{"id":10556,"title":"\u0427\u0442\u043e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0449\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u043e\u043b\u044f\u043c\u0438 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=10556&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341444-istoriya-loginov-i-paroley&placeBit=1&hash=4378c7882a031e776dfd38e6a8e054710d9d42ecd8bac882e0a8f464b1c772cc","isPaidAndBannersEnabled":false}

Причины провалов стартапов в России. Итоги онлайн-исследования

Подвожу итоги первой части своего мини исследования, делаю первые выводы. Описание зачем нужно это исследование здесь.

Продукт не нужен и не хватило денег

Именно такие причины стали главными и получили по 30% и 23,5% соотвественно. И хотя количество участников опроса далеко от статистически значимых значений (было всего 18 участников), но ответы показательны и кажутся вполне реалистичными. В других больших исследованиях почти всегда главной причиной была "продукт не нужен рынку".
Вывод. Несмотря на массу теоритических и доступных знаний как платных, так и бесплатных по запуску стартапов мы все ще продолжаем наступать на те же грабли.

Почему ваш стартап не полетел?

Интересным фактом, о котором я не сильно думал раньше, стала причина про выгорания основателей или людей в команде. Кроме того, что на нее указали 12% отвечавших, мне самому знакома история, когда пропадает интерес продолжать что-то делать. И в личном общении мне об этом рассказывали уже не раз. Но почему то раньше я и не думал, что это так сильно важно.
В итоге понял, что мотивация, заряженность, внутряняя энергия и психологическое состояние основателя и команды это самое первое и необходимое условие, можно сказать фундамент для постройки стартапа, да и вообще любого начинания. Все остальное можно купить или научиться. Но если мотивации и энергии нет, то не стоит даже думать о том, чтобы начинать. Это был первый и неожиданный для меня инсайт...

Профиль участников опроса

Честно говоря, второй неожиданностью для меня стали ответы на вторичные вопросы о контексте и самих участниках, запускавших стартап.

И если с количеством участников в команде все еще более менее явно:

Сколько человек было в команде?

То вот с остальными вопросами все интереснее. Ответы на них показали, что запуск стартапа это все еще "долго и дорого". И тут есть над чем работать и о чем спрашивать дальше.

Сколько денег потратили на запуск?
Сколько времени ушло на этот стартап?

И при этом командам удалось пройти не так далеко. Большая часть остановились на разработке MVP и на тестировании каналов привлечения.

Отличной новостью стало то, что примерно половина основателей уже запустили или думают о новом стартапе:

Вы остановились после провала?

Значит ли это, что мотивация и энергия не так важна или нужна была "перезарядка"?

Продолжение исследования

Этот опрос только первая часть моего небольшого исследования. На следующем этапе я лично пообщаюсь с теми, кто готов рассказать подробности провала, а таких оказалось 10 из 18 и это радует. Надеюсь, что смогу более точно выявить общие тенденции на более глубоком уровне или понять ключевые ошибки неудач в запусках.

После этого смогу понять как эта проблема решается сейчас (курсы, акселераторы, менторы ...). И почему такие результаты? И можно ли сделать решение лучше?

Следите за продолжением истории. Я пишу статьи про идеи стартапов и создание продукта. Публикую в блоге и в Телеграм-канале.

Если вы не успели принять участие в опросе, но вам есть что рассказать по теме, то можете написать мне здесь или в Телеграме, побеседуем лично, уже после праздников.

0
36 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Сергей Леопольдович

Все бы хорошо, но :
1. Очень мелкий шрифт в подписях данных на диаграммах и в сегментах сыра
2. Данные можно было представлять под графиками и в виде таблиц

Ответить
6
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Спасибо за интерес и замечание, учту..

Ответить
0
Развернуть ветку
Владимир Зоркин

Спасибо за проделанную, информативную работу +100500 к карме 

Ответить
4
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Спасибо за поддержку. Надеюсь, что дальше будет еще интереснее.

Ответить
4
Развернуть ветку
Ruslan Dusaev

Интересна ещё одна диаграмма - по отраслям
Интересно где больше сдуваются)

Ответить
3
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Если буду делать в следующем году и с большим количеством участников, то включу такой вопрос.

Ответить
2
Развернуть ветку
Роман Николаев

в hardware больше всего сдуваются.
уверен что поделие которое вы разместили на фотке имеет околонулевой рост продаж ))

Ответить
0
Развернуть ветку
stivstivsti

Интересно, спасибо.

Ответить
2
Развернуть ветку
Владимир Зоркин

Буду следить, с наступающими праздниками и успехов в исследованиях ...

Ответить
1
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Спасибо. И вас тоже с наступающим!

Ответить
1
Развернуть ветку
Mikhail Piskunov

На диаграмме "Сколько потратили денег" нет сектора "от 50 тыс. до 500 тыс. р." 
Не было ответа в этом диапазоне?

Ответить
1
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Да, все верно. В этом диапазоне разбивка была От 51 до 100 тысяч рублей, От 101 до 200 тысяч рублей, От 201 до 500 тысяч рублей. и они не получили баллов. Мало респондентов, наверное, ну и еще возможно на этапах идея или исследование минимальные затраты, а когда начинается mvp, то сразу к 500к прыгаешь.. - но это лишь мои мысли))

Ответить
0
Развернуть ветку
Killer

Стартапы не нужны, они делают не нужное, продают не нужное. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Роман Николаев

ты токсичный. и скорее всего старый. жаль тебя.

Ответить
1
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Интересное мнение, только не очень понятно почему вы так думаете? Расскажите...

Ответить
0
Развернуть ветку
Killer

Несколько лет наблюдаю за этим явлением. Ни одного технически разработанного и выпущенного в серию продукта нет и не предвидится.
Какая-то канализация и сизифов труд.
Право слово в том же ЮТ и то больше идей было. А то смотришь на хипстеров со смузи, которые треплются на англике с русишем и это вызывает только отвращение.

Ответить
1
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Есть и такие тоже.. но стоит поискать и увидите, что есть и примеры реальных запусков и в России и в мире... А какой формат думаете был бы более правильным, вместо стартапа?

Ответить
0
Развернуть ветку
Killer

Обычное предприятие, точнее лаборатория, которая располагает собственными мощностями или их арендует. И действительно думает над нужной вещью, а не очередным самокатом.

Ответить
0
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Так стартап - это и есть такая лаборатория, только при этом еще умеющая видеть что нужно рынку и способная продать свое решение..)) 

Ответить
0
Развернуть ветку
Killer

Это не лаболатория. Описание "стартупа" я вверху привел, поэтому и проваливается все, потому что хипстеры пьющие смузи никому не интересны.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Dremov

А кто финансировать будет эту вашу лабораторию? На этапе разработки идеи хотя бы до mvp. Где деньги, Зина?

И да, в ЮТ было много идей. Что из них вышло в тираж? Что появилось там или массово использовалось. Только личный нерепрезентативный опыт не стоит приводить в пример.

И если что, я реально интересуюсь. А то вдруг мы мимо чего-то интересного ходим, а не используем.

Ответить
0
Развернуть ветку
Марк Юпланов

Добрый день, Анатолий!
В 21м запускаю онлайн преакселератор для студенческих стартапов (Азимут)
Сейчас по максимуму собираю информацию из всех источников для команд с нулевым опытом и знаниями
Возможно опубликовать Ваши результаты у меня на ресурсе? Какие ссылки нужно указать?
Заранее благодарю за ответ

Ответить
0
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Публикуйте, если считаете, что это будет полезно. Можете указать ссылку на этот пост и на канал в Телеграм (есть в тескте).
И встречный вопрос, если можно. Какой у вас результат по программам акселерации? Сколько проектов выживают, ну или хотя бы доходят до стадии первых продаж+MVP?

Ответить
0
Развернуть ветку
Марк Юпланов

Здесь все завязано на специфике - речь идет, прежде всего, о поддержке студенческих стартап-проектов. Здесь сразу появляются ограничения: "денег нет, но вы держитесь", никто студенту денег на стартап давать не будет на первых этапах (хотя в России мало кому вообще дают инвестиции на первых этапах, таких чуть ли не единицы). По факту, подавляющее большинство стартапов преакселератора Азимут - IT-проекты (агрегаторы, приложения, порталы и пр.), те, которые можно сделать имея компьютер и навыки программирования. Остальные проекты онлайн-преакселератора (наукоемкие/железо/физические продукты) не имеют шансов на сегодняшний день, я могу только помочь пристроить их в технопарк, подготовить документацию.

По поводу основателей и команд. Студенты такие студенты. Обычно - яркий запал на старте, быстрый набор команды, низкие потребности в деньгах (деньги хотят, конечно, также как и все, но могут вывезти на этапах до MVP на амбициях). У меня в этой истории задача сделать так, чтобы запал у них остался и команды получили инструкции по применению по каждому этапу.

Начинал я с 4 студентов, они организовали команды, проработали бизнес-модель, отправились в акселератор ИТМО в Петербурге. Но только один из них выходит на MVP с мобильным агрегатором.
У остальных причина стандартная (по крайней мере стандартная для студентов): пропал запал у команды (обычно команда затухает в течение 3-4 месяцев без денег или других мотиваций), собрать новую не вышло (или потерял мотивацию для пересоздания команды сам основатель), основатель отвлекся на переменные доходы (без результатов основатели затухают в течение года) и, в итоге, перестал работать над проектом. По факту статистика еще мрачнее. Если брать с нулевого этапа идеи, то "основателей" было примерно 70, на выходе тот самый 1 проект.
Но вряд ли это можно внести в статистику, студентов сложно отнести к стартаперам, которые уже обладают опытом в сфере и готовы запускать свой бизнес. Здесь нет опыта, крайняя нехватка знаний, большие амбиции и все вытекающие.
Еще сетую на несовершенную программу в Азимуте, ее нужно дорабатывать с учетом специфики основателей) Поэтому сейчас выстраиваю программу преакселератора в виде пошагового алгоритма + необходимо разработать систему ачивок и геймификации, чтобы оставался интерес к своему проекту.

Хотя если брать статистику по очным акселераторам, программы которых проходил - где-то 70-80% не доходят до продаж. Затухают дольше, в течение 1.5-3 лет. Большинство стартаперов как раз-таки по характеру очень похожи на наивных и беззаботных студентов)

Ответить
1
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Спасибо. 1 из 4 это уже хорошо, лучше у многих других.
Да, про мотивацию согласен, хоть у студентов, хоть у стартаперов - денег нет, поэтому нужно ехать на ней только.. а этому почти никто не уделяет внимание - поэтому идея с геймификацией вполне годная, можно еще соревнования между командами или психолога или коуча для этого приглашать, чтоб цели и внутреннюю энергию прокачивать помогал.
Надеюсь, что у вас все получится и успешных запусков будет еще больше!
Если хотите, то программу можно вместе подумать, могу со стороны дать обратную связь..

Ответить
2
Развернуть ветку
Марк Юпланов

Благодарю, да, обязательно обращусь)

Ответить
0
Развернуть ветку
victor green

А у меня бомбическая идея которую даже попытались украсть и запустить. Но так как копипастеры загорелись только базовыми ценностями продукта и игнорировали что это элемент экосистемы и имеет колоссальный потенциал у них хоть и полетело, но невысоко и недолго (но это не точно). Мне срочно нужен запуск! 

Ответить
0
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Так запускайтесь, делайте... что сейчас не хватает для этого?

Ответить
0
Развернуть ветку
victor green

Начал двигаться. 
Не хватает (не критически, но все же):
Доверия к инвесторам;
Адекватных кадров (исполнители так себе, в задачах проектирования, интеграции железа вообще мало, на словах все умеют, а на деле, оо это гуглить надо, но зп себе горазды накрутить);
Уровня компетенций заказчиков федерального уровня (люди есть толковые, но их мало и вообще это особенно не важно, но хочу видеть на федеральной сцене больше людей способных выйти за рамки шаблонных картонных фраз в прикладную реализацию своих задач, перекладывают фразы из одного форума в другой:) )

Вообще считаю что главное для стартапа это наличие очереди к минимально функциональному образцу продукта, изготовленного на свои деньги, остальное приложиться. Нет универсальных методик оценки спроса - везде бывают ошибки. Все эти супер методы, супер взгляды мертвы если нет очереди к продукту которым болен создатель. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Почти со всем согласен, а с "очередью" на все 100)) Создайте очередь, кажется, что всё остальное из списка никак не будет мешать попытке это сделать..

Ответить
1
Развернуть ветку
Роман Николаев

было всего 18 участников, ясно, понятно...

Ответить
0
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Да, мне бы тоже хотелось, чтобы справа у 18 был нолик или лучше два)) Хотя при этом понимаю, что количественный опрос это все равно средняя температура по больнице, только на интервью возможно смогу узнать что-то новое. А эта часть скорее была нужна, чтобы найти людей на интервью. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Name

По первой диаграмме многие причины являются следствием остальных. Понятно, когда не прет, теряется мотивация и выгорание начинается. А не прет, потому что либо товар не нужен, либо конкуренция дикая.

Ответить
0
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Согласен, что все взаимосвязано, буду дальше копать, там может получится узнать получше..

Ответить
0
Развернуть ветку
Даниил Романов

Вообще красавчик, что такое исследование затеял, молодец!!! От себя хочу сказать, не переживай, что 18 опрошенных - это якобы мало. 15 человек дают 85% информации. 

Ответить
–1
Развернуть ветку
Читать все 36 комментариев
Rio innovation week – выступление АИМ, собственная криптовалюта для Рио-де-Жанейро и международное сотрудничество
Два новых продукта в бете, кастомное хранилище и дешевый CDN

Дайджест продуктовых апдейтов, которые могут вас заинтересовать.

Как нанимают айтишников в США: что нужно знать до собеседования и когда вас точно не возьмут

Устроиться на работу в России относительно просто и понятно — ты видишь вакансию, откликаешься, у тебя что-то спрашивают, дают тестовое, потом проходишь одно собеседование и ты нанят. А вот в США всё устроено совсем по-другому — и требования, и первичный отбор, и процесс найма.

50 компаний, за акциями которых стоит следить в 2022 году Статьи редакции

Аналитики Bloomberg составили список самых любопытных проектов, торгующихся на фондовых биржах.

Грузовик компании Coca-Cola. Источник: CNN
Кому нужен футбол в селе

Как «Кружок» и «Тинькофф» организовали футбольные сборы в Тамбовской области или история о спорте за пределами больших городов.

Фото: Филипп Задорожный / Stereotactic
Как бесплатно набрать 1600 подписчиков в телеграм-канал и подружиться с самыми амбициозными стартаперами vc.ru

Рассказываю, во что вылилась моя идея скрещивания «Трибуны» с Product Hunt, как я набирал подписчиков после первой публикации на vc.ru и насколько активно аудитория в Telegram следит за подборками лучших продуктов из «Трибуны».

ФСБ убедила ЦБ поддержать полный запрет на криптовалюту по политическим причинам — Bloomberg Статьи редакции

Так ведомство хочет лишить финансирования «нежелательные» организации и СМИ-иноагентов.

ЦБ предложил новые ограничения на криптовалюты в России — но владеть ими гражданам не запретят Статьи редакции

За операции с криптовалютой регулятор предлагает наказывать — но как именно, не указывает.

Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне

Цифровые технологии сегодня всё чаще смешиваются с физическими объектами. Отсюда возникают примеры активностей в формате «фиджитал» (от англ. physical + digital). В статье мы рассказываем о том, как использовали такой подход в корпоративном обучении.

Как провалить цифровой продукт: вредные советы

Истории из практики экспертов МТС Банка, АК Барс Банка, red_mad_robot, Osome и humex

Тренды финтеха. Разработки, технологии и поиск новой ценности

За последние 10 лет свершилась настоящая революция в финансах. Произошла инфраструктурная перестройка, весь мир переехал на смартфоны с доступным и дешевым интернетом, что позволило появиться сотням финтех-компаний. Сегодня любая новая технология может быть использована для создания финансовых решений. Но только ли разработки будут влиять на…

null