Письмо в редакцию: Хватит быть интровертом, пора стать бизнесовым и эмпатичным айтишником Статьи редакции

Директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев написал в редакцию vc.ru письмо об ошибках ИТ-специалистов при устройстве на работу — почему нужно забыть об интровертах «в грязном свитере» и «всезнайках», а также дал несколько советов по внешнему стилю и поведению современного ИТ-сотрудника.

Раньше ИТ-гика рисовали как немытого персонажа, одетого в грязный свитер, заправленный в штаны, и с огромной бородой в крошках. Этот подвид, безусловно, остался, но его представителям мои советы вряд ли потребуются.

Сегодня на собеседования в высокотехнологичные компании приходит все больше и больше совсем других ИТ-гиков — из молодого поколения. Они выглядят модно, а временами и ультра-модно — как хипстеры. Но почти все они совершают одни и те же — неочевидные — ошибки. И потому, с точки зрения работодателя, оценивающего сложности встраивания соискателя в рабочий процесс, мало отличаются от своих предшественников. Эти ошибки особенно критичны на собеседованиях в ИТ-аутсорсинговую компанию. Туда, где ИТ-шникам придется много работать не только с «железом» и программным обеспечением, но и (в первую очередь!) с разными бизнес-заказчиками.

Как человек, наравне с HR-менеджерами отвечающий за результат каждого собеседования в свой департамент, перечислю самые частые промахи, обеспечивающие довольно продвинутым ИТ-специалистам больше всего минусов в карму. И расскажу, как их можно избежать.

Ошибка первая: ориентация в сторону «железок», а не в сторону людей

Проходя собеседование в компанию, поставляющую ИТ-услуги на внешний рынок, соискатель уже на первом этапе должен продемонстрировать главное — разворот в сторону бизнес-заказчика. Причем, это может быть не только внешний клиент — из среднего бизнеса или из enterprise-сегмента. Это может быть внутренний заказчик, например, соседнее подразделение со своими бюджетами, целями и задачами. Или будущий коллега, который администрирует сетевую часть инфраструктуры. Тогда как соискатель, например, должен будет следить за серверной частью или за СХД.

Я понимаю, что сегодня «модно» быть интровертом. Или, скорее, наше общество стало намного уважительнее относится к представителям этого психотипа. Люди (в том числе, из ИТ) подхватывают это течение. Тем более, что оно накладывается на успевшую стать привычной профессиональную характеристику — многие ИТ-шники, действительно, не слишком расположены ко внешнему миру и его обитателям.

Но пренебрежительное отношение к «юзерам», бравирование интровертностью — это первая и главная ошибка ИТ-специалистов на собеседовании в компанию, занятую ИТ-сервисом. Ведь весь ее бизнес строится на уважении к заказчику. И к миру, в котором клиент ведет свое дело, что не всегда легко в нашей стране и в нынешних экономических условиях.

Причем, если бы бравада была сдержанной, это бы еще можно было понять. И даже увидеть такого человека в своей бизнес-структуре. Но глубокое пренебрежение к клиентам, коллегам и, в принципе, к человеческому окружению — это проблема. В первую очередь, для «нового ИТ-гика». А для меня — серьезное препятствие для найма. Даже если передо мной состоявшийся профессионал.

Что делать: стать ИТ-шником нового типа

Станьте ИТ-специалистом, способным произвести и дать клиентоориентированную услугу. Вся ваша стратегия — риторика, внешний вид, манера держаться должна строиться вокруг этого простого, но очень мощного для нанимателя стремления. Станьте бизнесовым, эмпатичным ИТ-шником, повернутым не только и не столько в сторону «железа» и программного обеспечения, сколько в сторону производства продукта или услуги, нацеленного на потребителя.

Вы можете специализироваться на чем угодно: администрировании серверного или сетевого ландшафта, бизнес-приложений, на работе со средними и крупными торговыми сетями, банками, обслуживании госучреждений. Все это требует разговора на бизнес-языке. А не только технических знаний, умений и терминов. Так дайте же клиентам то, что им так нужно. И покажите уже на собеседовании бизнес-подход. Примите бизнес-пользу как основную парадигму. И демонстрируйте ее при первой же встрече с HR-специалистом, а не приберегайте исключительно для будущего руководителя. Если вы этого не умеете, в вашем багаже знаний и навыков, очевидно, пока нет главного элемента.

