Эксплуатация вируса или вирус эксплуатации?

Пандемия коронавируса, зародившаяся в китайском городе Ухань в конце прошлого года, в марте добралась до России, а на сегодняшний день заболевание зафиксировано почти во всех регионах страны. При этом вирус довольно бесцеремонно ворвался в нашу жизнь и диктует новую реальность всем без исключения: политикам, врачам, звездам шоу-бизнеса, простым гражданам, каждому из нас.

В стороне не могли остаться и СМИ, повестка которых теперь плотно завязана на коронавирусе. Некоторые СМИ заполняют вирусом всю ленту, другие — почти всю, третьи пытаются писать о нем меньше, но никто не может себе позволить закрыть на эту тему глаза и так или иначе эксплуатирует её. В каком-то смысле вирус захватывает не только наши тела, но и уже властвует над нашими умами через СМИ, которые создают пропитанный вирусом информационный фон. И совершенно непонятно, как долго все это продлится. И при этом все понимают, что не писать, не говорить о вирусе сегодня нельзя не только потому что это тема самая популярная, но и потому что эта тема чрезвычайно важная.

Но как и всегда, есть нюансы и полутона, ведь рассказывать о пандемии можно по-разному. Можно просто нейтрально сообщать новости, можно подавать ситуацию только в негативном ключе, можно пытаться транслировать позитивный настрой. Кто-то подходит к вопросу с иронией, кто-то творчески, кто-то придумывает приемы, призванные отвлечь читателя или поднять ему настроение в это непростое время. Аналитики Института стратегических коммуникаций и социальных проектов провели исследование подходов и приемов освещения ситуации вокруг пандемии, а также связанных с ней действий и высказываний властей.

Для этого мы отобрали 60 региональных СМИ, равномерно представляющих все федеральные округа России. Также мы изучали контент ряда СМИ Москвы и Санкт-Петербурга. Для исследования были выбраны именно региональные СМИ, потому что в регионах информацию зачастую подают свободнее, у них есть привязка к местным реалиям и зачастую свой взгляд на ситуацию. Таким образом мы получили довольно разнообразную картину.

В отобранных нами СМИ анализировался подход к освещению пандемии, подбор новостей, тональность подачи информации и различные приемы, которые используют СМИ в связи с этой темой. На основании проведенного исследования нами были выделены несколько подходов. При этом в одном СМИ могут сочетаться резные подходы. Сразу нужно уточнить, что ниже речь пойдет только о тех СМИ, у которых прослеживается выраженная позиция, зримо проявляются отдельные приемы или есть что-то примечательное в подаче информации. Издания, которые только сообщают новости в нейтральном ключе в обзоре представлены не будут, хотя среди 60 проанализированных СМИ они тоже составляют ощутимый процент.

Важно отметить, что, проводя исследование, наши аналитики подходили к сбору и анализу информации максимально беспристрастно, а приведенные в данном материале ссылки и цитаты призваны лишь репрезентативно проиллюстрировать собранную нами статистику и общий информационный фон в региональных СМИ. В рамках данного исследования мы не оценивали деятельность СМИ, а лишь собирали данные и наиболее яркие цитаты.

Снижая градус напряженности

Одним из очевидных и ожидаемых трендов освещения пандемии оказался подход, при котором СМИ, рассказывая о происходящем, стараются либо подавать новости так, чтобы снизить градус напряженности в обществе, либо смещая фокус внимания с проблемных точек — на явления, которые внушают оптимизм. Здесь надо оговориться, что такие СМИ обычно не просто сообщают новости, но делают это так, чтобы в целом сохранялся позитивный тон подачи информации, который внушает уверенность в завтрашнем дне.

Наиболее показательно в данном ключе выступают информационные ресурсы Северо-Кавказского федерального округа. Например, ставропольское информационное агентство Победа26 публикует тексты с позитивным настроем, и вообще создается ощущение, что редакционная политика данного издания предполагает борьбу с паническими настроениями и веру в лучшее. Вот, например, как заканчивается текст про то, как не поддаваться панике:

«А от себя ещё добавим, что самое сложное и важное для всех нас — это в любой ситуации оставаться людьми. Всё, что есть хорошего вокруг и внутри нас, да и само наше существование — это результат того, что бесчисленные поколения наших предков выживали при куда более страшных обстоятельствах, заботились друг о друге, сохраняли светоч разума и добра.

Сегодня от каждого зависит судьба не только нас самих, но и огромного количества других людей. И что бы ни творилось вокруг, мы попросту не имеем права терять голову при любых обстоятельствах. Так что, гоните беса паники и не забывайте, что человек может справиться со всем».

