«Птицы летают, рыбы плавают, а стартапы проваливаются» — 100 уроков закрывшегося проекта

Виджаярагаван Венкатаратинам — создатель индийской платформы для сравнения цен на товары CrawlFish, закрывшейся в 2013 году, — опубликовал в своём блоге на Medium заметку, в которой рассказал, какие 100 уроков он усвоил за время работы над собственным проектом.

«Птицы летают, рыбы плавают, а стартапы проваливаются» — 100 уроков закрывшегося проекта

Как уточняет автор материала, речь идёт не о CrawlFish, а о другом стартапе, который предприниматель закрыл в 2012 году. Что это за проект, стартапер не уточняет — отмечает лишь, что занимался компанией в течение двух лет. Венкатаратинам выделил 100 уроков, которые он вынес из работы над этим проектом.

  1. «Идея — это хорошо. Но ещё важнее её исполнение».
  2. «Придумать хорошую идею и ничего не предпринимать для её реализации — это почти грех. Если у вас есть идея, начните создавать прототип».
  3. «Лучший способ узнать, есть ли толк в вашей идее — начать работать над ней. Некоторые вещи нельзя понять, не погрузившись в проблему».
  4. «Решайте реальную проблему».
  5. «Не стоит строить планы по изменению мира. Лучше начните что-то делать, не задумываясь о глобальных последствиях».
  6. «"Я пытаюсь построить платформу вроде Facebook, Twitter и так далее", — платформы строятся не на таких принципах».
  7. «Идеальная последовательность этапов работы над стартапом: идея — прототип — продукт — вывод на рынок — готовый бизнес».
  8. «Идеальная последовательность действий во время работы над стартапом: идея — построение продукта — запуск — изучение ошибок и недоработок».
  9. «Прототип может продемонстрировать много различных инсайдов, о которых вы не подозревали».
  10. «Попробуйте протестировать ваш продукт с помощью создания самого простого прототипа. Это поможет понять, имеет ли идея право на жизнь. Построение всего продукта сразу — худший способ запустить стартап».
  11. «Попробуйте ответить на следующие вопросы: в чём заключается проблема, которую вы пытаетесь решить? Каково ваше решение? Кто ваши конкуренты? С какими проблемами сталкиваются клиенты при использовании продуктов ваших конкурентов? Действительно ли ваше решение необходимо пользователю? Кто ваша аудитория? Пытаясь ответить на эти вопросы, вы лучше поймёте свою идею».
  12. «Прекратите думать о бизнес-плане и деньгах, пока не построите хоть что-то».
  13. «Набор команды для стартапа — первое испытание, которое демонстрирует способности предпринимателя. Не менее важная проблема, с которой придётся столкнуться — удержание талантов».
  14. «Поиск соучредителя сродни поиску родственной души».
  15. «Искать соучредителя можно среди своих знакомых по интересам и в профессиональном круге. Кто-нибудь обязательно найдётся».
  16. «2-3 сооснователя — идеальное число. Не стоит собирать слишком большую команду соучредителей».
  17. «Культура компании — своеобразное продолжение личных качеств сооснователей и первых сотрудников стартапа».
  18. «Резюме, опыт, образование, ожидаемая зарплата не должны ни о чём говорить основателю при поиске сотрудников. Возраст и опыт не имеют ничего общего со способностью решать поставленные задачи».
  19. «Не занимайтесь микроменеджментом. Доверяйте сотрудникам и постарайтесь воззвать к их творческой стороне».
  20. «Кондиционеры, шикарная мебель. собственный спортзал — всё это только мешает. Перестаньте жить в пузыре».
  21. «У стартапа должен быть финансовый план хотя бы на ближайшие 12 месяцев — это упростит работу и личную жизнь сооснователей».
  22. «Идеальное время для того, чтобы начать превращать стартап в более крупную компанию — момент, когда проект начинает приносить устойчивый доход».
  23. «Наступает время перестать заниматься прототипированием. Пора строить MVP».
  24. «У вас всегда должен быть план».
  25. «В большинстве случаев вы будете срывать дедлайны. Всё в порядке. Учитесь, двигайтесь дальше и не повторяйте своих ошибок».
  26. «Не убивайте продукт, добавляя в него слишком много ненужной функциональности. Выбирайте только те функции, которые критически важны».
  27. «Вы будете пытаться сделать много всего сразу, и кое-что будет не получаться. Это прекрасно. Учитесь на своих ошибках. Найдите то, что действительно работает — и работайте над этим аспектом продукта. Поймите, почему всё остальное сделать не удалось, и устраните проблему».
  28. «Запишите все вопросы и гипотезы, которые должна подтвердить или опровергнуть новая версия продукта. На их основе определите метрики, которые нужно будет измерять».
