Как и почему люди до сих пор рассылают спам. Объясняет бывший спамер
Вам наверняка когда-нибудь приходил спам по почте. Подтверждение выплат, сообщение, что вашим компьютером завладели хакеры или, может быть, поздравление с компенсацией НДС.
Авторы: Никита Аксютин и Максим Тимощенко
Вы когда-нибудь задумывались, как это письмо появилось на свет? Что за ним стоит? Многие люди уже привыкли к спаму и относятся к нему как к злободневному, но естественному явлению. Но у спама есть причина: он кем-то создается, рассылается и кому-то выгоден.
В этой статье расскажем все о производстве спама. Кто его рассылает, как, почему ваш адрес оказался у спамера, зачем люди становятся спамерами и как творческий подход делает спам прибыльным.
Будет хорошо, если вы сначала прочитаете статью о том, сколько на нас зарабатывают спамеры. В ней дается небольшой теоретический материал с которым проще будет понимать эту статью.
Текст помогал писать сам спамер, который остался анонимом и сейчас этим не занимается. Почему не занимается — ответим в этой статье.
Почему кто-то вообще рассылает спам?
Если в мире есть какое-то прибыльное и ненапряжное дело, на нем обязательно попробуют поживиться любители легких денег. На заре появления почтовых клиентов спам был несложным и прибыльным ремеслом — достаточно было владеть компьютером на уверенном уровне.
В то время спам-фильтры (алгоритмы почтовиков, разграничивающие спам от нормальных писем) были примитивными, а люди неискушенные в мошеннических схемах поддавались на уловки в письмах. Поэтому спам беспрепятственно проникал в почтовый ящик и приносил приличные дивиденды.
Сейчас же спам не является таким прибыльным и легким делом как прежде — люди уже не такие податливые. Но основная причина — совершенствование спам-фильтров. Алгоритмы Gmail, ЯндексПочты и других почтовых клиентов отсеивают до 99% спама и являются главной занозой всех спамеров.
В арсенале почтовых клиентов много фишек:
- Стоп-слова по которым алгоритмы находят злоумышленников: бесплатно, выигрыш, деньги, секс, заработок, приз.
- Животворящая кнопка «В спам».
- Репутация доменов и IP отправителя: если у отправителя низкий рейтинг, все письма автоматически начинают попадать в спам.
- Если почтовик видит, что отправитель рассылает много писем на несуществующие адреса, он блокирует всю рассылку
- Несоответствие домена отправителя к домену ссылок в письме. Например: домен отправителя «yanespamly.net», а ссылки в письме ведут на «easyzarobotok.com». Такое насторожит спам-фильтры
- Спам-ловушки. Почтовые клиенты сами распространяют фейковые имэйлы — если на них придет письмо, всю рассылку блокируют.
- И много других уловок.
Поэтому на данный момент в спам-индустрию (если можно так выразиться) решаются пойти немногие. Сложно это, запарно и неперспективно. Многие спамеры — старожилы этого ремесла. Привыкли к борьбе со спам-фильтрами и, наверное, так увлеклись, что не могут найти себя в другой сфере.
У спамеров немалый доход. По разным данным, заработок опытного спамера может исчисляться сотнями тысяч рублей в месяц.
Спамеру, который больше пяти лет спамит, морально тяжело поменять свою жизнь кардинально. У него хороший заработок, нет начальства, не нужно ходить в офис.
Сейчас это плюсы все еще перевешивают запары в отправке спама: например, когда вся твоя рассылка улетела в спам. Но со временем спам-фильтры совершенствуются, гайки закручиваются сильнее и скоро работать спамером станет невыносимо.
Как проходит день спамера
Вкратце что делает спамер на дню:
- Покупает базы email-адресов.
- Ищет заказы — обычно, это партнерские программы.
- Придумывает креатив и верстает — сочиняет содержание письма и оформляет его.
- Настраивает отправку — регистрирует домен, прогревает его репутацию, поднимает SMTP-сервер
- Рассылает спам.
- Анализирует статистику — открытия и переходы.
- Репутация домена падает, письма начинают попадать в спам и цикл начинается с 4 пункта.
Все эти пункты мы разберем в статье подробнее. Конечно, не все они занимают одинаковое время. Например, скупка баз и поиск заказов, придумывание креативов — разовые истории. Основное время уходит на настройку серверов.
Не все действия из списка может совершать один человек. Например, спамер может не уметь верстать и нанять подрядчика, который бы этим занимался.
А в черном виде спама (фишинговые письма или вирусы) могут работать группы по несколько человек и каждый со своими функциями. Например один берет на себя роль рассыльщика, другой придумывает креативы и переводит их на разные языки, третий верстает фишинговые страницы и отвечает за сбор конфиденциальных данных.
