Телеграфная связь
Телеграмма, переданная через Western Union
Сэмюэл Морзе завершил разработку телеграфа в 1838 году, запатентовав изобретение за год до этого. После первой неудачной попытки создать телеграфную линию Морзе получил инвестиции в размере $15 тысяч и создал компанию Magnetic Telegraph Company в 1845 году. Уже через шесть лет только на территории США существовало более 50 телеграфных компаний.
Несмотря на серьезную конкуренцию, цена на телеграфные услуги не падала. Стоимость одного сообщения оставляла $20 и телеграфные компании в небольших городах не окупались. В 1856 году New York State Printing Telegraph — одна из телеграфных компаний — начала скупать конкурентов по всему США. В этом же году один из основателей компании Хайрам Сибли выкупил патент на телеграф Морзе. На тот момент он был самым совершенным на рынке.
Телеграф Морзе
New York State Printing Telegraph стала крупнейшей компанией в США и была переименована в Western Union. Вспышка гражданской войны придала оборотов бизнесу — оперативная связь между штатами стала необходимостью. Телеграфная связь была основной деятельностью компании вплоть до 1980 года — тогда доходы компании от денежных переводов впервые превысили доходы от услуг телеграфа. Это было связано с появлением возможности передачи данных с помощью радиоволн и изобретением телефона.
К счастью для Western Union, они смогли вовремя перестроиться и стали одной из крупнейших компаний по предоставлению услуг денежного посредничества. 2 февраля 2006 года Western Union
отправила последнюю телеграмму.
Торговля льдом
Индустрия торговли льдом процветала в 19 веке на восточном побережье США и в Норвегии. Лёд добывали с поверхности водоёмов и ручьев и затем с помощью баржи, кораблей или поездов перевозили по всему миру. Торговля льдом достигла своего расцвета в конце 19 века. Тогда в индустрии работали 90 тысяч человек, а её капитализация составляла $28 млн. Учитывая инфляцию, сейчас эта сумма
равняется $804 млн.
Добыча льда в Нью-Йорке
Родоначальником торговли льдом был Фредерик Тюдор, который придумал возить лёд из Массачусетса на Карибы. Технологии постоянно модернизировались. Для перевозки льда использовались специальные деревянные баржи, чтобы избежать ржавчины от тающего льда. На баржах были установлены насосы, которые откачивали тающую воду. Стандартная американская баржа перевозила до 600 тонн за один раз, норвежская — до 900 тонн.
С появлением промышленных и домашних холодильников торговля льдом начала исчезать. И хотя индустрия дала огромный толчок к развитию пищевой промышленности, она не выдержала конкуренции. Через несколько лет после Первой мировой войны масштабы индустрии были ничтожны. Сейчас лёд продают и транспортируют лишь в редких случаях, например, для создания ледяных скульптур.
Продажа точного времени
В середине 19 века узнать точное время было гораздо сложнее, чем сейчас. Для железнодорожных компаний это было особой проблемой и её решали с помощью обсерваторий, в которых стояли наиболее точные измерительные приборы. Например, Обсерватория Гарварда продавала информацию о времени за $2 400 в год. Самым крупным игроком была Военно-морская обсерватория США.
Современные атомные часы в Военно-морской обсерватории США
Американский изобретатель и один из родоначальников авиации Сэмюэль Лэнгли помогал региональным обсерваториям бороться с монополией крупных игроков в продаже времени. Лэнгли был первым директором Обсерватории Аллегейни, которая к 1860 году стала одной из лидирующих обсерваторий в этой индустрии.
В 1892 году Военно-морская обсерватория США всё же
стала однозначным монополистом, но со временем рынок практически исчез. Хотя Военно-морская обсерватория США до сих пор оказывает эту услугу и, например, предоставляет данные о времени для системы глобального позиционирования (GPS).
