{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Визуализация смысла жизни: модель капельного кофе

Это перевод статьи Чарли Чу, в которой разбирается модель из книги израильского философа Иддо Ландау «Как найти смысл в неидеальном мире». Оригинал статьи удалён с Медиума.

Статья бережно перенесена из блога бегущего редактора. Кстати, следить за анонсами новых статей можно в моём телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Неправильный вопрос?

Вам не кажется, что в вопросе судьи обвиняемому: «Почему вы били жену?», уже скрывается проблема? Судья делает предположение, что мужчина действительно бил свою жену. Вопрос содержит эту проблему внутри себя.

Вопрос о смысле жизни тоже содержит предположение:

  1. «В чём смысл жизни?» Предполагается, что есть единый смысл.
  2. «Есть ли у моей жизни смысл?» Предполагается (или подсказывается), что возможны ответы «да» или «нет».

Ландау уверен, что оба эти предположения не верны. У наших жизней может быть несколько смыслов — они должны существовать. И глобальная задача не в «наличии» или «отсутствии» смысла жизни… А в его достаточности.

Чтобы понять это, мы должны сместить суждение со «смысла» к «ценности».

От смысла к ценности

Ландау утверждает, что проблема смысла — на самом деле проблема недостатка ценности:

… воспринимать жизнь бессмысленной или недостаточно осмысленной, значит вести жизнь с недостаточным количеством значимых аспектов. Другими словами, те, кто воспринимают жизнь бессмысленной, чувствуют разрыв между ожиданиями и реальностью: разрыв между степенью ценности, которой жизнь должна обладать, и степенью ценности, которой она обладает

Иддо Ландау

Когда жизнь ощущается бессмысленной, это может значить, что у нас завышенные ожидания (перфекционизм).

Но это так же может значить, что мы на самом деле не обладаем достаточной ценностью в жизни — возможно мы слишком неуверенны в себе, живём одни, не общаемся с друзьями, ненавидим свою работу, тонем в одиночестве и экзистенциальном страхе. (По себе с этим знакома. И это правда фигово.)

Вот почему это переход от смысла к ценности так важен.

Во-первых, намного легче спросить: «А в моей жизни достаточно ценного опыта?», чем «А моя жизнь имеет смысл?» Такой вопрос более чёткий. Есть целая область теории полезности, которая изучает, как мы создаём и исследуем ценность. Здесь уже многое сделано до нас.

Но самая важная вещь о ценностном рассуждении в том, что оно несёт в себе два посыла. Чтобы найти смысл мы можем либо:

  1. Добавить больше ценности. Выделить действия, которые являются или могут быть ценными для нас — работу в саду, медитацию, волонтёрство и так далее — и больше ими занимаемся. Либо наоборот убрать из жизни действия, которые снижают ценность (например, игнорировать злые комментарии об опечатках).
  2. Изменить способ рассуждения. По-другому оцениваем то, чем мы обладаем. Возможно, в нашей жизни уже есть источник ценности, но мы не воспринимаем его с этой стороны. (Пример: я знаю японца, который думает, что красавица жена и дочь «рушат его жизнь», потому что он проводит всё время в попытках поддержать их и не может делать ничего другого. Хотя, если они исчезнут, он будет просто раздавлен.)

Закрепим это и попробуем изменить своё мышление.

Визуализация смысла

Для большинства из нас смысл жизни выглядит примерно так:

В такой картине мира мы видим смысл жизни категоричной или бинарной величиной. Он либо есть, либо нет. Это не только не приносит пользы, но и демотивирует.

Ландау предлагает воспринимать смысл жизни как спектр. Представьте шкалу от нуля (полной бессмыслицы) до ста (абсолютной осмысленности).

Прямо сейчас вы где-то на этой шкале:

Где-то на шкале есть субъективный рубеж осмысленности.

Когда у нас в жизни достаточно ценности, чтобы его преодолеть, она обретает смысл.

Почему эта модель мне очень нравится:

  1. Она показывает, что у нас уже есть ценность. В большинстве случаев ваша жизнь не лишена смысла. Скорее что-то уже несёт вам какую-то ценность. Всего лишь нужно поработать над тем, чтобы подтянуть эти аспекты жизни.
  2. Это не так страшно. Продвинуться вперёд на пару дюймов не вызывает такого ужаса, чем пройти весь путь от бессмыслицы к осмысленности.
  3. Ясная цель. Мы должны либо а) дойти до своего рубежа, либо б) приблизиться к нему.
  4. Есть возможность для отклонений. Ценность не является постоянной на протяжении всей жизни или разных её моментов. По этой модели мы можем представить как с течением времени движемся по шкале вперёд-назад.
  5. Она учитывает психологию. Рубеж помогает визуализировать, как изменяются наши ожидания. Вот почему люди с высокими (и ошибочными) стандартами могут чувствовать, что их жизнь не имеет смысла.