Позитивный настрой сохраняются и редакциях информационных агентств Чеченинфо и Дагестан. Здесь разоблачают фейки, информируют о заболеваемости и эффективных мерах властей по борьбе с заразой, пишут об акциях, флешмобах и распространении листовок. Негатива нет.

Еще более серьезный подход демонстрирует ресурс Кавказ Сегодня. Здесь авторы не зациклены на вирусе, а если и пишут о нем, то только обстоятельно и патриотично. Например, опубликован большой текст о фейках про коронавирус. Еще показательнее текст под заголовком Преступная глупость на фоне чумы, в котором автор подробно рассказывает об эффективных мерах властей, после чего следует обзор действий обычных граждан, напрямую угрожающих эпидемиологической обстановке в России, который заканчивается довольно категоричным вердиктом:

«Резонный вопрос: люди совсем не отдают себе отчёт в том, что творят? Увы, вопрос риторический. Если совершают такое – не только не отдают никакого отчёта, но и вообще плевать хотели на все нормы и правила. При этом их отношение к происходящему – отнюдь не мировоззренческий вопрос. Пренебрегая нормами безопасности и социальной ответственности, они не просто нарушители спокойствия. Они преступники. Давайте называть вещи своими именами».

Конечно, оптимизмСМИ демонстрируют не только на Северном Кавказе. Например, Кубанские новости рассказывают о семье из Сочи, в которой шьют маски и передают волонтерам. Ямальский ресурс Север-Пресс рассказывает как извлечь пользу из происходящего, а также о том, как сервис доставки объединил предпринимателей в Ноябрьске. РИА Томск позитивно рассказывает о домашнем питании и публикует репортаж о незаметных героях — дезинфекторах. А издание Петербургский дневник хвалит власти Санкт-Петербурга за изящное укрощение «шашлычного безумия» на карантине и дает советы бизнесу.

Среди других региональных СМИ в этом блоке нужно отметить РИА Крым, Башинформ, Волга Ньюс, Тюменская линия и московско-подмосковный ресурс РИАМО.

Эксплуатация вируса или вирус эксплуатации?

Будет только хуже

Конечно, позитивныйвзгляд на ситуацию и действия властей сохраняют далеко не все. В нашей выборке ресурсов, которые усиливают тревожные настроения в обществе, оказалось несколько больше. Назвать лидером негативистских настроений какой-то федеральный округ мы не можем. Но, пожалуй, сильнее всего негатив выражают СМИ в Уральском, Сибирском и Северо-Западном округах. Впрочем, в других округах такие тенденции тоже представлены.

СМИ и авторы из регионов критикуют действия властей, которые кажутся им полумерами, другие говорят, что меры слишком жесткие и нарушают конституционные права граждан. Еще представителей власти частенько упрекают в перекладывании ответственности. Пишут о сокращениях, закрытии предприятий, смерти малого бизнеса. Отдельная проблема — ужасы дистанционного образования, к которому не готов никто: дети, родители и учителя.

СМИ, которые мы выделили в этот блок, подбирают больше плохие новости, подают информацию негативно, подмечают нелепости и несоответствия, иногда напрямую критикуют региональную власть или федеральный центр. Интересно, что у некоторых СМИ в новостной подаче негатив вообще не выражен, но большие статьи и авторские колонки могут давать достаточно жесткую критическую оценку действиям властей.

Начнем с ресурса, который дает информацию максимально жестко: Тайга.Инфо. Типичные новости расскажут про то, как младенца с отрицательным тестом на коронавирус принудительно забирают в больницу, как сотрудник МЧС поехал на рыбалку в Туву и привез туда вирус, как умирает сибирский бизнес. Отдельного внимания заслуживает интервью с вице-спикером новосибирского парламента справедливороссом Анатолием Кубановым, который власть напрямую не критикует и даже хвалит, но российскую систему экономики называет «ублюдочной»:

«Эта ублюдочная система характерна только для недоразвитых стран. В этой яме мы оказались 30 лет назад. На сегодняшний день, как я уже сказал, вызовы просто фантастические. Можно опрокидывать миллионы людей просто в морок такого страха, в пандемию такого безумия, информационно-психологического террора. И здесь адекватный метод борьбы — это разрывать с тем путем, который нас в эту яму загнал и строить свою самостоятельную суверенную денежную систему, свою самостоятельную промышленную политику».

Другие сибирские СМИ тоже умеют задать негативные тренды. Ресурс ПолитСиб рассказывает, что в Барнауле не могут сдать анализы граждане, летевшие одним самолетом с зараженной COVID-19, что на городском предприятии работников принуждают работать во время карантина, а власти обязательно проигнорируютинициативу раздать гражданам деньги.

