Как наш мозг мешает нам заводить успешные знакомства

Что такое когнитивные искажения, как они проявляются в онлайн-знакомствах и что делать, чтобы найти свою родственную душу вопреки их влиянию.

Как наш мозг мешает нам заводить успешные знакомства

Всем привет! Меня зовут Константин Домашнев, я основатель Radaro – сервиса знакомств для серьезных отношений по общим ценностям и юмору.

Как ни парадоксально, но в своих статьях я рассказываю о том, как побыстрее найти партнера и удалить приложение знакомств.

В этой статье разберемся, как снизить влияние когнитивных искажений в приложениях знакомств и найти по-настоящему подходящего человека.

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивные искажения – это предсказуемые иррациональности в поведении человека, обусловленные его убеждениями, стереотипами, ошибками анализа информации и особенностями работы мозга.

чаще всего когнитивные искажения проявляются при принятии быстрых, автоматических, «интуитивных» решений

В исследованиях поведения человека автоматические решения относятся к работе так называемой Системы 1 нашего мозга.

Система 2, в свою очередь, отвечает за более сложные мыслительные процессы, планирование и детальный анализ информации.

Мы используем автоматические решения постоянно.

Значительная часть нашей жизни проходит в режиме «автопилот», потому что нам необходимо быстро обрабатывать большие объемы информации, поступающей из окружающего мира, и реагировать на нее.

Далеко не всегда автоматические решения являются искажениями. Обычно они достаточно эффективны и делают нашу жизнь проще.

Точнее мы верим в их эффективность, потому что редко проверяем, насколько оптимальным было решение на самом деле.

искажениями считаются только такие решения, которые мы не приняли бы, если бы внимательно обдумали ситуацию

Можно сказать, что когнитивные искажения – это цена высокой скорости решений, принимаемых Системой 1 для выживания наших далеких предков в условиях дикой природы.

Однако с тех пор среда существенно изменилась. Она стала менее опасной для жизни, но более сложной.

А мозг человека еще не успел к ней адаптироваться и продолжает принимать решения способами, проверенными тысячелетиями борьбы за выживание.

Поэтому в современном мире естественный отбор идет в том числе по умению определять, в каких случаях важна скорость принятия решений, а когда стоит подумать, чтобы сделать правильный выбор (то есть использовать Систему 2).

Исследователи обнаружили уже около 300 иррациональностей, которые в современном мире чаще вредят человеку, чем помогают.

Здесь мы рассмотрим только те когнитивные искажения, которые ярко проявляются в онлайн-знакомствах.

Когнитивные искажения в приложениях знакомств

Эффект ложного консенсуса

Убеждение в том, что другие люди в сервисе знакомств имеют схожие с вами намерения, ценности, личностные качества и модели поведения.

Такой ход мыслей снижает тревогу от непредсказуемости поведения потенциальных партнеров.

Проблема в том, что на самом деле

люди могут значительно отличаться друг от друга по многим параметрам, и вы будете часто сталкиваться с неожиданностями.

Например, мужчина может ожидать, что девушка по умолчанию разделяет его представление о распределении обязанностей в семье. Скажем, что она тоже думает, что в браке будет заниматься домашним хозяйством, а не своей карьерой.

Или девушка может рассчитывать, что мужчина разделяет ее ожидания в том, что он будет дарить ей цветы без повода.

После нескольких столкновений с неприятными неожиданностями может сработать другое когнитивное искажение: эвристика доступности. Это склонность судить о вероятности чего-либо, опираясь на легкость нахождения примеров-подтверждений.

Так, например, складывается мнение о том, что на сайтах знакомств можно встретить только озабоченных, пассивных, грубых, меркантильных, эгоистичных, маргинальных, не способных на отношения и других «не таких» людей.

Однако,

интернет-сервисами знакомств в крупных городах пользуется большинство обычных людей, а значит, шанс встретить «неподходящего» человека вряд ли выше, чем в реальной жизни.

Преодолеть эффект ложного консенсуса и эвристику доступности можно. Для этого важно принять тот факт, что все люди разные, и быть готовым к риску столкнуться с «инопланетянами».

А еще, конечно, стоит выбирать такие приложения знакомств, которые действительно помогают находить «своих» людей.

Иллюзия возможности определить свойства личности по лицу

Проявляется в склонности человека «считывать» характер других людей по их лицу.

