Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

Красота как внешняя категория

Для начала разберёмся с матчастью. Часто ли вы задумываетесь, как вы оцениваете объекты с точки зрения красоты? Какие объекты мы называем красивыми и почему? Можно ли предсказать, что скажет человек насчёт красоты того или иного объекта или же это чисто субъективный параметр, который нельзя классифицировать и разобрать на составные элементы?

С одной стороны кажется, что нельзя сказать заранее, каким будет мнение чужого человека о красоте некоторого предмета, что «чужая душа – потёмки», и для выдвижения подобного рода суждения необходимо обладать знанием о вкусах человека, для точности прогноза также важно знать его прошлое в деталях, ведь определённые представления о красоте мы формируем не по глобальным событиям или важным предметам, которые часто и подолгу находятся в нашем поле зрения, а благодаря на первый взгляд малозначительным деталям, которые проходят мимолётно мимо нашего глаза и так же быстро исчезают, парадоксальным образом оставляя в нашей душе чёткое и глубокое воспоминание о них.

Всё это, разумеется, имеет место быть, но ведь с другой стороны, нам хочется думать, что существует бестелесная и объективная составляющая красоты, которая будто заложена в сам предмет и сохраняется независимо от наблюдателя, и единственное объяснение недовольства предметом будет сводиться к не замечанию этой объективно существующей красоты, которая по всей видимости нуждается в остром зрении, способном её отыскать.

И всё же опыт даёт понять, что «внутренняя» красота это не более, чем метафора. О внутренней красоте часто любят говорить в отношении людей, имея в виду «красоту» характера или души. Всё это высказывается в противоположность, скажем, внешнему уродству. С этим противопоставлением можно столкнуться повсеместно при присмотре посредственных анализов различной художественной литературы, где многие авторы любят нарочно наделить героя невзрачным или даже отталкивающим внешним видом, чтобы на контрасте с последним особо ярко заиграли его добрые и самоотверженные поступки, которые в переносном смысле трактуют как «внутреннюю красоту».

Но в первозданном виде красота есть исключительно внешняя категория. И не стоит обманываться, приравнивая внешнее к поверхностному, потому что внешний характер не отнимает у красоты её глубины и трансцендентности. К этому выводу просто прийти, принимая во внимание те инструменты, которыми мы её можем воспринимать, а именно глаза, уши, нос и, пожалуй, язык, т.е. некоторые органы чувств. Мелодия может быть красивой (воспринимая звук, мы оцениваем его красоту), запах может быть красивым, допускаю, что и вкус, но главным образом речь идёт о глазах и зрении.

«Рождение Венеры» Кабанель
«Рождение Венеры» Кабанель

Именно потому, что, говоря о красоте того или иного объекта, мы прежде всего понимаем вид этого объекта, который мы воспринимаем. Если я говорю: «Это дерево красивое», я имею в виду «вид этого дерева, который я воспринимаю своими глазами, я считаю красивым». Природа красоты эстетическая, эмпирическая, познаваемая внешне, так что не может идти речи об имманентной красоте, которая познаётся рационально (через поступки или слова), под красотой в этом случае маскируется черта характера, пусть даже и положительная (как добросовестность, бескорыстие, честность), проще говоря добродетели.

Так что здесь и далее под красотой разумеем красоту зрительную как основную, наиболее популярную и весомую, хотя, например, вопрос красоты звука – также интересная тема для обсуждения. Так или иначе рассмотрение визуальной стороны вопроса упрощает аспект стратификации красоты, то есть разделение её на компоненты, такие как: фактура, светотень, форма, цвет. Можно легко понять, что последние два компонента привносят в красоту объекта наибольший вклад, уже только потому, что являются наиболее фундаментальными.

Цвет и форма

Цвет и форма – два сполпа красоты. Форма должна определяться гармонией и пропорциональностью деталей и сторон тела. Иными словами форма хороша, когда уместно и гармонично сочетаются между собой различные части объекта.

