Жертвы черного пиара: как не стать «дойной коровой»

В начале 1980х повсеместный переход от аналоговых к цифровым технологиям ознаменовал начало Цифровой революции. Трудно осознать, как сильно изменилась наша жизнь. Кажется что интернет, Wi-Fi, iPhone, Google, Facebook были всегда. Но это продукты уже цифровой эпохи, а еще 30 лет назад мобильный телефонов был атрибутом правящей элиты, а первый сайт в интернете появился лишь 6 августа 1991 года. Именно всеобъемлющее проникновение Интернета изменило наш мир полностью и ознаменовало начало цифровой эры. Цифровым стало все: музыка, видео, коммуникации, и оружие также стало цифровым. В новой эре войны ведутся в Цифровом мире, но эффект от них может фатально сказаться и в мире реальном.

Сегодня есть масса вооружения для создания проблем любому человеку. В 21 веке бизнесмены ежедневно сталкиваются с проблемами недобросовестной конкуренции, черного пиар, утечки данных. в XX веке подобное реализовать было весьма затруднительно — сдерживающим фактором был уголовный кодекс. Когда кого-то убивали, что-то взрывали, воровали документы или совершали другие преступления, то оставались следы, были суды, люди отправлялись в тюрьму и в результате мог быть крах жизни или бизнеса.

Жертвы черного пиара: как не стать «дойной коровой»

В цифровую эпоху нет большого количества следов и как следствие процветает безнаказанность. В интернете конечно же следы остаются, но обычный бизнесмен вряд ли имеет службу безопасности, которая по этим следам сможет найти исполнителя или заказчика преступления. Именно отсутствие риска быть раскрытым порождает желание быстрых денег, вернуть долю рынка, уничтожить конкурентов. В результате мы наблюдаем репутационные удары по бизнесу, в результате которых происходит отказ инвесторов и периодически закрываются предприятия.

Черный Пиар.

Когда мы говорим про информационное воздействие на группу лиц с целью сформировать у них нужное мнение, а именно так и стоить понимать слово Пиар, то нужно выделить несколько важных факторов. Информационное воздействие может быть основано как на достоверной информации, так и на информации созданной специально для дискредитации. Цели злоумышленники выбирают в диапазоне от банального вымогательства до дезорганизации или остановки деятельности бизнеса. Черный Пиар в данном случае – это информационное воздействие основанное на недостоверной информации с целью дискредитации деловой репутации. Очевидно, что последствия от потери деловой репутации могут быть фатальны для бизнеса, так как основой деловой активности является доверие со стороны клиентов и партнеров.

Индустрия Черного Пиара развивалась вместе с развитием цифровой Эры, и если ранее основной проблемой бизнеса в интернете были фейковые отзывы на различных сайтах, то сегодня инструментов воздействия стало значительно больше. Злоумышленники используют материалы журналистов, слухи и сплетни из социальных сетей, привлекают к сотрудничеству экспертов и различные государственные структуры. Для дискредитации руководства компании или первых лиц могут использовать фейковые интервью с сотрудниками или клиентами компании, и фейковые новости об уголовных делах. Для дискредитации личности создают профили или сообщества в социальных сетях и на сайтах знакомств. Вы наверняка встречали в своей ленте facebook продвижение подобных дискредитирующих публикаций. Отдельное внимание злоумышленники уделяют поисковой выдаче Google. В их арсенале от вытеснения нужного сайта с топ-10 по запросам до забивание топ-10 сайтами с негативом.

Создаются материалы с негативом в СМИ или на специальных сайтах, вплоть до создания дискредитирующих сайтов о человеке или компаниях.

Атаки

Запомните одну важную вещь — как только вы решили кем-то стать, и что-то иметь сразу появляются люди, которые хотят у вас это отнять. Жертвами информационных атак становятся люди или компании которые претендуют на долю рынка, или уже имеют определенную власть. Основная борьба в информационном поле ведется за власть, потому что именно власть в нашей стране, да и не только в нашей, можно считать источником финансовых потоков. Поэтому можно утверждать что людям обладающих властью и деньгами очень важно быть информационно защищенными, потому что атака может произойти в любой момент, чаще всего это происходит абсолютно неожиданно для жертвы.

Жертвы черного пиара: как не стать «дойной коровой»

Часто атаки носят волновой характер. Одна волна атаки затухает и через какое-то время начинается новая. Яркий пример — новая волна атаки на алкогольного магната, владельца бренда Хортица и с 2018 года автора Youtube канала BIG MONEY — Евгения Черняка. Если ввести в поиске Google “Евгений Черняк”, то можно найти множество свежих опубликованных статей. Если вы обратите внимание на сайт kompromat1 то увидите, что про Евгения Черняка активно писали до 2018 года. Но с 11 февраля 2020 года, на этом сайте, помимо всех прочих материалов, каждый день публикуется несколько статей дискредитирующих Черняка и его деловую активность, а это всего лишь один из многих подобных сайтов который используется в данной кампании сейчас.

По инсайдерской информации, которой я обладаю, у господина Черняка недавно появился новый друг, и этот друг странным образом связан с большим количеством подобных сайтов на которых публикуется компромат и чернуха на самого Черняка и еще на массу других людей. Вероятнее всего данные материалы публикуются с целью вымогательства, и в скором времени будет выставлен счет за удаление этих материалов. Худшее, что может сделать Черняк в данном случае это заплатить деньги, потому что договорившись с одним сайтом эти статьи в скором времени появятся на 50 других сайтов — именно так и работает эта индустрия вымогательства. В данной статье я не буду делать громких разоблачений, но если господин Черняк посчитает необходимым обратится ко мне, то я смогу не просто рассказать, а показать весьма занимательную информацию.