Выгода от такого искажения – экономия времени и сил на предсказание поведения незнакомого человека.

проблема в том, что «прочитать» собеседника, просто посмотрев на него, на самом деле невозможно

Как показали многочисленные исследования (например, это и это), связи между чертами лица человека и его поведением или характером нет.

Даже самые опытные из нас (HR, полицейские, социальные работники) не способны определить по фотографии ни характер, ни профессию, ни склонность к криминалу, ни уровень IQ точнее, чем подброшенная монетка.

Зато мы склонны приписывать красивым людям более положительные черты личности, выше оценивать их достижения, снисходительнее относиться к их недостаткам и платить им более высокую зарплату.

Поэтому,

если ориентироваться прежде всего на внешность, можно легко назначить свидание неподходящему кандидату

Или наоборот – есть риск отвергнуть хорошего партнера, не обратив внимание на положительную информацию о нем в анкете.

Разумное поведение – начинать знакомство с важной информации о человеке, а не с фотографии, чтобы не проецировать на него стереотипы и опыт общения с другими людьми.

Эффект Барнума

Склонность людей высоко оценивать точность характеристики их личности, которая на самом деле подходит множеству разных людей.

этот эффект работает, когда люди думают, что полученное описание личности составлено индивидуально для них неким авторитетным источником, и это описание преимущественно позитивно

Например, популярный сервис знакомств может использовать какой-либо способ определения типа личности, дающий достаточно универсальные и в целом приятные описания характера пользователя.

В частности, приложения могут эксплуатировать это искажение, применяя для расчета «совместимости» потенциальных партнеров дизайн человека, астрологию, нумерологию, соционику, MBTI и другие методики, достоверность которых вызывает обоснованные сомнения не только у экспертов.

Вероятно, эффект Барнума тесно связан с еще одним когнитивным искажением – «предвзятостью подтверждения».

Вот как оно проявляется: человек воспринимает только ту информацию, которая согласуется с его точкой зрения, в данном случае – с его мнением о себе, и не замечает того, что противоречит его представлениям.

Эффект Барнума поддерживает уверенность в себе и дает иллюзию экономии времени и сил на предсказание поведения незнакомых людей.

проблема в том, что пользователи приложения знакомств могут начать доверять такому способу определения совместимости, терять время на знакомства с неподходящими людьми и разочаровываться, думая, что им никто не подходит

А человек, который мог бы стать хорошим партнером, останется «вне зоны видимости» просто потому, что рассчитанная сервисом совместимость случайно окажется недостаточной.

Чтобы преодолеть это искажение, важно критически проверять полученное описание личности на универсальность, задавать себе вопрос, почему оно может быть неверным.

А еще стоит искать научно обоснованные доказательства того, что данный способ определения совместимости действительно работает, избегая при этом когнитивного искажения «ошибка выжившего».

Иллюзия прозрачности

Склонность человека переоценивать свою способность понимать других людей и способность других понимать его самого.

В знакомствах эта иллюзия наиболее ярко проявляется в уверенности, что информация и эмоции, которые были заложены в сообщения в переписке, будут восприняты другим пользователем именно так, как ожидал автор.

мы думаем, что переписка экономит нам силы и время, успешно заменяя реальную, живую коммуникацию на заочную

Проблема в том, что мы и пишем, и воспринимаем сообщения собеседников в сервисе знакомств, опираясь на уже сложившийся у нас образ человека.

А этот образ зачастую формируется на основе недостаточно полной информации, под влиянием когнитивных искажений, стереотипов и наших ожиданий от человека.

В сообщении невозможно передать голос и невербальную информацию, которая очень важна в романтическом общении.

Кроме того, переписки происходят недостаточно вовлеченно: ведь обычно люди общаются в сервисах знакомств, параллельно занимаясь другими делами, или ведут сразу несколько переписок.

В довершение всего, в дело вступает «ошибка каузальной атрибуции», и

мы начинаем приписывать нашему собеседнику негативные черты личности по одной неверно понятой или неуместной фразе

Все это приводит к недопониманию, неправильным выводам, конфликтам и разочарованию при последующем личном общении.

Решение – не использовать переписку вовсе, в крайнем случае вступать в нее только для минимальной проверки «адекватности» и согласования встречи. И при этом стараться не попасть под влияние искажения «избегание потерь» (см. ниже).

