«Зона интересов», 2023

«Зона интересов», 2023

Про Холокост и зверства третьего рейха во времена Второй Мировой войны снято порядочное количество фильмов, как документальных, так и художественных. «Зона интересов» обречена остаться в памяти, как нечто гибридное и необычное художественное высказывание на страшную, в истории человечества, тему.

Действие происходит в Польше, на территории лагеря Освенцим, а точнее, за территорией, в большом и красивом доме коменданта лагеря Рудольфа Хёсса и его жены Хёдвиг. Фильм повествует о быте обеспеченной, немецкой семьи, чьё благополучие построено на уничтожении евреев.

«Зона интересов», 2023

Дом семьи Хёсс располагается почти в плотную со стенами Освенцима, из-за которых слышны крики заключенных, громкие команды немецкой охраны и выстрелы. Сила замысла автора в том, что мы не должны видеть происходящий ужас в лагере, а только прислушиваясь воображать, что же там происходит, за высокими стенами - такую идею воздвиг режиссер картины Джонатан Глейзер. В быту семьи Хёсс ничего особенного происходит - жена ухаживает за небольшим цветочным садом, а сам Рудольф занят обычной для инспектора концентрационного лагеря рутиной - размышляет о том, как ускорить процесс уничтожения людей. Именно верная служба на верность рейха помогает Рудольфу получить повышение по службе. Рудольф дослужился до заместителя главного инспектора концентрационных лагерей.

«Зона интересов», 2023

Жена Рудольфа, Хёдвиг (Сандра Хюллер) - домохозяйка, она воспитывает детей, ухаживает за прилегающей к дому территорией, приглашает жен других офицеров на чай, сплетничает и с радостью позволяет местных детишкам поплескаться в их бассейне. Нам показывают банальные сцены супружеской жизни и быта семьи Хёсс, и этими монотонными, но очень красивыми сценами, зрителя пытаются отвлечь от происходящего в лагере, чтобы мы попробовали представить себя на месте служителей машины смерти. Для таких людей, как Рудольф Хёсс убийство сотен человек, в неостывающем жерле адской печи, стало обыденностью и работой, которая приносит ему неплохой доход и комфорт в жизни.

С территории дома видна большая труба из которой круглосуточно вырываются языки пламени и частицы убитых душ. Ночью, красный зарево пламени от трубы освещает всю территорию поместья Хёссе. В тени, возле бассейна, Рудольф курит сигарету и с расслабленным взглядом поглядывает на вырывающийся дым из трубы, докуривая, поворачивается к ней спиной и уходит. Это ещё раз подтверждает, что Рудольф не переживает, это просто работа, его зона интересов.

МЫСЛИ

Режиссёр Джонатан Глейзер решил рассказать нам про Холокост иным, своеобразным способом - оставив нас один на один с семьей отстаивающей взгляд Гитлеровской Германии. Фильм вызывает злость и недоумение от того, что так было на самом деле, что это не выдумки. Жена сидит в беседке, щурясь на от солнца и улыбается - ей всё нравится. Какой у них дом и сад, а ровно в 10 метрах огромный конвейер смерти, где голод и издевательства над невинными людьми. Эта реальность прошлого, в течении всего просмотра, не укладывается в сознании. От этих чувств распирает изнутри и более от того, что весь фильм построен в медитативной манере, как медленное кино. Это жестокая проверка каждого зрителя, если будете смотреть, попробуйте послушать себя: какие эмоции и слова появятся у вас? В фильме есть несколько психоделических сцен, которые можно интерпретировать по-разному, это меня удивило. Очень рад был увидеть переосмысление сложной темы через новый визуальный язык. Сцена, где смотрящий за садом еврей, удобряет цветы пеплом, меня унесла куда-то под землю.

ВИЗУАЛ, до свидания!

Не хватит места в чате, чтобы поделиться всеми стоп-кадрами, которые зашли. Несколько шотов я отправил выше. Операторская работа выстроена по принципу наблюдателя, мы становимся некими наблюдателями за течением времени. Камера практически не двигается, а статично передаёт происходящую действительность. Мы не должны участвовать, мы должны наблюдать и делать выводы. Практически в каждом кадре идеальная композиция, что позволяет, во-первых рассмотреть множество деталей, а во-вторых, поставив на паузу фильм в любом месте, у вас получится красивая фотография. Но это так, ради интереса.

Цветокоррекция. Приятная, светлая картинка, как белый костюм Рудольфа в одной из сцен. По идее, нам должно быть тепло и уютно, но если вы нормальный человек, то такое ощущение быстро перерастает в выжигающее солнцестояние, вызывающее жжение в груди.

Слушайте, после «Анатомия падения», я не до конца «распробовал» актерскую игру Сандры Хюллер, а вот уже после «Зоны интересов» всё встало на свои места - её игра мне очень сильно понравилась. Сыграть такую отрешенность от происходящего, практически дурочку, получилось впечатляюще. Сыграть такую озабоченность помадой и новой шубой, но не сотнями смертей за стеной - нужно постараться.

Начать дискуссию