Если компания нацелена на поиск бизнес-ориентированных кадров, HR непременно отметит это в резюме для потенциального руководства. Но и до пометки руководитель мгновенно это увидит и сделает выводы. Говорите и думайте: «Моя ценность не в том, что я технарь. А в том, что я — технарь-коммуникатор. Технический специалист, который знает как и может произвести качественную и нужную услугу для «владельцев заводов, газет, пароходов». В нашем случае для собственников крупных западных холдингов и фармацевтических компаний. То есть, для всех, у кого есть устоявшаяся бизнес-культура и стремление достичь положительной динамики в бизнесе. Или для тех, кто такую культуру только строит.

Как проявить это внешне? Внимательно следите за тем, что и как вы говорите. Не «юзвери», не «юзеры-дебилы» и даже не просто «юзеры». А пользователи и сотрудники. Не: «Я — специалист по дурацким вопросам», а: «Я решаю все задачи пользователей».

Ошибка вторая: моя мама заблуждалась, хорошие манеры — устарели

Полагаю, что ваша мама была права — хорошие манеры все еще важны в нашем мире. Особенно для ИТ-специалистов. К сожалению, на собеседовании очень многие ИТ-шники злостно нарушают это правило. Они настолько верят, что им есть, что тебе сказать, что говорят очень много. И постоянно перебивают. Не умеют слушать и слышать собеседника. Тем самым не учитывают стандартную черту любого топ-менеджера — постоянную нехватку времени и стремление вычленить главное из огромного потока входящей информации. То, что у него на первом месте — задачи бизнеса. Клиентоориентированность. Рентабельность. Баланс между тратой ресурсов и пользой для заказчика.

Соискатель не учитывает и тот очевидный факт, что даже 30-40 минут на разговор с ним почти наверняка были выкроены с большим трудом. И значит, должны принести максимум пользы потенциальному руководителю и работодателю. Да и самому ИТ-специалисту.

Как этого добиться? Об этом стоит серьезно подумать до, а не во время собеседования. Учтите, сама ваша манера построения беседы уже говорит о многом. Если ИТ-специалист настроен на то, чтобы больше говорить, чем слушать, то о какой ориентированности на сервис (то есть на внимательный и осознанный разговор с заказчиком, на понимание его насущных проблем и поиск лучших для него и, одновременно, для компании, решений) может идти речь? Если он не может четко формулировать свои мысли, умно ставить вопросы, аккуратно и обоснованно проводить свои цепочки рассуждений, то как он будет отстаивать свои рекомендации?

Что делать: стройте всё общение в русле речи Кеннеди

Спрашивайте себя и своего потенциального руководителя не о том, что он может сделать для вас, а что вы можете сделать для него, его департамента и, в первую очередь, для его клиентов. Уже сейчас и чуть позже. Не вываливайте на собеседника весь свой ум, образованность, прошлый опыт, черты личности и склада характера. Особенно (!), если вы, действительно, умны и опытны.

Поделиться всем, что вы знаете в нужной области на собеседовании — ценно для вас. Но не для вашего руководителя. Вашему будущему клиенту и вашей компании нужно не это. Им нужно увидеть, как вы решаете проблемы. Часто — нетривиальные. Как находите выход в условиях нехватки времени и ресурсов. Это случается даже в лучших ИТ-компаниях. И, главное, вашим собеседникам нужно понять, как вы при этом себя чувствуете и ведете. Насколько корректно продолжаете взаимодействовать с внешним миром не в самых простых условиях.

Как проявить это внешне

Покажите готовность слушать и слышать, а не только говорить. Проявите свою интеллигентность и тактичность. И проактивность. Не как рекламный оборот, который может принести вам лишние очки, а как способность поймать проблему на этапе зарождения, опознать ее и показать, как бы вы ее решили. Не ваш руководитель, а именно вы. Здесь и сейчас.

Используйте вежливые слова и корректные обороты речи. Будьте тактичными, берегите собеседников. Старайтесь обходить стороной все вопросы или моменты, которые могли бы их уязвить. Не приравнивайте это к слабости. Тактичность — это спокойная, красивая, осознанная сила. С помощью которой вы управляете ситуацией. И которая положительно воздействует на других.

Конечно, общаясь с HR-менеджером, очень легко забыть о тактичности и напустить на себя вид всезнайки. Ведь перед вами — не специалист по информационным технологиям. Соблазн сделать это очень велик. Но тогда не стоит ждать положительной реакции ни от него, ни от руководителя, для которого рекомендация квалифицированного и опытного HR-специалиста имеет большой вес. Поэтому — будьте джентльменом. Вам зачтется. И помните, что на кону стоит ни много ни мало, перспективная работа. Ведь другую вы не ищете, верно?

Ошибка третья: ИТ-сленг под абсолютным запретом или полностью приветствуется.

