь, тем лучше ты пишешь» .

Не скажу ,где и когда я это услышал или же прочел , но именно данного ,если хотите, постулата придерживался и придерживаюсь сегодня.

Пробы,прощупывание,бессонные ночи,зацикливания и внезапное высвобождение из замкнутых кругов,постоянная игра со словом,бесконечные эксперименты, неудачи, расстройства, закидывания в дальний ящик, возвращение к старым рукописям, восторг,пошлость,грубость,мат,длинные произведения, четверостишья, короткие ,но объемные фразы - через это все нужно пройти! ОБЯЗАТЕЛЬНО! Иначе - никак. Что-то покажется гениальным ,но не будет понято другими. Или же наоборот - легкая поверхностность проникнет кому-то прямо в душу. За что-то скажут спасибо и что «это прям в цель» , а что-то вызовет недоумение. Похвала, безразличие, лесть , зависть, осуждение,обиды.

Все это будет и должно быть.

Вас ожидает целая гамма эмоций и впечатлений, которые потом будут помогать создавать все новое и новое.

И это каждое «новое» вам будет казаться еще круче предыдущего. Зачастую, так оно и будет. По крайней мере - не хуже.

Итого:

Да - Чем больше ты пишешь,тем лучше ты пишешь. Будьте открыты разным темам/направлениям/течениям. Экспериментируйте!

  • «А с чего это ты начал писать?»

Не уверен ,имеют ли четкий ответ на это писатели вообще. Как-то само. Единственное,что сделал я ,когда получились первые строки - придерживался пункта номер 2 настоящей статьи. Еще кое-что отмечу - изначально мне хотелось просто писать. Никакой рифмы. Тексты,размышления,наблюдения.

Какие-то попытки рассказов,повествований,сказок…но все было не то. Начинаний много,но везде обрыв,тупик. Возможно,скудный словарный запас,лень,либо же что-то еще, но факт один - не пошло. Надоедает,становится неинтересным.

Когда коснулся рифмы, то тут дело двинулось иначе… Как результат :

Пьеса в стихах, Аудиоспектакль (я его так называю), законченные произведения, написанные о сложных и простых вещах доступным языком.

Юмор,сатира,слезы,философия. И все не через скрытые смыслы и завуалированность. Все для нас и о нас сегодняшних.

Итого:

Очень важно чувствовать себя. Понять себя. Услышать себя. Тренд,стереотипы, агрессивное навязывание приглушают нашу истинную сущность. Однажды мы все же научимся слышать настоящих себя, но прийти к этому необходимо как можно раньше.

  • «Зачем пишешь?»

На днях набрасывал очередную рифмованную зарисовку, и в процессе создания родились такие строчки :

«Я проблемный окажусь персонаж,

Человек-недоразумений коллаж…»

Не думаю,что я первый,кто соединил эти слова, уж больно просящаяся рифма (не то,что избитые «кровь-любовь», но все же), тем не менее порцию удовлетворения получил (вот здесь прошу обратить внимание на эти последние три слова).

Раньше я этого не понимал,не осознавал, но чуть после дошло - именно из-за такой игры слов, из-за возможности преподнести привычные вещи иными словами, иными характеристиками,посмотреть под иным углом я и люблю заниматься рифмой.

Это действительно настоящее удовольствие и удовлетворение ,когда получается через свой характерный подход высмеять ситуацию, обрисовать обыденность в узнаваемых четких деталях, выразить чувства через нестандартные примеры. И здесь очень важно теперь отметить один момент. Необходимо понять свою сильную,преобладающую сторону.

Необязательно это должно быть поэзией. Вы можете быть превосходным рассказчиком и никакая рифма вам не нужна.

Уверен,что люди испытывают примерно одинаковые чувства,когда им удается впитать в себя внешний мир со всеми привычными его достоинствами и недостатками , обработать ,прогнать через свои клетки и вернуть обратно , но вернуть так,чтоб на этот мир люди посмотрели иначе. По-новому.

Зачем нужны эти новые взгляды?

Чтобы мы лучше друг друга понимали. Думаю,это очень важно.

Итого:

Общепринятые способы получения удовольствия и удовлетворения известны : Выходные,путешествия,покупки,подарки,долгожданные встречи. Это здорово!

Однако, то удовлетворение,о котором написано в этой статье я тоже желал бы вам пережить и испытать. Уверен,оно вызовет полезное привыкание.

Пробуйте ,пишите, познавайте себя , радуйтесь и делитесь этими эмоциями с миром!

Надеюсь статья не была нудной , но еще больше надеюсь,что она окажется полезной!

Если так - поддержите действием.

Ссылки на творчество :

ТГ канал В Рифму - https://t.me/volkorez_poet

Аудиоспектакль - https://music.yandex.ru/artist/17050016

Бот Читалка - http://t.me/volkorez_poet_bot

11
4 комментария

всегда думал , что для этого должно быть вдохновение и талант , а не техника которой нужно следовать

1
Ответить

Без таланта никуда)

Ответить

«…Я проблемный окажусь персонаж,Человек-недоразумений коллаж…»
Не пишу стихи, но знакома с одним поэтом. Он тоже не изучает теорию, но над стихами работает достаточно плотно и уже много лет. Вижу, что всё-таки кроме склонности нужно желание именно работать, шлифовать. Хотя случаются и практически готовые вещички, но редко.
Поэты не зря собираются в стаи (зачеркнуто) сообщества: нужен критический взгляд коллег по цеху (кроме обычного общения по интересу).
*
Работаю с семантикой для сайта со стихами, поэтому пришлось погрузиться в тему. Глядя на всё это дело со стороны, удивляюсь, как много людей пишет и публикует... эээ достаточно странные тексты )
Но в то же время есть удивительные строки, которые ну вот немного бы обработать...
А ещё есть поразительные люди, которые так виртуозно обращаются со словами, что дух захватывает. Видела такое на форумах поэтических сайтов, там вроде обычный диалог, но только в стихах, остроумных и гармоничных.

1
Ответить

Пожалуй,это так работает - сначала ты вне теории и испытатель, но чем больше пишешь ,чем сильнее погружаешься в ремесло, тем больше будешь нуждаться в подсказках и той самой теории. Желание прогрессировать и улучшать свои труды заставит все-таки изучить какие-то правила. Только теперь это будет не просто теория ,а наложение ее на имеющийся опыт. Здесь она окажет действительно хорошую услугу.

Насчет стаи и сообществ… ну,тут уж у кого какие желания и требования к своему творчеству. Кому-то нужна оценка,одобрение,похвала,споры,поиски истины… а кто-то пишет для отдушины ,раскрывая себя. Хотя,безусловно похвала не чужда всякому)

Ответить