Однако я думаю, что у этой модели есть одна слабость: конечно, в ней берётся в расчёт психология, но как мне кажется недостаточно.

Модель капельного кофе

Многие жертвы холокоста сохранили ощущение значимости жизни, другие потеряли его полностью и в пали в отчаяние. Хотя у обеих групп был схожий опыт, осмысленность по-разному влияла на психологию.

Другими словами, ценность не связана с объективным опытом. Важно, как вы её воспринимаете

Ландау точно описал это в своей книге. Ценность жизни складывается не из числа друзей или количества увиденных закатов. Её могут дать вещи, которыми вы уже обладаете. Главное во время это распознать.

Однако, не думаю, что он дал хороший способ визуализировать это.

Чтобы показать вам этот концепт, я создала модель капельной кофемашины.

Представьте кофейник с фильтром.

Подумайте о всех вещах в жизни, которые имею ценность: закаты, ночные посиделки с вином, лекции на Ютубе, симфонии Бетховена и так далее. Эти вещи «попадают» в ваш фильтр.

Если достаточное количество вещей просачивается сквозь него в кофейник, то жизнь обретает смысл. Если их недостаточно, то она его теряет.

Чтобы наполнить кофейник, не нужно думать только о том, что в него втекает. Вы должны разобраться, может ли что-то физически просочиться через фильтр.

У моего друга японца есть прекрасная жена и два чудесных ребёнка. Однако, недавно он начал думать, что семья разрушает его жизнь.

У меня нет свободы заниматься тем, чем реально хочется. Мне нужно больше времени на себя

Жена и дочь не могут пройти сквозь его психологический фильтр. Сила воли — или ужасное событие — может изменить его восприятие, но сейчас он слеп к ценности, которой уже обладает.

Вот почем перфекционизм так вреден. Он воспринимается как по-настоящему серьёзный фильтр, сквозь который не может просочиться ничто кроме высочайших достижений. Побочный эффект в том, что мы пропускаем все слишком мелкие ценности жизни.

Как приготовить кофе

Теперь применим эту модель к нашим жизням. Как заполнить кофейник?

Как я сказала ранее, мы можем:

  1. Добавить ценности. Получить приток большего количества ценных вещей.
  2. Довольствоваться тем, что имеем. Пропускать больше ценных вещей сквозь фильтр.

Чтобы понять, как добавить ценности, можно отрефлексировать прошлое; понять, что вы даёте другим; читать книги; думать об этике и политике. Можно оценивать то, что делаем каждый день и спрашивать себя, «Даёт ли это ценность?» Если что-то её не приносит, значит пора прекращать этим заниматься.

Чтобы ценить то, чем обладаем (и развить психологический фильтр), можно практиковать осмысленные медитации, читать стоических философов, общаться с Буддистскими монахами, начать вести дневник, голодать на протяжении 48 часов и так далее.

Иддо Ландау говорит, что цель его книги в том, чтобы снять смысл жизни «с пьедестала». Мне кажется, что он именно это и сделал… Возможно «сорок два» не было единственным ответом.

0
1 комментарий
Pixel Lens

Шаткая конструкция мыслей таки разбилась об вот это:

Чтобы ценить то, чем обладаем (и развить психологический фильтр), можно практиковать осмысленные медитации, читать стоических философов, общаться с Буддистскими монахами, начать вести дневник, голодать на протяжении 48 часов и так далее.

Но ладно... Каждый дрочит как он хочет.

TLDR для тех, кто прыгает сразу в комменты. Чтоб придать жизни смысл, нужно:
1) Добавить в жизнь то, чего хочется
2) Либо присмотреться к уже имеющемуся и найти в нём позитив. 

По поводу первого - звучит как обычно легко, а по факту за этим стоит гигантский труд. По поводу второго - без искренности не получится перевернуть обыденное, и обретение этой искренности - это тоже гигантский труд.

По ряду причин мне всегда казалось, что космическая душа венца природы просто не предназначена для всего того приземлённого, что люди делают. Люди должны летать между галактиками, перемещаться между измерениями, абсолютно контроллировать материю и всё в этом духе. 

Жить с такой башкой было очень тяжело. К счастью нам даровано физическое тело со своими ништяками, к которому если прислушиваться можно успокоить разум и получать сбалансированную радость от процесса жизни.

Но это, опять таки, только на словах легко.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда