ARG игры – что это и как в них играть?

ARG расшифровывается как Alternate Reality Games или по-русски – игры в альтернативной реальности. В таких играх главный герой не виртуальный персонаж, а сам играющий, а игра проходит как в виртуальном пространстве, так и в реальности. В хорошей ARG игре грань между воображением и действительностью стирается. Игроку на определённом моменте начинает казаться, что это вовсе не игра, в идеале такое ощущение должно возникать в самом начале. Чаще всего ARG игры представляют собой интерактивное повествование, где игроку нужно решать различные задачи, чтобы продвинуться по сюжету. Такие игры начинаются с необычной загадки, которая размещается в соцсетях, веб-сайтах, или присылается письмом на электронную почту. Столкновение с игрой происходит случайно, через "сарафанное радио" или скрытую рекламу, на языке ARG – это значит рискнуть войти в "кроличью нору".

ARG игры – что это и как в них играть?

ARG игры не имеют строго описанных правил, участники сами должны их понять путём проб и ошибок. Ход игры управляется разработчиками из тени, их называют кукловодами. Игроки могут кооперироваться для решения задач, иногда под видом игрока выступает один из кукловодов, чтобы навести на нужное русло или наоборот сбить с верного направления. Игра может заставить игроков совершать действия в реальности, например, приехать в определенное место и определенное время, чтобы обнаружить следующую подсказку или позвонить по реальному телефону и узнать важную информацию.

В сюжетном плане ARG игры – это смесь детектива, триллера, хоррора. Поднимаются такие темы как искусственный интеллект, квантовая физика, теории заговора, криптография, философия, тайные оккультные знания. ARG нередко имеют неопределенный сюжет, который развивается от действий игроков. Головоломки ARG игр представляют собой криптографические загадки, проигрывание видео/ауди задом наперёд, убирание лишних звуков, чтобы услышать нужный, просмотр внутреннего кода сайта и всё в таком духе.

ARG – это импровизированный театр, сцена которого может простираться на весь земной шар. Иногда следующая подсказка может находиться в далекой стране, и игрокам нужно найти человека, чтобы он пришёл в нужное место (ну или самим купить билет на самолёт).

В большинстве случаев ARG делают для пиара фильма или видеоигры, хотя есть эпизоды, когда рекламировалась жвачка, музыкальный альбом, также были случаи, когда цель игры так и осталась неясной.

Примеры ARG

The Beast (Зверь) – ARG игра, разработанная Microsoft для пиара фильма Спилберга "Искусственный разум", который готовился к выходу. В непримечательном тексте о том, кто работает над фильмом была одна странная деталь – упоминалась женщина Джанин Салла и то, что она терапевт разумных машин. При гуглении её имени в то время поиск выдавал некролог о неком Эване Чане. В рекламных плакатах и трейлерах фильма был номер телефона, позвонив по которому можно было узнать, что Джанин — это ключ.

В общей сложности было около 40 сайтов с различными загадками. Для их решения приходилось использовать различные шифры (Морзе, Энигма и т.п.), искать подсказки в других книгах, заниматься переводами на другие языки, преобразовывать звуковые и графические файлы. Повествование развивалось через решение загадок и дописывалось по ходу пьесы. В итоге игрокам предлагалась проголосовать за законопроект, наделяющий роботов такими же правами, как у людей.

I Love Bees («Я люблю пчел») – ARG, рекламирующая игру Halo 2. Игра начиналась с того, что бывшим игрокам The Beast на почту пришли банки с мёдом, где были спрятаны буквы, складывающиеся во фразу "I Love Bees". В то же время на американских телеканалах крутилась реклама с сайтом ilovebees.com. Игроки поняли, что сайт представляет собой кроличью нору в новую игру. В ней помимо поиска новых сайтов были задания в реальности. Например, в нужный час надо было прийти в условленное место, где была телефонная будка, в ней начинал звонить телефон, если его взять, то можно было услышать обрывки разговоров или от игроков требовали назвать кодовое слово.

The Lost Experience – ARG по мотивам сериала Lost (Остаться в живых). Во время рекламной паузы при показе сериала крутился рекламный ролик про благотворительный фонд и его телефонный номер. Когда человек звонил по этому телефону, то натыкался на голосовое меню, через которое можно было подробнее узнать о главных сотрудниках фонда, а в информации об одном из них содержался сайт. Сайт был посвящен фонду, который изучал физику, генетику, медицину. С виду ничего примечательного, но при пристальном изучении можно было найти закодированные послания от некого хакера. Суть этих посланий в том, что исследования фонда в действительности довольно опасные и могут угрожать человечеству. Так начиналась детективная история про темные делишки фонда. По ходу пьесы создатели сериала Lost обвинялись в тайном сговоре с этим фондом. Сама игра расширяла сюжет сериала.