ИТ-сленг и сленг вообще — неоднозначные явления. С одной стороны, ИТ-сленгом не стоит злоупотреблять. Но иногда он может оказаться очень полезным. Например, я часто вижу, что во многих крупных западных компаниях, которые являются нашими заказчиками, владение специфической англоязычной ИТ-терминологией — часть сигнальной системы «свой/чужой». То есть ваши «assessment» и «procurement» вполне могут стать преимуществом, а не недостатком в отдельно взятой, зрелой бизнес-среде, где англоязычный сленг — давно устоявшаяся часть корпоративной культуры. И, кстати, в отдельно взятой ситуации («Я тоже не стесняюсь его использовать — как и вы»).

Однако «серверочки» (компьютеры, неудачно выполняющие роль серверов в бизнесе с низкой ИТ-зрелостью) и «базенки» (небольшие базы данных) я бы исключил. Это — не тот атрибут, который должен быть присущ современному, бизнес-ориентированному, интеллигентному ИТ-специалисту, желающему работать с пулом зрелых клиентов, с которыми у компании уже имеются или только выстраиваются долгосрочные отношения.

Что делать и как проявить это внешне: следите за ситуацией

Не нужно бояться ИТ-сленга, как огня, если его использует, скажем, один из ваших потенциальных руководителей. Но и не стоит злоупотреблять им, если в компании это не принято. Где проходит грань допустимого можно понять уже на собеседовании — и правильно встроиться в контекст. То же самое касается и ваших будущих переговоров с заказчиками. Понимайте, где вы находитесь и старайтесь соблюдать «принятый устав». Замечу, это не соглашательство, как ошибочно полагают в российской культуре. Это политика. Или, иначе говоря, полезное управление ситуацией. Которой вы, как бизнесовый ИТ-специалист, скорее всего, захотите научиться. Или, возможно, уже учитесь.

Ошибка четвертая: насильственный бизнес-стиль или любимая футболка

Здесь для ИТ-специалистов много хороших новостей. Во-первых, последний общемировой (а не только общероссийский тренд) — послабление во всем, что касается бизнес-стиля. За последние десять лет для ИТ он успел стать обязательным, затем перестал им быть, а потом отчасти восстановился, но в гораздо более мягкой форме. Современный look ИТ-специалиста вполне, вполне может быть полухипстерским.

Что делать и как проявить это внешне: стирайте, гладьте, комбинируйте и мойтесь

Не нравится строгий деловой костюм? Смените его на «европейский», с укороченными штанинами, из тонкого материала и, допустим, с цветными носками. И это будет хорошо для молодого человека. Но помните: опрятность пока никто не отменял. Если у вас борода — то ухоженная. Если свитер — то без «катышков». Если шарф — то достаточно новый. Если туфли — то не стоптанные. Если брюки и рубашка, джинсы и футболка — то чистые и выглаженные. Если шлейф туалетной воды — то не чрезмерный. Сам аромат должен вам нравиться и, в идеале, подходить. Да, и… Мыться нужно обязательно! Ведь тренд «раскрепощенный стиль» пришел к нам не один, а держа за руку тренд «следить за собой». Учитывайте это, пожалуйста. И — удачных вам собеседований.

0
30 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Stas Sokolov

Начал читать, но не осилил. К чему эти лознги? Есть люди исполнители, а есть руководители. Вот Айти руководителю наверно да, нужно. Но среди руководителей наверно и нет интровертов. А если все будут такими бизнесовыми, то кто будет гайки крутить, уважаемый директор департамента ИТ аутсорса?

Ответить
22
Развернуть ветку
Artem Bondar

Да так-то все понятно: проецирует свой уютный аутсорс мирок на всю индустрию. И пока он ищет своего бизнес-ориентированного программиста, продуктовая компания получит талантливого инженера в растянутом свитере, где он и нужнее - все довольны. Другой вопрос, что и заголовок должен быть типо "Хватит быть интровертом, если хотите работать в аутсорсе".

Ответить
13
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Илья Авдеев

Ура, снова инструкция, как потерять индивидуальность и всем стать одинаковыми. Обожаю такие.

Ответить
13
Развернуть ветку
Wentor Software

Нельзя перестать быть интровертом. Это насилие над собой закончится неврозом, суицидально-депрессивным и далее "по Фрейду". Прежде чем кидаться громкими заголовками, автору стоит познакомиться с основами психологии.
Все люди разные и каждый должен найти свой место. А не кроить себя под какое-то место. Если вам нужен экстарвертный гуманитарий чтобы тусить с другими гуманитариями - просто наймите его. Делегируй, а не насилуй себя.