Прайминг

Искажение восприятия всей последующей информации о человеке после того, как стала известна первая ее часть.

Например, вы увидели на фотографии человека признаки какого-то увлечения или образа жизни, которое вы не одобряете, и тогда вся анкета этого человека понравится вам меньше, чем если бы вы не увидели этой фотографии вовсе.

И это несмотря на то, что по одной лишь фотографии невозможно оценить степень вовлеченности человека в то, что вам не нравится.

проблема в том, что небольшая часть информации о человеке редко может определить его общую привлекательность

Кроме того, несовпадение в чем-то одном вовсе не означает, что человек не подходит в целом.

Прайминг дает ускорение в анализе информации, но делает этот анализ поверхностным.

Преодолеть это искажение можно, если узнавать о потенциальном партнере важнейшую информацию первой, чтобы не делать поспешных выводов на основе второстепенных факторов.

Вера в справедливый мир

Убеждение в том, что жизнь устроена справедливо, и все люди получают то, что заслуживают.

В знакомствах это может выражаться в уверенности, что в мире существует идеально подходящий вам человек, и рано или поздно вы с ним обязательно встретитесь и обретете желанные отношения.

Такой ход мыслей снижает тревогу от неопределенности и страх никогда не получить желаемое, даже если человек будет делать все, что от него зависит.

Негативное влияние этого убеждения заключается в риске никогда не найти свою «вторую половинку», откладывая начало отношений до нахождения идеального или «достойного» вас партнера,

вместо того чтобы иметь их с неидеальным, но достаточно подходящим человеком.

Статистика по Москве и Санкт-Петербургу на основании данных переписи населения 2021 года говорит о том, что не менее 28% людей возраста 20-64 лет не состоят в долгосрочных отношениях.

Возможно, многие из них как раз подвержены искажению и ждут того самого «идеального партнера», которого, вероятнее всего, просто не существует.

В дополнение к вере в справедливый мир работает и другое когнитивное искажение – «предвзятость оптимизма».

Применительно к знакомствам многие считают, что не войдут в статистику разводов, хотя они знакомятся и выстраивают отношения так же, как и остальные.

люди думают, что в их конкретном случае все обязательно будет иначе, благодаря их исключительности и везению

Но, вероятно, многие разведенные пары думали точно так же…

Как преодолеть это искажение?

Признать, что существует реальный риск никогда не встретить того, кого хочется, или встретить его слишком поздно.

И использовать неидеальные, но хорошие возможности для отношений, тем более что невозможно знать наверняка, насколько подходящим партнером окажется человек в итоге спустя время.

Иллюзия выбора

Большое количество анкет в приложениях знакомств дает ощущение бесконечных возможностей и уверенности в успехе.

проблема в том, что обилие вариантов знакомства вовсе не гарантирует желаемый результат из-за трудности выбора

Напротив, оно может создать завышенные самооценку и ожидания, снизить ценность общения, спровоцировать выгорание и привести к состоянию бесконечного поиска идеальной пары.

Удивительно, но для преодоления этого искажения рекомендацию дает математическая теория игр: следует использовать фильтры для определения общего количества кандидатов, затем познакомиться со случайными 33% из них, отказать им всем, а потом начать отношения с первым следующим, который лучше всех предыдущих и отвечает взаимностью.

Либо пользоваться приложениями, с помощью которых можно узнать, насколько человек действительно вам подходит, и сразу знакомиться только с потенциально удачными кандидатами в партнеры.

Избегание потерь

Люди испытывают больше негативных эмоций от потерь, чем положительных эмоций от получения такой же выгоды.

Например, при изучении анкеты человека большее количество его «положительных» характеристик не может компенсировать меньшее количество менее важных, но «негативных».

Это искажение эволюционно снижает любую потенциальную опасность.

Проблема в том, что

человек в поисках нулевого риска вообще не решается вступить в отношения, находя «критически важные минусы» у всех кандидатов, и тем самым рискует остаться вообще без партнера.

Чтобы не попасть под действие этого искажения, следует признать попытку найти идеального человека бесперспективной.
Лучше сосредоточиться на поиске того, кто подходит только по всем действительно важным для вас параметрам, и пробовать общаться с искренним интересом к человеку.

Как с этим жить?

Плохая новость – мы не можем избавиться от когнитивных искажений.

