Почему отказываться от пластиковой упаковки рано, а в кризис ― тем более

Почему отказываться от пластиковой упаковки рано, а в кризис ― тем более

В последние годы интерес производителей продуктов питания к экологичной упаковке стабильно рос по всему миру. Вести «зеленый бизнес» стало модно, в том числе и в России. Индустрия упаковки и упаковочного оборудования так же столкнулась с переменами — мир постепенно стремится отправить в прошлое «токсичный» пластик, а на первый план вывести материалы, которые легко перерабатываются и быстро разлагаются. Однако в марте 2020 года эпидемия коронавируса вдруг напомнила всем о том, для чего на самом деле была создана одноразовая посуда и пластиковая тара. О том, почему пластик все еще с нами, и о том, какие могут быть альтернативы, ― рассказывает руководитель представительства SN Maschinenbau в России Анатолий Ширлин.

Вирус и пластик

Год назад сообщалось, что Европа планирует совсем отказаться от пластика с 2021 года. Речь шла о посуде, приборах, соломинках, ватных палочках. Кроме того, к 2029 году была поставлена задача организовать 90% уровень сбора пластиковых бутылок, которые при этом должны будут изготавливаться частично из переработанного пластика ― не менее 25%. Евросоюз постепенно стал сокращать использование пластиковой упаковки, а Франция стала первой страной в мире, которая совсем отказалась от одноразовой посуды.

Сегодня, когда мир столкнулся с эпидемией, рекомендации врачей по всему миру совпадают. Так, одна из рекомендаций Роспотребнадзора при подозрении на коронавирусную инфекцию»: «Пользуйтесь индивидуальными предметами личной гигиены и одноразовой посудой».

Многоразовые пакеты больше не безопасны, а известные компании, выступающие за экологию, вновь переходят на одноразовые стаканчики, чтобы обезопасить клиентов. Среди них Starbucks и Dunkin’ Donuts. Правила использования пластика временно смягчили в Южной Корее, Франции, США и других странах.

Однако такая тенденция, на мой взгляд, сохранится ненадолго. Мировой бизнес продолжит искать более экологичные варианты упаковки. На первом месте по-прежнему будут функциональность упаковки, безопасность для здоровья и окружающей среды.

Экологичная упаковка в России: миф или реальность

Почему отказываться от пластиковой упаковки рано, а в кризис ― тем более

Современные упаковочные решения все чаще должны будут отвечать запросам бережливого потребления. «Эко-упаковка» — основа рациональной экономики, к которой стоит стремиться всем, но полностью трансформироваться в эко-формат российские производители пока не готовы. И дело тут не в уровне социальной ответственности и идеологических принципах. Процесс перехода затратный и сложный, и возможен он только при равных усилиях власти, брендов и потребителей.

Почему самый часто используемый материал для упаковки всех типов продуктов ― пластик? Причина одна ― его сложно заменить.

Главное предназначение упаковки ― сохранять свое содержимое. Она помогает уберечь продукт от воды, тепла, ультрафиолета, механического и другого воздействия. Поэтому крайне важны ее герметичные свойства: упаковка должна создавать надежный барьер. Например, любимая всеми бумага ― безусловно, очень экологичный материал, но, когда нам нужно упаковать жидкие продукты, он совсем не практичен ― проигрывает в герметичности.

Еще одна задача упаковки, необходимая бизнесу, ― возможность перевозить товар на дальние расстояния и в целости доставлять в торговые сети. Мы живем в России, а это значит, что организация поставок товара даже внутри страны ― как правило означает сложную логистику и длительные перевозки. Упаковка должна помогать нам сохранять товар.

При этом она должна быть относительно недорогой ― выгодной бизнесу, и к тому же еще экологичной.

Альтернатива пластику

Почему отказываться от пластиковой упаковки рано, а в кризис ― тем более

Главная проблема ― отсутствие подходящих материалов, которые соответствуют указанным выше требованиям.

При этом все мы знаем, что пластик или ламинатные материалы (из полипропилена, бумаги, алюминия и полиэтилена), которые обычно используются для создания упаковки, ― очень сложно переработать. Разобрать на части ― не получается.

Поэтому заменой пластику могут стать так называемые «мономатериалы», которые частично используются уже сейчас. Переход на них не слишком дорогой, но пока технически сложный.

Если мы собираемся запаковать соус, орешки, приправы или специи, материал, который мы используем для создания упаковки, должен быть термосвариваемый. Это дает нам возможность создать герметичный шов. Такой шов предотвращает проникновение влаги и микробов. Иными словами, в мономатериале, который мы используем, нам потребуется термосвариваемый слой.

Ламинаты применяют именно потому, что они соответствуют техническому требованию. Чтобы герметично «закрыть» товар, важно, чтобы во время сварки материала расплавилась не верхняя его часть, а только внутренний слой. Тогда получается качественная герметичная упаковка, а процесс идет без сбоев.