У спамеров есть целые форумы в даркнете. Вполне вероятна такая история: у спамера нет денег нанимать программиста для создания вируса и он просит об этом своего друга по форуму. Начинается все примерно с такой фразы:
«Давай попробуем проспамить вирусом. Ты хорошо кодишь, а я умею рассылать, заработаем деньжат».
И потом выясняется что им нужен тот, кто ворует деньги с банковских карт и они ищут на формуе уже его.
Такое происходит только в черном спаме. В сером (рассылка офферов) одиночки изредка могут нанять фрилансера для задачи, которую не могут решить сами.
Скупка баз
База — список email, обычно представленный в эксель-табличке, хотя бывают и другие форматы. Если в email-маркетинге здорового человека адреса добываются на сайте с помощью скидок и интересных предложений, то спамеры их просто покупают или ищут в открытых источниках.
Вот где спамер может взять базы:
- На специальных сайтах с бесплатными базами.
- В даркнете. Базу имэйлов сливают или продают обиженные на компанию сотрудники (email-маркетологи, smm-щики, специалисты call-центра), которые имели к ним доступ и которых уволили. Или хакеры атаковали уязвимость на сайте, получили данные клиентов и тоже их продают.
- У недобросовестных знакомых, которые на работе имеют доступ к базам данных.
- На форумах. Есть платные программы, которые сканирует сайт, например форум, и выгружают все найденные имэйлы в список.
Покупка базы — та еще головная боль для спамера, сравнимая с покупкой кота в мешке. Проверить можно только валидность базы — что записанные в ней адреса действительно существуют, а вот узнать ее качество заранее нельзя.
Качество базы определяется тем, как много адресов из базы активны. Бывают брошенные имэйлы, в которые не заходили больше двух лет. Некоторые адреса перепродавали уже несколько раз, пользователя почты замучил спам и он создал другой аккаунт. Если вам часто приходит спам — значит, ваш ящик где-то засветился и теперь гуляет от спамера к спамеру.
Иногда базы продаются с информацией о ней: например, что это база адресов взята из Wildberries или Сбербанка. Спамер может это использовать для создания заточенного под эту базу креатива. Например: притвориться автоматическим письмом Сбербанка и воссоздать примерный дизайн.
У заядлых спамеров есть проверенные поставщики качественных баз. Базы бывают любой величины: от одной тысячи адресов до миллиона. После того как спамер выжмет из нее все и переходов совсем не будет, он отправит ее в паблик.
Поиск предложений
В черном спаме искать предложения не нужно — спамеру приносят деньги мошеннические схемы, завязанные на фишинге или вредоносном ПО.
В сером спаме обстановка иначе: спамер зависим от предложений со стороны. Под серым спамом имеется в виду рассылка офферов. То есть спамер подключается к партнерской программе, получает свою реферальную ссылку и, если пользователь совершит целевое действие после перехода по этой ссылке, спамеру платят.
Например, у банка есть партнерская программа: если человек перейдет по реферальной ссылке и закажет кредитную карту, владелец реферальной ссылки получит тысячу рублей.
Дефицита офферов нет. Спамеры ищут их на биржах, форумах, по рекомендациям, личным связям.
Придумывание креатива — посыла и темы письма
Спам — наспех придуманное завлечение, вроде: «эй, если кликнешь по этой ссылке, получишь халяву». Хотя иногда попадаются самородки с демонами-убийцами, молдавскими вирусами, нигерийскими космонавтами и другим похожим творчеством.
Сейчас спам переходит в область осмысленного, отредактированного, сверстанного продукта. Причина — большая конверсия. Но каноничная вакханалия по типу хакеров-патриотов, слава богу, не умерла, так как некоторые люди переходят по ссылкам из-за любопытства.
Если все письма ушли в спам, то все равно можно заработать. Даже из папки спам есть конверсия. Да, кликов меньше, да, меньше заработка, чем если не попадать в спам, но он есть.
В спаме работают те же законы что и в обычном email-маркетинге: хороший креатив, учитывающий предпочтения аудитории, так же хорошо открывается.
А вот текстовый пример креатива для спама в соцесетях. Можно просто написать в личку всем парням что, мол, купи девушке цветы. А можно, найти девушек у которых скоро день рождения, отфильтровать из них тех, что в отношениях и написать их парням: «Купи возлюбленной цветы на День рождения!».
Когда я работал спамером, я вывел для себя такую философию: неважно, что ты предлагаешь в спаме — важно, как находчиво ты подходишь к вопросу.
Деньги рождаются на стыке двух сущностей: попадание креатива в аудиторию и технической составляющей по доставке.
Но на самом деле это относится не только к одному спаму, а любой продаже.
К креативу также стоит отнести перевод. На самом деле, спамеру выгодно работать не в одном регионе, а по всему миру — а, точнее, в странах с высоким уровнем жизни.