Но стоит знать, как они работают, развивать критическое мышление и быть готовыми к их проявлениям, чтобы снизить их влияние тогда, когда это нужно.

в некоторых случаях лучше сознательно избегать таких ситуаций, в которых искажения, скорее всего, повлияют на наши решения

Типовая схема знакомств в интернете состоит из просмотра фото, лайков, чтения анкет, переписки и встреч.

На этих этапах могут проявиться все перечисленные выше искажения, однако особенно сильно влияют на успех следующие из них:

• Иллюзия выбора: нам начинает казаться, что количество потенциально подходящих людей бесконечно и постоянно пополняется, и возможности познакомиться с разными людьми упоительно безграничны.

Лучше выбирать приложения с возможностью подбора людей по важным для вас критериям совместимости, чтобы ориентироваться на реальные возможности выбора.

• Иллюзия возможности определить свойства личности по лицу: в большинстве приложений фотографии стоят на первом месте, поэтому и выбор партнера непроизвольно происходит преимущественно по впечатлению от лица.

Смягчить действие этого искажения поможет начало знакомства не с фотографии, а с важной для вас информации о человеке. Такой подход также поможет избежать негативного влияния рассмотренного выше эффекта прайминга и эффекта ореола.

• Эффект ложного консенсуса: в анкетах обычно мало информации, поэтому хочется думать, что другие пользователи будут похожи на нас самих.

Выбирайте сервисы с информативными и обязательными к заполнению анкетами.

• Иллюзия прозрачности: мы ожидаем, что наш собеседник умеет правильно понимать мысли и чувства малознакомых людей в коротких сообщениях, написанных и прочитанных между делом, параллельно с другими переписками.

Старайтесь как можно скорее переходить к живому общению: видеозвонок или встреча скажут больше и точнее, чем переписка.

• Избегание потерь: нам кажется, что при таком богатстве выбора анкет и наличии жизненного опыта стоит знакомиться только с безупречно подходящими людьми.

Выбирайте такой сервис знакомств, который поможет найти человека, разделяющего ваше мировоззрение, и затем пробуйте начинать отношения. В этом случае и риск обжечься минимален, и шансы на успех выше.

при подробном анализе механик большинства сервисов знакомств может сложиться впечатление, что их разработчики специально создают условия для возникновения когнитивных искажений, чтобы подольше задержать пользователей в поиске

Возможно, создатели популярных приложений делают это ненамеренно. Тем не менее большинство существующих на рынке решений работает именно так.

Приложение Radaro реализовало другой, принципиально новый подход к знакомствам, который помогает снижать влияние когнитивных искажений при поиске партнера.

В частности, Radaro помогает уточнять круг подходящих кандидатов с учетом совместимости жизненных ценностей и ожиданий от отношений.

Какие, на ваш взгляд, когнитивные искажения преодолеваются благодаря наличию только этой функции? Делитесь мнением в комментариях!

И напишите "плюсик" в конце вашего сообщения, чтобы получить промокод на 20% скидку.

Телеграм-канал с анонсами статей и новостями сервиса.

1919
22
22
11
58 комментариев

Спасибо, интересный взгляд.
Данные анкеты показали, что более привлекательные мужчины имели более высокую начальную зарплату и продолжали зарабатывать больше с течением времени.Забавный вывод) Не зря все ждут принца на белом мерседесе.

3
Ответить

имея в виду, что он заодно будет и красивым? :)))

1
Ответить

Озабоченные, пассивные, грубые, меркантильные, эгоистичные, маргинальные, не способные на отношения, не такие люди – это же в целом про людей, не только про сайты знакомств)) Узнал себя в 3-х характеристиках.

2
Ответить

Ну, да распределение между офлайном и онлайном примерно равномерное :)

1
Ответить

Это который Барнум? Владелец цирка? ;)

2
Ответить

Да, точно - судя по истории, он любил дурить публику :)

1
Ответить

Спасибо за интересную статью😍 Есть над чем подумать)
Особенно, про переписку, верно подмечено, что каждый вкладывает свой смысл и интонацию в написанное, и не всегда собеседник может истолковать правильно. Поэтому видео более информативно...
Про идеального партнёра, тоже замечала, иногда делаешь акцент на чем то одном, что не нравится и бросается в глаза - из-за этого перестаешь знакомиться и узнавать человека дальше, а ведь может это занимает лишь малую часть его жизни и не имеет критического значения.

2
Ответить