Сегодня производители упаковочных машин, в том числе SN Maschinenbau, уже создают такое оборудование, на котором по умолчанию установлены «умные» нагреватели. Это позволяет контролировать разницу температур плавления между внутренней поверхностью материала и наружной ― чтобы она была бы не более 5-10 градусов. В таком случае производитель может сделать мономатериал ― отдельно полиэтилен или полипропилен, или бумагу с минимальным нанесением целлюлозы на внутренний слой ― чтобы использовать внутренний герметичный слой для сварки. Такие машины уже есть.

Мы активно работаем в этом направлении с крупными компаниями, такими, как Nestle, Unilever: они уже сейчас стараются вывести на рынок материалы, которые либо экологически безвредны, либо легко перерабатываемые.

Чтобы переход на экологичную и при этом соответствующую всем техническим требованиям упаковку состоялся и был массовым, нужно производить мономатериалы.

Здесь вопрос больше к производителям гранулята, таким как Dow Chemical или нашим российским компаниям, которые создавали бы гранулят для того, чтобы можно было делать мономатериал с необходимыми физическими свойствами. Компании Амкор, Mondi и многие другие крупные мировые производители пленок уже используют такой гранулят.

У нас в России, к сожалению, подчас даже качественного полиэтилена для производства упаковки для детского питания не найдешь, поэтому сложно говорить о том, что мы быстро двигаемся в эту сторону. Это происходит именно из-за того, что компаний, которые производят хорошие пленки, крайне мало.

Нужны инвестиции. Если по серьезному, переход на новые сложные пленки ― это сотни миллионов долларов. Для производителей продуктов питания ― это затраты на новые машины, либо на модернизацию уже существующих, потому что все машины, которые выпускались до сегодняшнего времени, приспособлены работать только на ламинатах.

Можно ли сказать, что стекло и жесть ― выгоднее для бизнеса и меньше вредят природе? Спорный момент. С одной стороны, это мономатериалы, с другой ― энергозатраты на их производство очень высоки.Стекло и жестяная тара значительно дорожают: стоимость упаковки получается выше, а логистика ― дороже. При этом они дороже в производстве из-за высоких затрат энергии на производстве. Это тоже влияет на окружающую среду. Возьмем, например, выбросы какого-нибудь перерабатывающего стекло предприятия: выходит очень много C02. По этой причине большинство европейских производителей покупают стеклянную тару в России: у нас сейчас произвести ее гораздо дешевле, чем в Европе. Можно сказать, что сегодня у наших производителей стеклянной тары золотые годы.

44
4 комментария

А почему их мало? Как-то неожиданно все оборвалось.

Ответить

Извините, но это какой-то набор ложных утверждений. Позволю себе разобрать особенно яркие тезисы.

«Процесс перехода затратный и сложный, и возможен он только при равных усилиях власти, брендов и потребителей.» — это распространенный и очень вредный миф, которым прикрываются бизнесы. Якобы стать экологичным так дорого, что не будем даже пытаться. Скорее всего, если переход на экологичные решения выливается для вас в серьезные издержки, вы что-то делаете не так. Существует масса альтернатив, как экологизировать свой бизнес и при этом еще сократить расходы.

«..любимая всеми бумага ― безусловно, очень экологичный материал» — совершенно не безусловно и уж точно не экологично. Рекомендую почитать исследования Гринписа и глубже погрузиться в особенности производства бумаги. https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2019/10/FalseSolutions_RU.pdf

«При этом все мы знаем, что пластик или ламинатные материалы (из полипропилена, бумаги, алюминия и полиэтилена), которые обычно используются для создания упаковки, ― очень сложно переработать» — это не так. В России, особенно в крупных городах прекрасно умеют перерабатывать полипропилет, полиэтилен, макулатуру. Про любые металлы вообще молчу, это лучшее вторсырье, которое сохраняет свои свойства даже спустя множество циклов переработки. Или что вы имели в виду под «ламинатными» материалами? 

Дальше вы углубляетесь в особенности работы вашей линейки оборудования и упаковки, которая на нем производится. Хорошая попытка нативной рекламы, но не очень красиво, что вы вначале пускаете пыль в глаза такими популистскими репликами. 

Ответить

Алина, я внимательно прочитал Ваш комментарий, но к сожалению, не увидел разбора. 
По поводу ламинатов - Вы правы, сейчас есть технологии переработки полиэтилена, полипропилена, НО ПО ОТДЕЛЬНОСТИ. Что бы разобрать современный ламинат, в который упаковывается молоко, нужно энергии в 4 раза больше, чем на их производство. 
Если Вы знаете другие экологические пути, то добавьте их в свой комментарий, пожалуйтста.

Ответить