Уборка лошадиного навоза
Многие жители Нью-Йорка
жалуются на загрязнённость города. Однако современный Нью-Йорк не идёт ни в какое сравнение с Нью-Йорком 19 века. Одной из основных проблем города были лошади — ежедневно они оставляли 226 тысяч килограмм фекалий и 170 тысяч литров мочи. Большая их часть попадала на улицы города.
Улицы Нью-Йорка в 19 веке
Всё это делало город не только грязным, но и способствовало развитию инфекций, которые переносили насекомые. Муниципальные службы по мере сил убирали лошадиные фекалии с улиц, но этого было недостаточно. Выход так и не был найден, но проблему решила индустриальная революция и появление первого автомобиля.
Производство свечей
Самая старая свеча была найдена в Китае и датирована 200 годом до нашей эры. Вплоть до появления электричества свечи использовались практически в каждом доме. В 18 веке для их производства использовали спермацет — воскоподобное вещество, получаемое при охлаждении жира кашалота. Позднее стали использовать сурепное и рапсовое масло — их производство было гораздо дешевле.
Устройство для производства свечей
В 1834 году изобретатель Джозеф Морган запатентовал устройство, которое произвело революцию в индустрии производства свечей. Устройство оснащалось автоматическим пистоном, который наполнял цилиндр воском. Изобретение Моргана производило до полутора тысяч свечей в час.
К концу 19 века свечи ушли на задний план, уступив место более эффективным способам освещения — керосиновым лампам. Затем в прошлое ушли и они, когда в 1879 Томас Эдисон представил первую лампу накаливания.
Производство спермацета
Спермацет использовали не только для производства свечей, но и для производства мыла, текстиля, верёвок и в качестве промышленной смазки. Эти индустрии расцвели в 18-19 веках, что фактически привело к исчезновению кашалотов. Вещество также использовали и в фармацевтике для изготовления противоожоговых мазей. Спермацет добывался из головы кашалота и с одного убитого млекопитающего можно было произвести до трёх тонн вещества. Только американские компании добывали до семи миллионов литров спермацета в год.
Согласно
оценкам экспертов, в 19 веке было убито 236 тысяч кашалотов. В 1849 году канадский геолог Абрахам Геснер нашел способ добычи керосина из нефти. Производить керосин оказалось гораздо дешевле, чем добывать спермацет, кроме того вещество дольше хранилось и не издавало специфический запах.
К 1876 году китобойный флот США сократился с 745 кораблей до 39. Согласно Всемирному обществу защиты животных, дополнительных десяти лет активной добычи спермацета хватило бы для того, чтобы полностью истребить кашалотов. Сейчас спермацет не используется в производстве и заменён синтетическими аналогами.
Профессиональный будильщик
В начале 20 века будильник был роскошью для обычного жителя. В то же время, рабочим приходилось вставать рано и всегда вовремя, иначе была велика вероятность потерять работу. Для своевременного пробуждения использовали будильщиков — людей, которые ходили по домам и будили своих клиентов в положенное время.
Для этого будильщики использовали дубинку или длинную палку, которой стучали по окнам и дверям клиентов до тех пор, пока те не просыпались. Будильщикам платили немного — всего несколько пенсов в неделю.
Для того, чтобы разбудить тех, кто жил выше первого этажа, будильщики использовали трубочки, стреляя мелкими камнями или бумагой
Будильщики были привычным явлением европейских индустриальных городов, например, Манчестера или Лондона. Работа была простой и низкооплачиваемой, её часто выполняли безработные и пожилые люди.
Иногда будильщиками становились и полицейские. В их работу входило патрулирование города, поэтому они могли выполнять обе задачи одновременно. Со временем будильники превратились из роскоши в доступное устройство и к середине 20 века профессия изжила себя.
Кашалотов жалко :(
Справедливости ради свечной бизнес и сейчас прекрасно себе живет.
И разборки там бывают ого-го!
Аминь
Про мальчиков разносчиков газет забыли, про чистильщиков обуви тоже.
Мальчики разносчики газет превратились в промоутеров
Обувь чистят до сих пор...
По идее, будильщики должны были покупать точное время у обсерватории:D