В Toptal я попал спустя несколько лет после ее основания, в 2012 году. Я в то время закончил работать в небольших стартапчиках, которые мы делали со знакомыми в Москве. А потом меня на просторах интернета нашел основатель компании Toptal Тасо Дю Валь.
Он рассказал про стиль работы Toptal и про свободный удаленный график. Сказал буквально следующее: «Это крутой проект. Мы перевернем мир». Я заинтересовался, хотя не сразу понял, насколько это круто. Когда я уже присоединился, мне потом Дю Валь сказал, что если бы я не согласился, то он бы приехал в Москву, чтобы меня переубедить. Не знаю, почему он видел во мне такую ценность. Наверное, все дело в релевантном опыте: был опыт и разработчика, и тимлида, и технического директора.
С самого начала все сотрудники из моей команды разработчиков были раскиданы по миру. Это часть культуры нашей компании, это в ее ДНК: раз мы помогаем клиентам найти удаленных специалистов, то и сами в первую очередь должны быть удаленными специалистами. Мы на своем опыте показываем, что это отлично работает.
У меня к тому времени уже был опыт удаленной работы. В тех же небольших стартапах: мы раз в неделю встречались в офисе, обсуждали текущие задачи, ставили цели на следующую неделю и расходились по домам. Для меня это не было в новинку, я понял, что мне это нравится, с привыканием никаких проблем не было.
Но когда я поработал в Toptal, я понял, что компания без офиса — не для каждого. Людей у нас сейчас немало в штате, и были примеры, когда некоторые не выдерживали и уходили. Потом говорили, что им хочется приходить в офис, сесть за рабочий стол, пообщаться с коллегами.
Удаленная работа — это палка о двух концах. Она делает тебя эффективнее, она позволяет тебе путешествовать, то есть ты получаешь свободу — реально крутую свободу. Но не все люди умеют ей пользоваться.
Ты можешь путешествовать, проводить время так, как тебе хочется. А можешь закрыться дома и работать, а потом через месяц или через полгода прибежать и сказать: «Мне не нравится удаленная работа, я ни с кем не общаюсь». Правильно, но ты сам создал себе такие условия. Ты не воспользовался этой свободой.
Но даже если так — сними себе офис, сядь в коворкинг, окружи себя людьми. Но опять же, с учетом того, сколько у нас разработчиков, можно обосноваться в городе, где много людей и с ними снять офис, или общаться при желании.
Для меня актуальна проблема часовых поясов. Чтобы ее нивелировать, мы до некоторых пор подбирали разработчиков только из Европы и Азии, чтобы отдел мог свободно взаимодействовать друг с другом.
Сейчас у нас параллельно работает команда из Южной Америки. Чтобы наладить с ними комфортную работу, мы сузили наше взаимодействие до нескольких часов в день и выбрали удобное время. В каком-то смысле искусственно ограничили себя. Это то, что касается команды разработки. А в целом все сотрудники разбросаны по миру. Большая часть операционной команды, конечно, в США.
Но мы все привыкли жить в мире разных часовых поясов, и идем на компромиссы. Те, кто живет в США, согласны встать пораньше, и я не против поработать попозже. И главная проблема в том, что тут стирается грань между работой и личной жизнью. Получается, что работаешь 24 часа в сутки. Но меня это устраивает, мне это интересно — я в компании на четыре года задержался и планирую еще поработать.
Но с другой стороны, не всем нужно 24 часа быть в онлайне. Разработчики, например, редко решают вопросы за пределами своей команды. Они общаются со своими коллегами, с тимлидами, с менеджерами по проекту, и все мы стараемся держатся в рамках адекватных часовых поясов.
Так что круглосуточная работа касается скорее руководителей высшего и среднего звена. Им в рамках своих обязанностей действительно приходится общаться с разными командами в разных частях мира.
Грань между работой и жизнью стирается. Я могу работать шесть, восемь, двенадцать часов — это не ощущается. Есть задачи — есть день, они решаются. Я более эффективно расходую время.
Другая проблема — разобщенность коллектива. Сооснователя компании Брендена Беншотта я вживую всего пару раз видел. Руководитель компании, Тасо Дю Валь, около года в Москве прожил — ему понравилась бешеная атмосфера, это похоже на его внутренний характер. Если попытаешься Москву описать кому-то, то это адский город, где все бегут, работаю сутки напролет, пышут идеями. Он сам такой, город ему подходит, поэтому он здесь задержался.
Со многими другими сотрудниками я почти не виделся. При удаленной коммуникации я не могу узнать людей получше, даже если мы будем общаться каждый день. Особенно если мы просто о работе будем говорить, а не просто беседовать.
Поэтому у меня сложилось такое ощущение, что удаленная работа — в плане работы никаких проблем не создает, она даже эффективнее работы в офисе. Но в плане личного общения или приятельских отношений — это гораздо хуже, чем познакомиться с человеком вживую.
Свободное время я трачу на путешествия. Это наша культура и с этим проблем нет. За эти четыре года посетил довольно много стран, но везде был с ноутбуком и всегда оставался на связи и работал. За последние три года был в Чехии, Испании, Италии, Голландии, много где. С другой стороны, это меняет твой поход к путешествиям: ты стараешься делать поездки подольше, чтобы успеть и поработать и потратить время с пользой: и город посмотреть, и на море сходить.
На самом деле, когда ты приехал на три дня, на неделю в какой-то абстрактный европейский город и галопом пробежался — от этого тоже мало приятного. Относительно размеренный микс работы с путешествиями даже лучше получается. Но важен баланс.
У нас в команде разные люди. Бренден предпочитает приехать в какую-нибудь страну и обосноваться на месяц или на два там, чтобы как следует пожить, полноценно работая и свободное время проводя в этом городе.
У меня другой стиль — я живу в Москве и путешествую на пару недель. Там я чуть меньше работаю и чуть больше времени уделяю себе, семье. Но при этом стараюсь быть на связи и решать срочные и важные дела. К моему стилю работы жена относится хорошо. Сама работает на удаленке, поэтому все время дома вместе. Пока не передрались.
Я твой пляж фриланс toptal
какие программы коммуникации внутри компании используются?
Когда-то прочитал книгу Remote и тоже мечтал об удаленной работе. Сейчас половину своего времени провожу в командировках, на встречах, либо работаю из дома. У меня ушло несколько месяцев на то, чтобы понять в какое время я эффективен для текучки и остальных задач.
Это я к тому, что работа возле дивана и холодильника все-таки сильно расслабляет. И надо быть готовым бороться с отвлекающими факторами, чтобы не терять фокус. Не каждый к этому готов.
А как организовывать горячую линию 24\7 такой компании? Если все работают удаленно, как будет работать колл-центр?
Точно так же, как работают такси, нанимая инвалидов-операторов.
У Тинькова часть колл-центра на дому трудится.