  29. «Продукты для анализа различных метрик (Google Analytics и другие) помогут вам, но они не всегда могут ответить на все интересующие вас вопросы. Постройте собственную систему оценивания метрик».
  30. «Пользовательский опыт (UX) и пользовательский интерфейс (UI) — это разные вещи. Убедитесь, что вы это осознали».
  31. «Если запущенный вами продукт идеален, скорее всего, вы слишком долго над ним работали. Как правило, сервис начинает отвечать потребностям клиента со второй или третьей версии».
  32. «Если вы из тех, кто полагает, что покупатель не знает, что ему нужно, пока ему это не дадут, вам следует пересмотреть свои взгляды».
  33. «Что бы ни было, запустите наконец свой продукт. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее сможете начать учиться. Вы и ваша команда никогда не узнаете, будет ли решение работать, пока не зададите этот вопрос пользователям».
  34. «Не просите ваших друзей или родственников попользоваться продуктом и дать вам обратную связь. Вместо этого попросите незнакомца или кого-то, с кем вы не слишком часто общаетесь».
  35. «Пользователи не придут сами. Вы должны их завлекать».
  36. «SEO и социальные медиа — хорошие каналы продвижения, но вам нужно найти способ пообщаться с вашими пользователями».
  37. «Если ваш стартап попадёт в прессу или популярные блоги, вы получите всплеск интереса к продукту. Помните, что это ненадолго».
  38. «Не пытайтесь попасть в прессу, пока у вас не будет достойного продукта, который обладает всей заявленной функциональностью».
  39. «Ваша клиенты — лучшие продавцы вашего продукта».
  40. «Вам нужно научиться продавать. Потому что вам придётся продавать свою идею команде, первым наёмным сотрудникам, клиентам и потенциальным инвесторам».
  41. «Попробуйте просто рассказать, что вы делаете, как вы это делаете и почему — это должно помочь продать продукт».
  42. «История — хороший способ продать продукт клиенту».
  43. «Хватит сидеть в шкафу. Выйдите из офиса и пообщайтесь со своими клиентами».
  44. «Но не переусердствуйте. Учитывайте, во сколько вам обойдётся "выход из офиса"».
  45. «Определите своих клиентов и ценность, которую вы хотите им предложить. Убедитесь, что им это нужно».
  46. «Подумайте, как клиенты будут использовать ваш продукт. Вы откроете для себя много кейсов, о которых не подозревали раньше».
  47. «Запуск продукта без тестирования потенциальными пользователями — признак надвигающегося провала. Разработка новой функциональности — это здорово, но не стоит жертвовать возможностью привлечь новых пользователей. Вы вырастете как разработчик, но не построите бизнес».
  48. «Будьте сосредоточены».
  49. «Вам придётся примерить сразу несколько шляп. Не существует способа этого избежать».
  50. «Создавайте свой продукт сами, не отдавайте его аутсорсерам. Аутсорсинг поможет, только если вы сами больше не в состоянии что-либо сделать. У каждого продукта есть душа — и если основатели не строят свой проект самостоятельно, частичка этой души теряется».
  51. «Будьте скромны».
  52. «Постарайтесь понять, что нужно рынку. Если сделать это не получается, лучше всего сменить направление. Если вы не можете сменить направление или это не помогает, закрывайте проект».
  53. «Вы должны быть первым человеком, который сообщит всем о своей ошибке. Не пресса и не ваш конкурент».
  54. «Вам нужно испытывать восторг от своего творения. В то же время важно уметь взглянуть на него и с критической стороны».
  55. «Первое решение может основываться на ваших инстинктах. Позднее вам нужно будет пересмотреть его, опираясь на данные и факты».
  56. «Получение финансирования — не единственный критерий успешности стартапа».
  57. «Деньги не решат все ваши проблемы».
  58. «Когда основатель говорит, что отсутствие финансирования мешает ему двигаться, зачастую он неправ. Глубоко вздохните. Подумайте, что вы в состоянии сделать».
  59. «Идеальное время искать финансирование наступает после того, как вы: построили продукт, запустили его, нашли свой рынок и привлекли первых клиентов. До тех пор говорить, что вам помешало отсутствие финансирования, глупо».
  60. «Не привлекайте слишком много денег слишком рано».
  61. «Если вам нужны средства на масштабирование бизнеса, можно начинать искать инвестиции. Если вы в состоянии справиться своими силами и на масштабировать бизнес на свои средства, это прекрасно».
  62. «Не начинайте масштабировать бизнес слишком рано».