Ответить
12
Развернуть ветку
ʕ·͡ᴥ·ʔ

Судя по всяким картинкам, сейчас модно быть интровертом, не понимаю почему. Я интроверт и это вечная борьба с собой. Яростно завидую экстравертам, способным за пять минут найти общий язык с любым человеком :)

Ответить
6
Развернуть ветку
VVilliam Blake

Обычно, кто много болтает со всеми подряд, тот не содержит в себе ничего полезного, как красивая пустышка. Напротив, интересные люди раскрываются только при продолжительном общении.

Ответить
5
Развернуть ветку
ʕ·͡ᴥ·ʔ

В наше шустрое время чем быстрее тебя узнали, тем лучше :))

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Konstantin Kanin

Бороться с собой не стоит. Даже у самого заядлого интроверта есть куча сильных сторон и преимуществ по сравнению с экстравертами. Видимо вы еще не нашли свои :)

Ответить
2
Развернуть ветку
ʕ·͡ᴥ·ʔ

Интровертам только книги писать :)) Честно говоря пока явно сильных преимуществ интровертов перед экстравертами не обнаружил :)

Ответить
1
Развернуть ветку
Rokotova

а вы знаете что основной критерий экстраверт и интроверт не в том, что любит общаться или любит быть один.
интраверт может быть очень даже общительным, просто ему для восстановления энергии надо одиночество. а экстраверт восстанавливает свою энергию в общении с людьми.

Ответить
2
Развернуть ветку
Nail Sharipov

Как раз таки много сейчас пишут про то, что в мире становится больше интровертов. Из-за развития месенджеров, соц.сетей и пр. Развивается удаленная работа. Может быть стОит подумать, что это не плохо. Сам интроверт, но в силу специфики работы, научился быть экстравертом когда это нужно.

Ответить
1
Развернуть ветку
ʕ·͡ᴥ·ʔ

Примерно также. Главный минус - режим экстраверта высасывает энергию раза в два быстрее, потом нужно время чтобы перевести дух :)

Ответить
2
Развернуть ветку
Кирилл Неручев

Согласен. Непросто быть интровертом и жить в мире, в котором экстравертов большинство. Как минимум, это означает "вести непрерывную войну с самим собой, ежедневно ломая себя в попытках подстроиться под вызовы окружающего мира". Я многое бы отдал, чтобы перестать быть интровертом.

По статье: автор, похоже, не до конца понимает значение слова "интроверт". Отсюда и восприятие интровертов исключительно в контексте антисоциального поведения/внешнего вида, которые, вообще-то, являются следствием дурного воспитания, а вовсе не проявлением психологических черт личности.

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitry Andreev

За слово "бизнесовый" хочется автора долго бить по рукам указкой, линейкой, чем придется.

Ответить
8
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
theLastLetters

Еще "лайтОвый" встречается.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Василий Лебедев

Только хикка-бизнес, только хардкор.

Ответить
5
Развернуть ветку
VVilliam Blake

Похоже, автору пришлось столкнуться с маменькиными сыночками и дочками, которые приходили к нему с юношеским максимализмом, неуважением к старшим и неумением находить общий язык. Но это не проблема отрасли, это типично для подрастающего поколения - об этом уже написана куча статей.
А по теме статьи - у каждого есть свои достоинства и недостатки. Нельзя насильно сделать из интроверта общительного менеджера по продажам. Также как нельзя "продажника" заставить круглосуточно заседать у компьютера - если долго ёрзать на жопе, помнётся костюм, галстук окажется съехавшим, а на рубашке появятся складки от спинки кресла.
Мода и стиль? Ок, при хорошей зарплате сотрудник рано или поздно начнёт хорошо одеваться, т.к. деньги это не только способ выжить, но и способ повысить свой статус.

Ответить
3
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Dark matter developr

"Мыши - станьте ежиками"

Ответить
2
Развернуть ветку
Владимир Федин

А разве не бывает эмпатичных интравертов? По мне так как раз большинство интравертов в большинстве своём эмпаты. К чему это противопоставление? И что такое "бизнесовый"?

Ответить
1
Развернуть ветку
sf

Что такое эмпатичный интроверт?

Ответить
0
Развернуть ветку
Владимир Федин

Полагаю, что это интраверт с развитой способностью к эмпатии

Ответить
2
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
evilboots

Если мифический ITшник-интроверт разовьет в себе вот эти вот все soft-skills, то зачем ему оставаться в нищей аутсорсинговой IT-компании? Проще пойти к пресловутому "бизнесмену-заказчику" и сношать того-же Бессольцева за качество выполненных его департаментом работ ;)

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Гм... У директора департамент переизбыток кандидатов на вакансии? Программистам, например, эти условия нахрен не нужны - квалифицированных интровертов в грязных футболках сметают с рынка только так.