Безусловно существуют более эффективные методы борьбы с подобными явлениями, но об этом позже, а пока рассмотрим другие примеры. Атака с использованием социальных сетей видна на примере facebook страницы STOP Zaperchenko. Страница была создана 23 января 2020 года. Активно освещается атака с использованием митингов, видеозаписей свидетелей, публикаций на сайтах выдающих себя за СМИ. Как вы понимаете, за митинги, публикации на сайтах, видеозаписи свидетелей и за продвижение в соцсетях нужно платить. И цель в данном случае очевидна — дискредитация репутации чиновника.

Расскажу еще об одном случае, получившим широкую огласку в 2018 году, и который вы возможно помните. Девушка в социальных сетях написала публикацию, что ее домогается и угрожает некто Александра Варченко работающий в МВД, в доказательства девушка приводила скрины переписок а также фотографию присланного «подарка» — отрезанные куриные лапки в коробке. Саму атаку связывали с дискредитацией жены Александра, Ольги Варченко, которая на тот момент занимала пост первого заместителя Главы ГосБюро. Не будем вдаваться в детали этого Секс-скандала, но важно отметить что девушка публично извинилась, а атака закончилась задержанием известного киевского политтехнолога Владимира Петрова и ряда других блогеров.

Статус Жертвы

Жертвы черного пиара: как не стать «дойной коровой»

Вопрос, который может у вас возникнуть «Почему жертвы терпят?». Если атаки проводятся на обеспеченных людей с властью и финансированием, то почему их атакуют, а они терпят? Почему Черняк согласен быть в роли жертвы и мальчика для битья? Все просто. Эти люди не реагируют потому что у них есть «волшебные» консультанты – это зачастую жены, друзья, адвокаты, и даже некие специалисты, но в списке консультантов нет экспертов в области информационной безопасности.

Одни советуют ничего не делать, типа само рассосется. «Собаки лают, караван идет», говорят они. Сомнительная тактика в наше время – никогда само ничего не исчезает. Другие советуют договариваться с ресурсами и оплачивать удаление материалов — это очень смешно. Заплатив однажды вы превращаетесь в «дойных коров», и теперь все кто нужно знают, что вы платите деньги вымогателям. Третьи говорят – «Давайте разбавим негатив позитивом». Смешайте 1 кг говна и 100 кг мороженого – Приятного аппетита! Не хочется? Никому не хочется, но советуют такое часто! Есть конечно особые люди, они считают что у них выработался иммунитет на информационное воздействие. Но они еще не поняли что мир живет в интернете, и однажды их дети спросят «Папа, а что это значит? Почему про тебя такое пишут?». И им придется объяснять детям что это все не правда, и что в сотнях материалах про него написали неправду: «Мир несправедлив, и я стал жертвой этой несправедливости, но не обращаю внимания, и ты не обращай.».

Искать злоумышленников в большинстве случаев никто даже не собирается. Более того, часто бывает, что люди знают кто «играет» против них, и кто оплачивает атаки, но даже в этом случае ничего с этим не делают. Они считают этих людей либо «небожителями», либо просто боятся говоря, что у их оппонентов безлимитный бюджет на подобные акции. Честно говоря это тоже очень смешно. Подход можно найти к каждому — все они просто люди, со своими слабостями, увлечениями и скелетами в шкафу.

Цель моей статьи не научить вас как противостоять подобным атакам. При всем желании, на что чтобы стать экспертом в области информационной безопасности, нужны годы обучения и практики. Главное, что я хочу чтоб вы поняли, что информационная атака - это в 99% спонсируемая кем-то операция с конкретной целью, и что для противодействия этой операции первостепенно выяснить кто стоит за этой атакой нежели бороться с последствиями. Только после того, как источник угрозы будет нейтрализован, можно уже делать зачистку без сопротивления – удалять статьи с сайтов, деиндексировать ссылки в Google чтобы их было невозможно найти, удалять страницы в социальных сетях. Если конечно сам исполнитель не сделает это раньше, что бывает после их обнаружения. И после того как информационное поле будет зачищено от негатива, вот тогда можно размещать позитивные пиар статьи, упоминания экспертов и все то, что формирует нужное общественное мнение и позитивный образ.

Важно отметить, что эти «смелые парни» смелы лишь потому, что уверены что их невозможно найти, и они своего рода невидимки. Но практика показывает, что иногда достаточно обнаружить угрозу, чтобы самим обнаружением устранить проблему. Это конечно оптимистичный вариант который работает с мелкими вымогателями. В случае более профессиональной атаки можно использовать ряд других, законных и весьма эффективных инструментов останавливающих действия злоумышленников.

Жертвы черного пиара: как не стать «дойной коровой»

Вывод

Время изменилось. Информационные войны сегодня, ведутся на самых разных уровнях, от межправительственных атак до споров кто прав в facebook. Поменялись инструменты защиты и вооружения, и защита от информационных атак это уже давно не разбавление негатива позитивом или работа с возражениями в facebook. Сегодня возможности позволяют удалять заказные статьи с клеветой с любых сайтов, «стирать» деструктивные аккаунты в социальных сетях, подготовить первую страницу выдачи Google по брендовому запросу в настраиваемый вид. Так что сами понимаете, эффективность решения вашей информационной проблемы зависит от уровня подготовки ваших консультантов и вооружения у них в наличии.

22
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

А что там было конкретнее не подскажите?

Ответить

Это скорее неумелый пиар нежели чёрный.

Ответить