  63. «Типичная схема привлечения средств для стартапа: от основателей — от друзей и семей основателей — от бизнес-ангелов — от посевных фондов».
  64. «Не стоит приходить в восторг от каждого письма инвестора. В этом заключается их работа — они изучают стартапы, чтобы выявить среди них те, в которые можно вложить средства. Вы ещё не привлекли инвестиции».
  65. «Продумайте все возможные варианты выхода из компании для ваших инвесторов».
  66. «Как только вы привлекаете средства от инвестиционной фирмы, это больше не ваша компания. Вы всё ещё являетесь основателем, но владеете только частью компании».
  67. «Венчурные капиталисты и бизнес-ангелы — не дьяволы».
  68. «Венчурные компании и бизнес-ангелы нуждаются в стартапах больше, чем стартапы в венчурных компаниях и бизнес-ангелах».
  69. «Нет ничего плохого в том, если вы решили продать свой стартап. Это часть рабочего процесса».
  70. «Превратите ваш стартап в компанию и пропишите условия распределения долей и ответственности между сооснователями».
  71. «Если ваш сооснователь встаёт на тропу войны, соглашение поможет решить проблемы мирным путём. Многие стартапы испытывают большие проблемы из-за разногласий между соучредителями».
  72. «Перестаньте заниматься нетворкингом, посещая различные конференции и мероприятия. Делайте то, что поможет вам привлечь клиентов».
  73. «Посещайте некоторые семинары и доклады, которые помогут вам в вашем стартап-путешествии».
  74. «Не стоит спрашивать совета у слишком многих людей. И в любом случае нужно слушать собственное сердце и разум. Это только ваше чадо».
  75. «Попробуйте спросить совета у того, кто уже прошёл схожий путь. Найдите наставника, вам это очень поможет».
  76. «Если вы просите совета, не пытайтесь защищать своё решение. Это любительский подход».
  77. «Честность, профессионализм, совершенство и пунктуальность. Убедитесь, что вы следуете этим принципам со всеми своими сотрудниками».
  78. «Попробуйте больше говорить "Нет" и меньше говорить "Да". Это принцип можно применять к чему угодно».
  79. «Перед тем, как встречаться с кем-либо, убедитесь, что вы выяснили о нём всё, что только возможно».
  80. «Если вы с кем-то чем-то обмениваетесь на любых условиях, задайте себе два вопроса: какова выгода для вас? Какова выгода для второго участника сделки? Если вы не можете ответить хотя бы на один из них, с этой сделкой что-то не так».
  81. «Мир стартапов хаотичен».
  82. «Страх и одиночество — это чувства, которые испытывает каждый из нас».
  83. «"У меня серьёзные проблемы в отношениях из-за того, что я работаю над стартапом. Что мне делать?". Мне очень вас жаль».
  84. «"У меня такое чувство, будто у меня не осталось друзей". Такое бывает».
  85. «Каждый месяц или два попробуйте делать небольшой перерыв — на день или на два. Вы сможете по-новому взглянуть на накопившиеся проблемы».
  86. «Никогда не думайте, что удача поможет вам получить деньги и покупателей».
  87. «Не предполагайте слишком многого. Ваш разум всегда должен быть чист».
  88. «Перспектива и тайминг очень важны для бизнеса».
  89. «Никогда не бегите от битвы. Вы либо делаете, либо нет. У вас только одна попытка».
  90. «Принимайте решения. Любая ситуаций не решится сама собой. Убежать от проблем тоже не получится».
  91. «Не копируйте конкурентов и не зацикливайтесь на том, чем они занимаются. Просто делайте свою работу».
  92. «Вы не станете знаменитым за одну ночь. Это займёт у вас огромное количество лет».
  93. «Бентли, полёты в бизнес-классе — пройдёт много времени, прежде чем вы сможете себе это позволить. И вам потребуется много и усердно работать».
  94. «"Моя страна не является идеальным местом для ведения бизнеса. Здесь не поощряют стартапы", — перестаньте так говорить. И откажитесь от этой позиции».
  95. «Если вы провалились, не стоит винить других людей или систему. Провал — это нормально».
  96. «Слова о том, что победители не бросают свои проекты — ложь. Победители постоянно их бросают. Просто они делают это в нужное время».
  97. «Птицы летают. Рыбы плавают. Стартапы проваливаются».
  98. «Признать свой провал — лучший способ его пережить».
  99. «Предпринимательство — это не одноразовое развлечение. Даже если вы перестанете заниматься им, вы будете хотеть вернуться и начать всё сначала».
  100. «Самые счастливые люди — те, кому удалось достичь баланса между тремя сферами жизни: работой, любовью и игрой. Те, кто сосредотачивается на чём-то одном, всегда в итоге оказываются несчастными».
12 комментариев