Уральские издания негативят не хуже. Например на URA.RU прогнозируют взрывной рост заболеваемости, рассказывают о падении доходов таксистов и срыве дезинфекции. Колумнисты югорского ресурса siapress.ru напрямую критикуют действия властей. Вот, например, про грабеж в государственном масштабе:

«А вот отказ Центробанка предоставить отсрочку по выплатам кредитов из-за нерабочего месяца, да еще и рекомендация оплатить все заранее, чтоб потом проблем не было — это форменный гоп-стоп».

Другой автор, рассуждая о логике властей, делает акцент на том, что денег из бюджета для граждан нет даже в чрезвычайной ситуации, хотя деньги обычно находятся на различные олимпиады и чемпионаты, и в масштабе мер, которые принимают в других странах, действия российских властей ничтожны. Заканчивается текст так:

«На что в этой ситуации я хочу обратить внимание. С большущей натяжкой предположим, что рейтинг президента, на который так молятся во всей власти, действительно после двух обращений по коронавирусу подрос. Сейчас действительно время для «ралли вокруг флага», объединение нации против общей беды и в целом солидарности с властью, которая как может пытается не дать инфекции разыграться до итальянских или американских масштабов.

Но когда все закончится (в том числе, приблизится голосование о поправках в Конституцию), и люди выйдут в чистое поле и начнут подсчитывать потери, а также меры поддержки власти, и тогда-то начнутся вопросы. Большие-большие вопросы».

Еще один уральский ресурс — «Накануне» — держит планку негативного восприятия очень высоко. Один из авторов, например, рассуждая о ситуации в России, заканчивает аналогией с распадом СССР. Впрочем, в других текстах ничем не лучше, почитаем заголовки: «Обратно в 2000-е, а дальше — в 90-е?», «Не окажется ли Валдай новым Форосом?», «Страна под домашним арестом, в глазах президента – страх».

На Северо-Западе негативный взгляд на происходящее транслирует среди прочих карельская интернет-газета «Столица на Onego.ru». Здесь и крик души бизнеса, и беспросветное положение в сельской медицине, и проблемыдистанционного обучения. Кроме того, издание цитирует прямую критику губернатора со стороны депутата Заксобрания Карелии Эмилии Слабуновой. Другие СМИ Северо-Запада тоже могут показать мир в мрачных тонах. Росбалткритикует Путина и собирает мемы о печенегах, FlashNord пишет о лошадях, которых «пустят на колбасу», а в Псковской ленте новостей просто и открыто критикуют действия федеральных властей:

«И тут бы умным государственным головам подумать и глянуть на шаг вперед. Бизнесу нужно срочно помогать. И не, извиняюсь, метафизической фигней, вроде налоговых каникул и отсрочки по платежам. Вот, премьер Мишустин, когда от него ждут конкретной помощи, сегодня говорил об отсрочке платежей по аренде коммерческой недвижимости. Уважаемый премьер-министр, а зарплату людям прикажете тоже отсрочками платить? Бизнесу нужны живые деньги – если кто-то этого не понимает, почитайте умных экономистов, Кейнса, например. Вы эти ваши «налоговые каникулы» на хлеб не намажете и в двигатель не зальете».

В прочих федеральных округах тоже есть СМИ, которые транслируют негатив. Ставропольский ресурс NewsTracker рассказывает о чиновниках, которые поехали за границу в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки в мире, на подмосковном авторском ресурсе Альтернативная газета Андрея Трофимова автор критикует власть и церковь, публикует тревожные письма читателей и высказывается довольно остро:

«И за чей счет пир? Карантин происходит за счет государства, а Путин объявил каникулы за счет работодателя. Кому я должен — всем прощаю».

Интересным подбором новостей отличается ресурс newsnn.ru: здесь пишут про швыряние паспорта в отделении Сбербанка, о проститутках в медицинских масках и о лавочках, сломанных коммунальщиками во имя самоизоляции. Отдельного внимания заслуживает проект Коронакризис, призванный показать несамостоятельность глав регионов при предоставленных им президентом широких полномочиях.

Среди других нагнетающих обстановку СМИ стоит выделить ресурсы 47 новостей из Ленинградской области, издание Московская правда (например, в одном из текстов автор проводит мысль, что коронавирус у нас гуляет уже давно), и региональные ресурсы медиахолдинга Hearst Shkulev Media: в частности, ngs24.ru, 59.ru, 74.ru, Фонтанка.