Для понимания рассмотрим несколько примеров:

1) Лицо

Человеческое лицо неспроста часто становится предметом искусства, как живописи, так и скульптуры и даже поэзии. Красивые женские лица используются в рекламе для привлечения потребителя, а компании выбирают в качестве моделей амбассадоров людей с привлекательными лицами для «олицетворения» своего бренда. Лицо принимается как красивое в случае, когда его отдельные элементы (нос, губы, щёки, брови, глаза) находятся в гармоничной связи и правильной пропорции между собой.

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

Не стану спорить с утверждением, что по крайней мере отчасти «гармоничной» и «правильной» определяется оценивающим субъектом. И всё же это не отталкивает ни художников, ни рекламщиков от их дела, поскольку есть общепринятые стандарты красоты лица, хотя и указать их в буквенной или уж тем более числовой форме вряд ли удастся. Всё же на многих примерах большинство сходится на привлекательности или непривлекательности лица. Для женского лица это могут быть привычные параметры по типу: большие глаза, аккуратный нос, такие же брови (хотя бывают модели с широкими красивыми бровями), румяные щёчки, пухлые губы и прочее.

2) Автомобиль

Чем принципиально отличается дизайн спорткара от семейного минивэна, почему одни модели считаются произведением искусства, а другие – юродивыми «франкенштейнами»? Всё дело, конечно, в гармонии сочетаемых деталей: бампер, крылья, двери, багажник, крыша. Форма кузова как цельной литой детали также имеет немаловажное значение, но всё так же бьётся на компоненты, сочетания, линий, изгибов, краёв и прочего.

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

Главенство цвета

Это была необходимая справка о форме, прежде забыть о ней до конца работы, поскольку следующий мой тезис заключается в том, что внутри двоевластия цвета и власти первый всё же обладает главенством над последним. Единственно возможное обоснование этого тезиса строится на влиянии изменения цвета и формы предмета на его восприятие.

Во-первых, примем во внимание, что в отношении господствующего большинства предметов следует вести речь не о цвете как таковом, а о гамме цветов, которые его составляют и о конкретных цветосочетаниях. Это связано с тем, что как правило, даже относительно простые объекты всё-таки представлены не одним единственным оттенком, а гаммой цветов, пусть даже и узкой. Даже банальное яблоко, про которое любят вести речь, как об элементарном предмете с элементарным цветом (зелёное либо красное) на деле всегда имеет желтоватые пятна, маленькие чёрные точки, градиент от глубокого к светлому зелёному/красному и так далее.

Имея это в виду, мы говорим о влиянии на восприятие изменения гаммы в сравнении с изменением формы. Гамма в этом случае является по крайней мере более основательным параметром нежели форма, и в этом легко убедиться, если начать смотреть на предметы прищурившись: вы перестанете различать формы, всё окружение будет представлять из себя набор расплывшихся пятен, однако именно цветовая палитра останется всё ещё весьма чётко различимой.

Это же демонстрируют художники – импрессионисты, которые в своих работах размывают и опускают формы деталей, сосредотачиваясь именно на колористике своих картин. Вы можете зачастую переоткрывать для себя некоторые картины, увидев их воплощение лишь в слегка изменённой гамме (например, картина «Демон сидящий» Врубеля).

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

Можно так же подумать над психологическим обоснованием преобладания цвета. Первобытный человек на заре появления задатков разума уже, как и многие животные, умел легко отличать перезревшие фрукты и плоды от свежих и спелых, и для этого не было необходимости поднимать их с земли и прислонять к носу, поскольку и обоняние у человека эволюционно не сильно развито относительно того же зрения.

Для проведения оценки сходу и как следствие предотвратить пищевое отравление и насытиться, человек использовал различение по цвету, его цветовое зрение помогало различить незаметного хищнике в глубине зарослей и кустов, а также ориентироваться во времени суток по гамме закатных и рассветных цветов. При этом, по всей видимости, нам не так уж было необходимо знать, какой конкретно формы хищник ожидает в ближайшем кусте, хотя это несомненно вторая мысль, которая может прийти в голову, возможно там нам находится не серый волк, а серый заяц.

