Резиновая Вселенная: выйти за рамки

Как выйти за рамки своего мышления и начать творить.
(Или хотя бы задуматься об этом).

Человек обычно видит то, что заранее готов увидеть. Макс Фрай

Что находится за краем Вселенной? Мой вопрос может прозвучать сильно абстрактно, но все же — что там?

Этот вопрос волновал меня с того момента, как я прочел в какой-то детской энциклопедии о Большом взрыве, космосе и Вселенной в целом. Там еще предлагался такой эксперимент — разрисовать шарик галактиками и надувать его, наблюдая за тем, как импровизированная «резиновая Вселенная» расширяется. Мне это было не интересно. Первый вопрос, который я тогда задал был прост — а кто надувает наш шарик космических масштабов? И что там, за этим шариком?

И знаете, у меня были ответы на эти вопросы.

Поверь мне, сын мой…

В детстве мы часто задаем множество абстрактных вопросов, на которые взрослые обычно не знают ответа. Мы стараемся познавать мир через ассоциации, синтез и исследования и в совершенстве используем свое творческое мышление. Мы придумываем миры и фантастических существ, палки становятся пистолетами а листья деньгами. На не важно, что об этом подумают другие — мы сами создаем свои вселенные и исследуем новое и непознанное, ставим под сомнение любой факт тысячами «почему».

Принято считать, что критическое мышление формируется у детей с 5-7 лет и я с этим категорически не согласен! Вспомните себя (если сможете) года в три-четыре. Разве вы верили родителям, которые говорили, что горячий чайник трогать руками нельзя, будет больно? Уверен на 99.999%, что вы не послушали их и все же обожглись. Мы ставим под сомнение любое «нельзя» с самого детства, лишь потом принимая на веру, что то, что говорят взрослые вроде бы правда.

фото из открытых источников

Затем мы идем в школу, где учитель говорит нам: «Земля вращается вокруг Солнца». Наш мозг яро этому сопротивляется, ведь глаза видят совершенно обратное: никто нигде не вращается, а солнечный диск плавно движется над неподвижной землей. Мы бросаемся к книгам и родителям (которым уже верим практически полностью), находим там информацию и — о, ужас! — действительно Земля вращается… Учитель был прав… А потом он снова прав, и снова и у на не остается вопросов к его речам. Учитель говорит правду.

Мозгу проще поверить, чем исследовать. Не нужно тратить силы и энергию на поиск литературы, открытие ссылок в этих ваших интернетах, чтению, осознанию… Тем более мы уже ранее убедились, что информация-то вроде правдивая. Чем старше мы становимся, тем больше загоняем себя в рамки веры в информацию от учителей и книг и меньше исследуем этот мир, задаем «неуместные» вопросы. Поступив в университет мы еще больше теряемся в глубинах знаний, нам рассказывают все более сложные вещи, а в голове закрепляется универсальный ответ на любой «неуместный» вопрос — «так надо, я просто всего не знаю». Не трудно догадаться, что ленивый мозг начинает использовать его повсеместно и при любо удобном случае. Неудобных вопросов практически не остается.

Выходит, что мы сами загоняем себя в угол. Мы прячем наше творчество под толстым слоем не очень нужных знаний, а задачи начинаем решать по алгоритмам, которые выучили ранее от учителей, которые, в свою очередь, переняли их от своих наставников и так далее. Мы копируем прошлые знания и стараемся на все вопросы отвечать по заготовленным ранее шаблонам. Так проще. Так быстрее.

О, дивный новый мир

Так что же находится за краем Вселенной? Репродуктивное мышление (а именно так оно называется) никогда не даст ответа на этот вопрос. У вас просто нет такого шаблона или алгоритма. В тщетных потугах ответить вы будете перебирать все известные вам знания о космосе и астрономии, вспоминать физику и статьи о вселенной. Это не поможет. Ответа нет.

Когда ответов нет, наш мозг начинает искать варианты их найти. И тут-то он и вспоминает про закопанное и еле дышащее творчество, способность синтезировать новое из ничего, умение находить ответы в отсутствии знаний. Мозг как бы возвращается в детство и пытается оживить полудохлое креативное сознание. Голова закипает от деятельности, о которой уже совсем позабыла.

Попросите взрослого человека и маленького ребенка придумать сходу новую планету и описать ее. Взрослый, с высокой долей вероятности, будет рассказывать вам куски картинок и фильмов про космос, фантастику и все такое. Не видевший это ни разу ребенок без особого труда создаст новый мир, не похожий (или только немного немного похожий) на на все остальные. Спросите обоих, как там будет выглядеть мир, кто его будет населять, как они будут взаимодействовать, будут ли говорить и так далее. Взрослому понадобится время на размышления. Ребенку это ни к чему — ему не важно то, что существуют законы физики и химии, ему все равно на биологию и космологию. Для него этих рамок просто нет. Он творит, а не вспоминает.

Рецепт творчества

Получается, чтобы творить не нужно особых знаний и подготовки, не требуется заканчивать университеты и колледжи. Творчество — универсальная способность нашего организма противостоять сложному миру, природная компетенция решения нестандартных задач и ответов на «неуместные» вопросы. Нужно всего лишь выкопать ее из груды заплесневелых знаний и «правил», которым нас научили. Кто сказал, что трава не бывает фиолетовой? Почему это нельзя делать посуду из шоколада? Что значит, что нож должен быть сделан из твердого металла — я хочу мягкий нож!

У творчества нет правил и рамок. И освободившись от них мы начинаем запускать эту веселую машину изобретательства и креатива, создавать несуществующее и осуществлять невозможное. Мы начинаем активно жить, делаем близки нам людям по-настоящему интересные подарки, отвечаем на критику остроумно, решаем рабочие задачи нестандартно и видим «скрытые» от взгляда простого человека подходы к проблемам.

Вы спросите, как это развивать? Упражняясь. Выдумывая новое и несуществующее. Начинать день каждый раз иначе, выбирать другие маршруты для прогулок и поездок на работу и домой, знакомиться с новыми людьми и пытаться делать абсурдные на первый взгляд вещи. Попробуйте почитать книгу вверх ногами. Да, это тяжело, но через время вы привыкните и легко сможете это делать. Попробуйте придумать себе 100 прозвищ. Или создать новое блюдо из имеющихся у вас продуктов. Пусть изначально будет не вкусно. Экспериментируйте, творите, развивайтесь.

Остается только один вопрос — а что же, все-таки, за краем нашей резиновой Вселенной?

1919 показов