Эксплуатация вируса или вирус эксплуатации?

Уместна ли ирония «во время чумы»?

Отдельным блоком мы решили выделить СМИ, которые, рассказывая о пандемии, смотрят на происходящее с иронией.

Например, на сайте Дейта.рупристально следят за сахалинским губернатором Валерием Лимаренко. Цитируют его телеграм-канал, где губернатор пишет, что маструбация не повысит иммунитет к коронавирусу или публикуют ролик, где «статный мужчина с внешностью молодого амбициозного политика и женщина типажа заботливого главврача» врываются в кабинет губернатора и бодро рапортуют об успехах в борьбе с коронавирусом.

Здоровую иронию демонстрируют журналисты волгоградского агентства Высота 102. Заявление местного чиновника о том, что в аптеках нет дефицита парацетамола, журналисты проверили и сопроводили метким замечанием: «Так что парацетамол есть. Другое дело, что от коронавируса он не спасет».

Самое ироничное отношение к тому, что происходит вокруг, показал ресурс Новый Калининград. Процитируем начало одного из вечерних обзоров на этом ресурсе:

«Калининградцы продолжают страдать от чересчур хорошей погоды, хотя суды, как выяснилось, штрафуют не всех. Впрочем, чтобы жителям Светлого было легче отказаться от прогулок, местные власти решили демонтировать лавки. А в целом жизнь налаживается — стройки строятся, колосья колосятся, солнце светит, коронавирус распространяется. Под сопровождение нестройного хора апрельских котов представляем важные события среды в вечернем обзоре».

Эксплуатация вируса или вирус эксплуатации?

Креатив — в массы

Не писать о вирусе и о том, что происходит — нельзя. Но почему бы не делать это интересно? У ряда СМИ выражено стремление делать интересный или полезный контент даже в таких условиях. Среди популярных сюжетов: рассказы бывших соотечественников из других стран, идеи для занятий дома, полезные советы и просто юмор. Например, журналисты PrimaMedia устроили фотосессию в противогазах в знаковых местах Владивостока.

Портал 74.ru опубликовал серию материалов о жизни бывших челябинцев в других странах: Чехия, Греция, Канада. А на ngs24.ru рассказывают о неожиданных объявлениях, предлагают пройти тест на знание ПДД в условиях режима повышенной готовности, пишут про свадьбы на карантине и секс как способ похудеть. В этой категории также надо отметить такие СМИ, как Москва24, Мослента, 59.ru.

Кстати, рекламу в период пандемии никто не отменял. Например на 74.ru предлагают заказать эротическое белье: «Ведь карантин — это отличный повод добавить ярких эмоций в свои отношения».

Эксплуатация вируса или вирус эксплуатации?

Для тех, кому все надоело

Некоторые СМИ в условиях пандемии и карантина стремятся не только показывать картину дня, но и напоминать своим читателям, что все это когда-то закончится, и в жизни есть другие темы и сюжеты. Способы могут быть разными.

Например, на главной странице PrimaMedia есть счетчик времени, который отсчитывает сколько дней, часов и минут осталось до конца режима самоизоляции. Кроме того, создан отдельный хештег НЕкоронавирус, который покажет сообщения, не относящиеся к пандемии. Росбалт в свою очередь предлагает читателю не только новости и статьи о вирусе и карантине, зачастую с критикой или негативом, но и проект Антивирусная терапия, где сообщают полезную, интересную или просто забавную информацию в тему.

А на двух ресурсах пошли еще дальше. На сайтах Вечерней Москвы и URA.RU есть специальный тумблер, нажав на который, можно просто отключить все новости про коронавирус.

Такая разная журналистика

Региональные СМИ по-разному адаптируются к сложившимся условиям. Каждый учредитель СМИ и каждая редакция, конечно, сами выбирают свой путь: просто сообщать новости, снижать напряженность в обществе, нагнетать панику и истерию, огульно критиковать все, откровенно хайповать на жаренных темах, пытаться отвлечь и развлечь читателя. Но эксплуатируют тему все.

Но все имеет свойство заканчиваться. Пандемия и карантин тоже кончатся — скоро или не очень. Когда это произойдет, не всем удастся сохранить лицо, сохранить аудиторию, сохранить спонсоров и рекламодателей. И только тогда мы увидим какая стратегия была выигрышной, а какая привела к краху. Но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что вирус уже изменил российские СМИ, и нет сомнений, изменения только начинаются. А аналитики Института стратегических коммуникаций и социальных проектов продолжат держать руку на пульсе и отслеживать наиболее интересные и показательные тренды в медиапространстве.

11
Начать дискуссию