Таким образом, цвет господствует над представлением о красоте как таковой, являясь основной и наиболее значимой компонентой. Цвет определяет красоту объекта, особенно если речь не о людях, между которыми различие в цветах не настолько велико, да и не так уж важно (пожалуй, значение имеет лишь болезненный или омертвевший оттенок кожи), а вот различие в деталях формы – имеет колоссальное значение, определяющее, находится перед тобой мужчина или женщина, ребёнок или взрослый, сильный или слабый, не менее важны детали мимики лица, демонстрирующие настроение человека, что играет одну из важнейших ролей при коммуникации.

Всё-таки люди являются лишь тем исключением, которое не нарушает основное правило, ведь взаимодействие с особями своего вида – изначально особая и уникальная часть жизни человека, которая во всём требует особых навыков и имеет несравнимые с другими видами деятельностей тонкости.

Относительно именно предметов (а не субъектов), правило остаётся нерушимым в абсолютном большинстве случаев, где нас окружают простые по форме объекты, где не так много нюансов и вариаций этой самой формы.

Применение гипотезы

К этому разделу как раз относятся рассуждения про важность не столько одного конкретного оттенка, как выбранной гаммы, важно сочетание цветов, которое мы смогли бы назвать красивым, приятным, эстетичным, привлекательным.

Как дизайнеры одежды находят удачные цветовые сочетания? Известно правило художественного треугольника (круг Иттена), по которому можно подбирать тройки цветов. Для этого изображают кольцо с расположенным на ним спектром всех цветов от красного к фиолетовому, любой вписанный во внутреннюю окружность кольца равносторонний треугольник своими углами указывает на те цвета, которые будут хорошо сочетаться между собой и будут приятны глазу. Формула проста и универсальна в сфере своего применения.

Круг Иттена
Круг Иттена

Помимо прочего, существуют простые правила подбора цветосочетаний на основе понятных даже обывателю соображений. Хотя на практике большинство людей либо вообще не подбирают цвета, либо концентрируются на одном цвете конкретной вещи, что не лишено смысла, и об этом мы поговорим позже, а также более утончённые натуры имеют привычку подбирать цвета «по наитию», то есть с помощью визуальной оценки при примерке.

Мы все опираемся на простейшие рассуждения о базовости чёрного и белого, принято считать, что эти цвета хорошо сочетаются со всеми другими цветами. Так же модельеры советуют при использовании вещи яркого цвета, выбирать спокойные пастельные оттенки для всех остальных предметов одежды, чтобы «не перегружать» образ, существуют устойчивые характеристики «холодные» и «тёплые» цвета, группы, внутри которых цвета сочетаются хорошо (например, светло-голубой и опаловый оба принадлежат к холодной гамме).

Но ни одно из этих правил не отвечает на вопрос, почему эти самые правила выглядят именно так. Почему удобно разделять именно на тёплые и холодные цвета, почему белый и черный являются базовыми, какой принцип лежит в основе всех этих дизайнерских правил и систем, которые развивают лишь частные случаи обобщённого закона, истинная суть которого явно не выражается.

Какие цветосочетания мы считаем красивыми?

На эти вопросы есть вполне разумное объяснение, гармоничное в своей простоте и глубокое в своих основаниях: мы считаем красивыми те сочетания цветов, которые можем наблюдать в природных пейзажах.

Ничто из созданного руками человека ещё никогда не выходило лучше, чем любое творение природы, она для нас идеальна в своей красоте, и мы собственными произведениями лишь подражаем ей, и красота наших творений зависит только лишь от удачности подражания тому, что существует в природе. Это, если задуматься, не вселенский секрет и объясняется вполне просто – наши человеческие представления о красоте в основе своей сформированы природой вокруг.

Нам хочется изображать небо, деревья, солнце, поля и моря, потому что именно эти непревзойдённые исполины и есть источники нашего эстетического чувства, и того, что мы исконно считали наиболее прекрасным, воодушевляющим, чарующим.

После раскрытия основной мысли, рассмотрим напоследок частные случаи применения этого правила в одежде, которые обосновывают само правило, и способы, которыми оно объясняет все предыдущие правила.