Cicada 3301 (Цикада 3301) – одна из самых таинственных ARG. На форуме 4Chan появилось сообщение в картинке с предложением решить загадку, кто это сделает попадёт в некую организацию. Скрытое послание можно было обнаружить, если картинку открыть TXT редактором. Там было: «Тиберий Клавдий Цезарь говорит: «lxxt>33m2mqkyv2gsq3q=j02ntk». Упоминание Цезаря привело людей к мысли, что нужно использовать шифр Цезаря, и это дало результаты – ссылку на другую картинку. Через серию таких загадок игра привела к телефонному номеру, позвонив по которому голос сообщал следующую головоломку. Дальше игра требовала выйти на улицы 14 городов в разных странах (Париж, Варшава, Сеул, пригород Сиднея и еще несколько городов США) и найти изображения цикад с QR-кодом. Задания становились всё сложней и требовали знаний криптографии, программирования, математики. Загадки попутно отсылали к философии, литературе и сакральным учениям. Потом игра вела в даркнет, где дошедшие до этого уровня должны были оставить свои контакты. Людям приходили индивидуальные задания. После их выполнения игра сообщила, что нашла тех, кого искала.

ARG игры – что это и как в них играть?

По рассказам тех, кто прошёл игру, Цикада 3301 представилась организацией, у которой нет имени, и которая борется за свободу слова, анонимность в сети и против всякой тирании. Цикада 3301 хотела, чтобы игроки приняли участие в разработке программ, которые бы способствовали мировой свободе в сети интернет. Игроки принялись за дело, но работать за идею долго не смогли и выгорели.

Стали появляться новые загадки от Цикады 3301, в них было больше отсылок к оккультизму и мистическим учениям. Для дешифровки нужна была "Книга Закона" Алистера Кроули. Масштаб игры расширился, теперь QR-коды приходилось искать в Москве и Окинаве. Одну загадку не решили до сих пор. Она представляет собой специально созданную книгу рун, написанную каббалистическим методом. Понять её так и не удалось.

Кто стоит за Цикадой 3301 до сих пор не известно, интервью нескольких участников могут быть созданием ложной завесы, к тому же другим игрокам могли дать другие задания и сообщить иную информацию.

Проблемы ARG

ARG могут выйти из под контроля. В игре Junko Junsui сюжет крутился вокруг девушки, которую похитили террористы. В итоге одна из актрис игры попала в реальный список террористов, а некоторые документы оказались в Wikileaks.

Но главная проблема ARG – это самоокупаемость. Игры требуют немало усилий и денег для их воплощения и скрытого продвижения, а чтобы соблюдать принцип "это не игра" – такие игры приходится делать бесплатными. В итоге они вынуждены рекламировать жвачку или видеоигру. Были ARG с платной подпиской, но популярности они не снискали.

ARG в России

Игра "Момент истины" рекламировала аниме "Первый отряд". ARG начиналась с того, что на сайте-розыгрыше предлагалось испугать друга, нужно было ввести его контактные данные. Человек получал ссылку на видео, где девушка рылась в архиве, а её снимал приятель. Вдруг она обращалась к пользователю (то есть к потенциальному игроку), звонила ему и рассказывала про существование некого первого отряда и какие-то оккультные ритуалы, но разговор прерывался на полуслове из-за звука выстрела. Игрокам предстояло расследовать, что произошло вместе с приятелем той девушки, который её снимал. Был момент, когда в этого приятеля стреляли во время погони и люди действительно обнаружили на улице Москвы расстрелянную машину. В итоге игра привела к афишам фильма, в которых нужно было найти невидимый ультрафиолетовый код.

Актуальные ARG в России

LILA-11 – это игра, которая сразу позиционирует себя как ARG, но в дальнейшем возникают сомнения в том, что это игра. В игру можно попасть через спам-рассылку на электронную почту (если повезёт и человек заметит письмо или почтовик не унесёт его в спам) или через рекламу, которая обещает обучение алхимии, или стать героем Пелевенских романов, или что-то в этом духе (реклам несколько). На первом задании требовалось решить загадку на сайте http://lila-11.ru. В подсказках были намеки, что нужно использовать гематрию – метод каббалы по анализу слов на основе сумм их букв. Если сумма букв слов оказывается одинаковой, то такие слова имеют скрытую связь.

На сайте был рассказ, события которого происходили, когда люди на основе квантового компьютера научились делать квантовый искусственный интеллект. По рассказу учёный научил ИИ медитировать и тот обрёл просветление, и поведал, что мир является матрицей и выход из матрицы является новым уровнем матрицы. Каждый новый выход из матрицы вёл в новую матрицу и у этой рекурсии не было ни конца, ни края. Но учёный при помощи искусственного интеллекта всё же нашёл способ, как выйти из рекурсии матрицы, но, чтобы агенты матрицы не стёрли его послание, он закодировал путь к нему. Вот игроку и предстоит его расшифровать.

