Святые грешники Латинской Америки: народные покровители, которых не признаёт церковь

Введение

Недавно наткнулся на статью о так называемых «народных святых» Латинской Америки — культовых фигурах, которых не признаёт церковь, но которым доверяют миллионы людей. Сначала подумал про это как про культурный феномен, а потом думал о том как это может быть полезно сообществу: эта история напрямую связана с тем, чем мы занимаемся в бизнесе.

Почему пишу об этом здесь? Потому что, как мне кажется, феномен «святых грешников» — это совсем не про религию и/или культуру. Это скорее про доверие, про создание своих символов и «точек опоры» там, где официальные институты не работают. А ведь это ровно то, с чем сталкивается любой бизнес, выходящий на новые рынки: людям нужны близкие, понятные ориентиры, а не абстрактные бренды и чужие правила игры.

Народные святые

Что делать, если твои просьбы остаются без ответа, а идти к Богородице или официальным святым с тем, чем ты живёшь, стыдно? В Латинской Америке на этот вопрос давно нашли ответ: создают себе «своих» небесных защитников.

Их называют santos populares — народные святые. Католическая церковь официально их не признаёт, но для простых людей они — ближе и понятнее. В трущобах и на дорогах им ставят алтари, приносят сигареты, ром, цветы или бутылку текилы. У каждого из этих «святых» своя легенда, но объединяет их одно: они были такими же простыми и уязвимыми людьми, как их почитатели — бедняки, крестьяне, проститутки, разбойники или беглые солдаты.

Антропологи Мария Хулия Кароззи и Рене де ла Торре выделяют три главные причины появления народных святых:

  • смешение католицизма с индейскими и африканскими культами,
  • желание иметь «своих» героев вместо далёких европейских,
  • поиск опоры в борьбе с бедностью и несправедливостью.

Ниже приведу наиболее известных santos populares в Латинской Америке.

Аргентина: Гаучито Хиль — защитник бедных и дальнобойщиков

В Аргентине имя Гаучито Хиля знает каждый. Его образ встречается на граффити, татуировках и придорожных святилищах, куда водители оставляют вино или сигареты в обмен на защиту в дороге.

Кто он был на самом деле — до сих пор загадка. Одни считают его благородным разбойником, делившимся награбленным с бедняками. Другие — пацифистом, отказавшимся проливать кровь в гражданской войне. Но конец легенды всегда один: его поймали и казнили.

Перед смертью Хиль предсказал палачу, что тот потеряет сына, но молитва в его честь спасёт ребёнка. Чудо случилось, и на месте казни возник первый алтарь. С тех пор каждое 8 января тысячи аргентинцев съезжаются в Мерседес, чтобы почтить Гаучито Хиля.

Перу: Сарита Колония — «святая из порта»

Сара Колония Замбрано родилась в 1914 году в бедной семье. С ранних лет она работала няней, продавала рыбу, помогала младшим. Несмотря на тяжёлую жизнь, её знали как добрую и отзывчивую девушку.

Она умерла от малярии всего в 26 лет и была похоронена в братской могиле. Но люди продолжали приходить к её кресту, молиться — и вскоре начали происходить чудеса: кто-то нашёл работу, кто-то избавился от бед.

В 1970-е культ Сариты вышел за пределы порта Кальяо и стал частью жизни всей Лимы. Сегодня её образ носят не только в Перу, но и в США — мигранты верят, что Сарита защищает их на чужбине.

Бразилия: Эскрава Анастасия — рабыня с маской

История Рабыни Анастасии стала символом борьбы с расизмом в Бразилии.

По легенде, её мать была африканской принцессой, а отец — португальский работорговец. Анастасия выросла невероятной красавицей с голубыми глазами, но за отказ подчиняться надсмотрщикам была наказана: ей надели железную маску.

Она помогала другим рабам, лечила и утешала, но сама погибла в мучениях.

В 1968 году рисунок француза Жака Араго с изображением раба в маске вызвал волну интереса к её истории. Сегодня святилища Анастасии есть в Рио, Сальвадоре и других городах, а её образ можно встретить на футболках, в театре и даже в уличном искусстве. Для многих женщин она стала символом стойкости и достоинства.

Гватемала: Сан-Симон — святой-трикстер

Сан-Симон — самый необычный святой региона. Его статуя выглядит как кукла с открытым ртом, куда вставляют сигареты или наливают ром. Одевают его по-разному: то в национальные костюмы, то в смокинг с очками и барсеткой.

Сан-Симон любит алкоголь, табак и женщин. В его святилища приходят маргиналы, мигранты и даже преступники. Главное его качество — он принимает всех, без осуждения.

Обряды в его честь больше похожи на весёлые языческие праздники: с выпивкой, сигарами и танцами. Он — своего рода народный «антигерой», святой, который понимает слабости людей.

Мексика: Хесус Мальверде — наркосвятой

В Мексике с 1960-х годов расцвела наркокультура. Баллады, фильмы, стиль — всё это легло на плечи образа «щедрого бандита» Хесуса Мальверде.

По легенде, он родился в бедной семье в Синалоа, но после смерти родителей пошёл в разбой. Грабил богатых, помогал крестьянам и стал героем народа. Власти же объявили на него охоту и повесили в 1909 году.

После смерти его могила превратилась в место чудес. Люди верили, что Мальверде помогает найти работу, вернуть скот, избежать проблем с законом. Сегодня в Кульякáне стоит его святилище, куда приходят и простые рабочие, и крупные наркобароны — включая самого Эль Чапо.

Вместо заключения

Santos populares — это отличный пример, как рождаются новые «бренды доверия». Их никто не продвигал через рекламу, их не сертифицировала Ватиканская комиссия, но они стали ближе людям, чем официальные святые. Это могло бы послужить уроком многим предпринимателям, которые выходят на новые рынки. Достаточно важно стать своим, не быть правильным, а слиться с местной культурой и развивать доверие у местных.

Начать дискуссию