можете минусовать, но это bullshit-talk, bullshit-bingo, и вообще детский сад, а не советы
«Будьте сосредоточены». о да ладно, я дам еще один: «Кушайте вовремя».

13

Согласитесь, многие не стали читать имя стартапера)

10

Вспомнилась сценка из Камеди клаба:
- My name is Ratopal Ratopai Ratotaily.
- May i call you Jimmy?
- No, my name is Ratopal Ratopai Ratotaily...
- Ok, Jimmy...

1

Не нужно быть основателем провалившегося стартапа или вообще предпринимателем, чтоб написать подборку из 100 уроков. Можно сделать небольшой "рисерч" и сделать то же самое. Я к тому, что все это уже где-то читал.

Это тоже самое, как если кто-то напишет 100 уроков от езды на машине. Во первых, все кто ездят на машинах уже все это прошли, а во вторых, никто из новичков никогда не прислушается к этим урокам.

4

100 всхлипов растеряного нытика. Его бизнес пережевали, переварили и выплюнули.
А он и не понял, что это и есть суть его бизнеса. Венчурный бизнес - это бизнес бизнесов.
Суть процесса в выращивании, переупаковке и перепродаже бизнеса с конечным скармливанием его крупному "конечнику" или банкротством.
Сами предприниматели должны тешиться иллюзиями о мегаполезности своего бизнеса.
Но у it-бизнеса только 2правила:
1) Быть вкусным для раундного инвестора.
2) Ничего личного.

4