1) Тёплые и холодные цвета

Всё просто. Связь с летней и зимней гаммой, зимой встречаются «холодные» цвета (снег, лёд), а летом – тёплые (солнце, цветы, стебли растений). Соответственно смешение гамм выглядит неестественно, ведь зимой не увидишь в природе «тёплых» цветов, следовательно и в цветосочетании предмета оно будет выглядеть странно и неуместно.

Выдержка гаммы это то, что так любят опровергать «провокационные» дизайнеры на модных показах, пихающие ширпотреб под видом высокого искусства.

2) «Базовые» цвета

Ещё проще. Белый символизирует день, а чёрный – ночь. Любой объект в природе можно лицезреть как днём, так и ночью, поэтому эти цвета вездесущи и дополняют любые другие цвета. В сочетаниях белый-чёрный чаще всего представляется пейзаж ночного неба: луна либо звёзды (белый) на фоне неба (чёрный).

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

3) Приглушение ярких цветов пастельными оттенками

Всё как в природе – не найти пейзажи с одними кислотными цветами, если это цветы, то они находятся на фоне либо светлого неба либо на фоне темного грунта. Даже если мы встречаем яркие объекты, они всегда располагаются на относительно спокойном фоне. Хотя и вообще нахождение таких объектов – редкость, поэтому кислотные кричащие цвета вообще мало с чем сочетаются и подходят только для создания образов для «ярких» событий и мероприятий. Вне сферы, опять же , экстравагантных модных показов, кричащие цвета как правило считаются моветоном и используются часто для отчаянного привлечения внимания.

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

4) Закатные/рассветные гаммы

Помимо прочего, удачно используются оттенки с красного по жёлтый в сочетании между собой, потому что принадлежат к закатным гаммам. Закаты всегда и во всех культурах считались одним из наиболее красивых видов, которые можно наблюдать на Земле.

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

5) Комфортные цвета

Набирающее популярность смещение цветов выпускаемой одежды в сторону светлой палитры коричневого со стандартным бежевым, объясняется согласно нашей теории тем образом, что изначально эти цвета ассоциируются с комфортной обстановкой – деревья (не зря например многие дома отделывают изнутри под дерево, человек инстинктивно чувствует себя в большей безопасности среди деревьев), также грунтовые цвета, напоминающие землю, песок. Зачастую такие виды более приятны глазу в сравнении с морскими из-за ощущения безопасности, «земли под ногами».

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

6) Урбанические гаммы

Небольшое ответвление от основного предположения заключается в том, что со временем, с развитием цивилизации и вот уже столетиями человек стал воспринимать дома и улицы городов как ту же часть окружающей среды, что и природные пейзажи, поэтому есть определённые гаммы, которые уподобляются, например, ночным огням города.

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

Такие образы похожи на ночное небо, но контраст между цветами слишком яркий для звёздного неба и к тому же временами добавляются сторонние цвета, характерные скажем для фонарных столбов (почти янтарный жёлтый). Урбанические гаммы, безусловно, встречаются гораздо реже, чем классические природные.

7)Уподобление животным

Последний пример связан с мимикрией под цветовые палитры узнаваемых животных, классические чёрно-белые полосы, отсылающие к зебрам, леопардовые принты, которые не ото всюду ещё вышли из моды, пчелиные жёлто-чёрные полосы.

Как сделать продукт эстетичным? Правила с примерами

Чуть менее узнаваемые гаммы, это оранжевый с белым – не совсем корректный оммаж к лисам, а также, например, пятна жирафа. Такие образы как правило мгновенно считываются сторонним наблюдателем как уподобление животному и не является новинкой, но тем не менее органично объяснятся теорией подражания природе.

Таким образом все эти гаммы используются повсеместно, используя ту особенность человеческой психики, которая, во-первых, выделяет цвет в объектах прежде всего при оценке с точки зрения красоты, а также построение представлений о красоте на основе окружающей среды, тех видов, которые наблюдались человечеством веками и во все времена вызывали восхищение и были вдохновением для художников, писателей и поэтов.

Начать дискуссию