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Сева Nort

Очередной посыл "Я хочу чтобы это у меня просили работу, а я ее давал, а не выбирали по работодателям, ишь че удумали". Царизм кончился 130 лет назад, а барские замашки у людей остались. Впрочем, лично я при приеме на работу пахучих людей (это единственный критерий по ухоженности) стараюсь не брать :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Roman Maximov
Ответить
1
Развернуть ветку
Nail Sharipov

Каждый человек для чего-то нужен. Прям вспомнилась история из фильма "Москва слезам не верит" про Диоклетиана:
"- в самый расцвет своей Империи он отказался от власти и удалился к себе в деревню. А когда из Рима приехали, чтобы просить его вернуться к власти, он сказал: "Если б вы видели, какую я вырастил капусту - вы бы перестали меня уговаривать".
- И не вернулся?
- Нет. Так что не все хотят быть руководителями. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что это чуть ли не единственный случай в мировой истории."
Интроверты просто любят возиться например с теми же железками, им просто это нравится и это не плохо.

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Petrosyan

Верно для средних и начинающих. Гениев буду хантить не спрашивая о свитере...

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Daniil O. Ishchenko

Статья "Хватит быть интровертом, в вам тут докажу, что хватит быть интровертом, а вообще хватит быть интровертом, еще напишу чуть-чуть тысячу слов и сверху еще сорок тыщ".
Отличный пример, что автору ТОЧНО хватит.

Ответить
0
Развернуть ветку
Svetlana Ryzhkova

"Но глубокое пренебрежение к клиентам, коллегам и, в принципе, к человеческому окружению — это проблема. В первую очередь, для «нового ИТ-гика». А для меня — серьезное препятствие для найма. Даже если передо мной состоявшийся профессионал."

Ключевое - "состоявшийся профессионал". Т.е. все-таки не так это и мешает, раз человек состоялся!

Ответить
0
Развернуть ветку
eden lane

серверочки
базенки

АААААААААААААА!

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 30 комментариев
Очистка репутации застройщика, девелопера, объекта

Здравствуйте! Вы тут, потому что у вас есть проблемы с online-репутацией. Если это не так – не читайте дальше.

Исследование: как бизнес преодолел кризис в 2021 году, часть первая

Мы провели исследование российского рынка и посмотрели, как чувствовал себя бизнес в 2021 году. Аналитики компании выяснили, что, благодаря смягчению коронавирусных ограничений, рынок стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели.

Сколько тратят миллиардеры на футбол? Кажется, российские – самые щедрые

Исследование автора Sports.ru Дениса Пузырева.

Тред: работники рассказывают, как сбегали в первый же день и не возвращались Статьи редакции

Часто такое встречается среди молодёжи и на неоплачиваемых стажировках.

Зумеры и продажи в онлайне: почему инвесторы вложили $457 млн в бренды нижнего белья в 2021 году Статьи редакции

Новые компании, выходящие на рынок белья, не изобретают ничего принципиально нового, пишет Crunchbase. Но меняется формат продажи одежды: компании ориентируются на онлайн-покупателей и предлагают инструменты для выбора вещей в интернете.

Фото: PxHere
В экосистеме «Своë» уже 1 млн пользователей. Что это такое и зачем Россельхозбанку цифровые сервисы для фермеров

Рассказываем, как за один год построить открытую экосистему для агробизнеса.

Говорит Москва: Yota определила самые общительные регионы России в 2021 году

Yota проанализировала количество и продолжительность телефонных звонков своих пользователей, а также объем использованного мобильного трафика за 2021 год в разных регионах страны. Таким образом мобильный оператор определил самые «звонящие» и «качающие» регионы.

Позитивные результаты Ericsson смогли повлиять на Nokia

Несмотря на потерю доли рынка в Китае, прибыль Ericsson за IV квартал 2021 года приятно удивила. Возросший спрос на поставку оборудования 5G в Европу, Северную и Латинскую Америку увеличили чистую прибыль компании на 40%, и она достигла $1,1 млрд. Фондовый рынок моментально отреагировал на новости от Ericsson – акции Nokia возросли на 1,46%.

Что такое АДР и ГДР: чем отличаются от акций, что предпочесть инвестору
«Яндекс Go» заблокировал мой аккаунт, хотя я не нарушал правила пользования сервисом
null