Любопытно: у России слабая экономика и большинство русских спамеров не мусорят там, где живут. Это продиктовано прагматическими причинами. Спамеру выгоднее спамить в азиатские страны — азиатов много и они хорошо платят. Хорошо спамить в Японии и Индии. Но не в Китай или Корею — из-за лютых спам-фильтров.
Рассылка спама
Способов рассылать спам несколько. Некоторые способы базировались на уязвимостях онлайн-систем и сейчас забракованы, другие способы актуальны до сих пор.
Мы обзорно разберем несколько способов, но не будем глубоко вникать в техническую составляющую.
Рассылка через Wordpress. Вордпресс — веб-приложение для управления сайтом. Несколько лет назад на него был бум: многие регистрировались, создавали свои сайты и… забрасывали их. В тоже время в нем была уязвимость, которая позволяла рассылать письма.
Спамеры взламывали аккаунт, используя программы для подборки пароля и рассылали с вордпресса спам до тех пор, пока репутация домена не упадет настолько, что абсолютно все письма будут улетать в спам.
После этого брали другой заброшенный вордпресс-аккуант и все начиналось сначала.
Сейчас этот прием не используется из-за другой системы администрирования.
Рассылка через форму обратной связи. Еще один способ, который уже не работает. Он завязан на использовании программы, которая может по алгоритму выполнять одни и те же действия на странице, меняя некоторые переменные.
Концепция: у некоторых сайтов есть форма обратной связи. Пользователь пишет проблему, спустя какое-то время на почту приходит автоматическое письмо, копирующее текст обращения. Спамеры настраивали программу, которая обращалась к форме обратной связи сотни тысяч раз. В сообщение был типичный спамерский текст с реферальной ссылкой, а адрес получателя менялся на адреса из базы. В итоге: сайт, сам того не ведая, рассылал спам от своего имени. Текста письма выглядел примерно так:
«Здравствуйте. Мы получили ваше обращение: “Покупай пляжные принадлежности на ЗДЕСЬ”. В скором времени наш оператор поможет вам с этой проблемой».
Рассылка через аккаунты почтовых клиентов. В этом способе тоже используется программа, которая автоматизирует действия. Спамер программирует ее по такому алгоритму:
- Программа создает новую учетку со случайным адресом в почте.
- В адресную книгу забиваются 500 контактов из купленной базы.
- Каждому контакту по очереди копипастится текст спам-письма и рассылается.
- Цикл начинается сначала.
Весь этот процесс зациклен потому что почтовые клиенты обычно разрешают рассылать с одного ящика не более 500 писем в сутки. Но и сейчас спам-фильтры научились определять такие схемы.
Рассылка через сервис рассылки на коленке. Классический способ, работающий до сих пор. Спамер арендует несколько выделенных серверов, встраивает скрипты, которые помогают автоматизировать отправку и дают статистику. После этого спамит.
На словах это кажется просто, но сам процесс усложняется из-за спам-фильтров. Например: у домена отправителя есть репутация. Чтобы повысить вероятность попадания письма во входящие, спамеры искусственно завышают репутацию домена — прогревают его.
Для этого они создают одностраничный сайт с формой подписки, через программу оставляют несколько сотен своих адресов, каждый аккаунт подтверждает подписку.
Пример с репутацией домена не единственный — на деле спамеру нужно учесть много тонкостей при рассылке.
И что в итоге со спамом
Мы говорили о спаме нейтрально, но не забывайте, что спам — преступление и зло. А черный спам вдобавок к этому еще и опасный.
Спам зиждется на перепродаже баз. Это создает микроотрасль экономики, для которой персональные данные человека не ценность, а товар. Те, кто их покупает, кормят тех, что их ворует и продает. И это не имеет ничего общего с нормальным email-маркетингом, в котором обе стороны получают выгоду.
Безусловно, в мире есть вещи ужаснее спама, но свою лепту в несовершенность бытия он вносит.
Придет ли спаму конец? Рано или поздно да, по крайне мере в email. Почтовики из года в год все сильнее закручивают гайки. И если спам действительно вымрет, печально, что пропадет целый пласт культуры — поэзия трешовых спам-писем. За нее на самом деле обидно.
Раньше рассылать спам было гораздо легче, зарабатывать на нем тоже было проще. Это сфера незаконна и переменчива — из-за совершенствующихся спам-фильтров. Я думаю, со временем весь спам вычистят. Найдут способ отслеживать любого отправителя и карать по закону.
Для того чтобы сейчас заработать на спаме, нужно реально работать, обладать знаниями, прокачиваться в этой теме. Часто возникают форс-мажоры, нужно их решать.
Но и в реальной жизни, чтобы хорошо зарабатывать, нужно заниматься тем же самым. Так зачем для этого идти в спам, если можно податься в другую сферу, которая ближе по духу, законна и при которой совесть чиста?