ARG игры – что это и как в них играть?

После решения первой загадки юзера ожидает собеседование о рабстве и свободе. Ему предстоит исследовать своё рабство во многих плоскостях (на социальном, психологическом, биологическом, физическом и оккультном уровне). Разговор начинается в сократовском стиле, то есть через вопросы игрок сам рождает первую мудрость. Потом игроку нужно написать эссе о рабстве человечества, а затем ему прочтут несколько лекций по тем нюансам рабства, где у него пробелы. В общем игрока подводят к мысли, что жизнь полностью детерминирована, но есть ключ, который открывает подлинную свободу.

Если у игрока получается более-менее философски мыслить, то его пускают на следующий уровень, где необходимо вести дневник самоанализа, а также даются различные техники (толкование сновидений по Юнгу, исправление осанки для построения тела как храма души, осознанные сновидения, астральные путешествия). Ещё игроку требуется изучить ряд философских концепций и провести их критический анализ. От игрока требуется серьезная работа и игра перестаёт казаться игрой. Возможно цель игры продать курс по саморазвитию, но пока всё держится на донатах (за них дают подсказки, которые представляют собой отдельные рассказы, которые расширяют сюжет и философию игры, без подсказок понять, что делать практически невозможно, возможно таким способом пытались выйти на самоокупаемость). Задача уровня с дневником заглянуть за материальную завесу, исследовать свою биографию и бессознательное, и нащупать хотя бы отдалённо свою истинную волю. Затем даётся смесь практик из каббалы и тантрического буддизма, которые должны подготовить игрока к новому уровню.

Что это за уровень толком неизвестно, говорится только, что игроков допустят в чат, где они продолжат свою духовную работу при помощи более продвинутых техник. В первом тексте Лилы идея матрицы задвигалась на основе научных спекуляций и метафор, но в дальнейшем эта идея раскрывается в духе симулякров Бодрийяра и гностицизма (если вкратце, то суть гностицизма – миром правит злой демиург под видом доброго бога, а люди не более чем его рабы, спасение/освобождение возможно через постижение сокрытого Бога в прямом личном опыте).

Возможно Лила 11 – это такой литературный эксперимент, где людей втягивают в игру самопознания, а потом на основе этой истории будет создана книга, которую уже и будут продавать. Иногда ARG называются играми, изменяющими реальность, LILA 11 – это игра, которая изменяет внутреннюю реальность.

Дойдя до этих строк, наверное, тебе стало ясно, где здесь кроличья нора?

55
6 комментариев

Неужели по миру пользуются популярностью и такие игры? Если да, то я буду очень приятно удивлен!

1
Ответить

В своё время пробовал играть в Лилу 11, мозг вскипел, так и не продвинулся, но когда искал ключи для прохождения игры, то нашёл ключи к самому себе

Ответить

"Дойдя до этих строк, наверное, тебе стало ясно, где здесь кроличья нора?"
Хочется верить, что великолепный стилист иронизирует, делая вид, что притворяется неграмотным , но почему-то не верится. То ли я уныл не по годам, то ли карма моя ущербна, но так или иначе, мой опыт говорит мне, что великолепных стилистов меньше, чем неграмотных и фамильярных обитателей рунета. Но вдруг я ошибаюсь, как ошибался паломник в Страну востока, пока не заглянул потайной театр? А может, я - кукловод, заманивающий себя (или тебя?) туда, куда кто-то из нас по доброй воле не пойдет? Ничего не понятно. Придется пойти поглядеть. Боже, Сокровище благ и Податель жизни, вездесущий и всё наполняющий, молю тебя: сделай так, о Благой, чтобы мне было интересно!

Ответить

Боже, почто оставил Ты меня? Отчего глух ты к моим молитвам? Подростки разбрасываются словами, смысла которых не понимают, и стреляют пятаки - неужели такую Лилу я заслужил? Горе мне, горе! Увы мне, увы!

Ответить

Хорошая ARG игра играет тобой, а не ты играешь в неё. Как по мне, после вхождения в эти врата назад пути нет. Эти врата не к игре, а к тебе самому, в глубины твоего естества. Лила не сделает тебя сиддхом,(а может и сделает, зависит от тебя самого и природных склонностей, которые ты сможешь раскрыть, если только того пожелаешь) только по факту ее прохождения, но зато, она сделает тебя тобой. Какой из вопросов звучит в твоей голове постоянно и уже стал рекордсменом по числу повторений, но ответа на него ты так и не сумел найти?
Lila-11 не блещущий гламуром глянцевый плакат с обещанием лучшей жизни, это зеркало твоей души. Стадии имаго уже не миновать, расправь плечи, позволь крыльям распуститься.

Ответить

Молодец!

Ответить