Я выбираю успех: учимся расставлять приоритеты
Грамотная расстановка приоритетов — один из ключевых навыков для достижения успеха. С точки зрения простейших понятий, правильно выбранные приоритеты — это немного про интуицию. Взять свою жизнь под контроль помогут планирование и целеполагание. Если же овладеть навыком приоритизации — можно добиться своих целей гораздо быстрее и эффективнее.
В чем польза приоритизации?
Расстановка приоритетов — это ранжирование целей или задач по очерёдности. Каждый сам выбирает, какой критерий для этого использовать. Подход к любому делу с точки зрения приоритизации имеет несколько весьма полезных «последствий»:
- Разумное распределение ресурсов. Каждый день мы начинаем с определенным количеством ресурсов — сил, времени и мотивации. Логично, что к вечеру они иссякают, а, значит, самые важные дела нужно выполнять с утра. Приоритизация поможет определить, с чего именно нужно начинать день, чтобы «не распыляться» по мелочам.
- Страховка от форс-мажоров. Чем больше времени мы тратим на задачу или чем дальше отодвигаем её — тем больше неприятных случайностей и форс-мажоров могут помешать нам в её выполнении. Чем выше приоритет задачи, тем раньше мы к ней приступим, а, значит, повысим шансы на ее успешное выполнение.
- Повышение эффективности. Самые важные цели и дела сильнее всего влияют на нашу жизнь. Если мы выполняем их в первую очередь — достигаем большего.
Порядок действий
Итак, о важности приоритизации мы упомянули. С чего же начинать? В первую очередь необходимо определить те цели, которые мы преследуем, и составить список задач, необходимых к выполнению. Чтобы определить, стоит ли концентрироваться на конкретной цели нужно понять, нужно ли нам это вообще.
Для определения целей можно использовать методику SMART — цели при этом оцениваются по 5 категориям: конкретность, измеримость, достижимость, значимость и ограниченность по времени. SMART-цели помогут вам лучше понимать, какие задачи действительно важны для достижения успеха.
После определения целей и задач необходимо приступить к их приоритизации. Ниже приведем несколько методов:
Метод Эйзенхауэра
При его использовании задачи делятся на четыре категории: важные и срочные; важные, но несрочные; неважные, но срочные; неважные и несрочные. Основное внимание, конечно же, уделяется важным и срочным задачам, пункты списка дел, попавшие во 2 и 3 категории можно отложить или делегировать. А вот от выполнения дел из раздела «неважные и несрочные» можно отказаться вовсе.
Метод 1-3-5
Суть этого метода заключается в том, чтобы составить список из 9 задач. При этом определяется одна важная задача, 3 средней степени и 5 второстепенных (не столь важных) задач. Метод хорошо работает при ежедневном планировании. Все задачи, не попавшие в список, переносятся или отменяются. Выполняются задачи строго по списку, а переходы с уровня на уровень запрещены — сначала заканчиваем важное дело, затем переходим к задачам средней степени важности и уже потом к второстепенным.
Метод «лягушки»
«Лягушками» в этом случае называют те задачи, решение которых нам хочется отложить, так как они неприятные, слишком сложные и т.д. Суть метода заключается в том, что приоритет выстраивается от наиболее сложного и неприятного к простому. Очень часто именно неприятные дела — наиболее важные, а негативный окрас им придает потенциальный выход из зоны комфорта в процессе их решения.
Метод АБВГД
При применении этого метода задачи ранжируются по критерию их влияния на жизнь человека. Все запланированные дела делятся на 5 групп:
- А — имеют сильное влияние на жизнь,
- Б — слабо влияют на жизнь,
- В — мало, что меняют, но сделать их хотелось бы,
- Г — влияют, но не обязательно нужно выполнять их самому,
- Д — негативно влияют (попросту тратят наш временной ресурс).
Выполнение задач происходит от «А» к «Г», а дела из списка, попавшие в категорию «Д» чаще всего вообще исключают.
Следующим шагом после расстановки приоритетов является выполнение поставленных целей и задач. На этом этапе важно правильно управлять временем и энергией, учитывать свои биоритмы и энергетические циклы. Каждый из нас имеет свои часы пик активности и концентрации, поэтому стоит планировать выполнение сложных и важных задач на те часы, когда вы чувствуете себя наиболее продуктивно.