Письмо в редакцию: Как команда Statsbot применяет хаки для разработки в маркетинге, продажах и других областях
В редакцию vc.ru пришло письмо от команды аналитического сервиса Statsbot для командного мессенджера Slack, в котором сотрудники проекта рассказали, как они применяют методы из разработки (например, reverse engineering) в других направлениях работы над продуктом — маркетинге, продажах и так далее.
Рассказываем, как мы применяем инженерные принципы в маркетинге и других сферах бизнеса, чтобы прийти к победе.

В разработке
Statsbot — технологичный продукт, и всё крутится вокруг кода. Часто принципы, которые мы используем как инженеры, помогают и в других отраслях бизнеса.
Например, чтобы быстрее развивать продукт, мы наблюдаем за конкурентами и используем принцип reverse engineering. В маркетинге это принято называть best practices. Идея в том, чтобы понять, какие процессы вызывают конкретный результат, доработать и применить у себя.
Некоторые компании этот подход путают с другим: «по-тихому спереть и уйти». Видимо, они слишком буквально понимают книгу «Кради как художник». Недавно был кейс, когда Mail.Ru Group запустила платную онлайн-школу для подготовки к ЕГЭ «Пифагор», которая ну очень напоминает онлайн-школу «Фоксфорд». Оригинальный лендинг, кстати, делал наш дизайнер, когда там работал.

Или, например, стартап Salesmachine скопировал визуализацию графиков Statsbot, даже цвета не изменил. Ошибка в том, что, как правило, продукты не зеркальные. На наших графиках и цвета, и функциональность имеют внутреннее значение. А если другой проект хочет их использовать, он должен их доработать под себя, иначе решение бесполезно.
Иногда мы видим классные штуки, смотрим на конкурентов, компилируем их фишки, делаем прототип и пускаем в бета-тестирование или обкатываем внутри команды. Мы не тратим время на обсуждения и проработку — никогда не знаешь, что именно взлетит. Если пошло — берём, если нет — тестируем следующее решение.
Сейчас мы тестируем SQL-интеграцию, чтобы визуализировать информацию из баз данных. Мы посмотрели, что важно для клиентов в решениях крупных игроков — Periscope Data, MS Power BI, Chart Module. Statsbot предлагает пользователям похожую визуализацию, но нашими графиками намного удобнее делиться и получать данные прямо в корпоративный мессенджер. Мы верим, что скоро наше решение станет лучшей альтернативой всем аналитическим дашбордам.

В продажах
У основателей Statsbot был нулевой опыт в продажах, и они применили reverse engineering в этой сфере. Чтобы понять принцип продаж, ребята притворились покупателями топовых игроков в своей нише — аналитических решений для бизнеса.
Если вашим конкурентам уже 4-5 лет, они уже отработали все процессы. Значит, можно мимикрировать их решения под свои задачи. Ребята следили и фиксировали, в какой момент им предлагают демо, когда его показывают, а когда дают доступ к продукту и подключают своего технического специалиста. По результатам они построили собственный процесс продаж крупному бизнесу.
Секрет в том, что в этой нише нельзя давать демо сразу. Сначала нужно собрать контакты, будто для входа в закрытый клуб. Затем заманить и дать посмотреть на продукт в щелку: например, показать скриншоты функциональности. Теперь можно открыть дверь — прислать подробные отчеты и документацию. И только после этого можно давать демо и провести внутрь продукта под ручку с техническим специалистом.
Конечно, на каждом шаге кто-то из клиентов отваливается и воронка сужается. Но конверсия в продажу благодаря схеме «закрытый клуб» намного выше. Чем больше потенциальный покупатель инвестирует своего времени и ресурсов, тем сильнее он подогревается и тем скорее закрывается сделка. Весь процесс в среднем занимает 2–3 месяца.
Не все процессы удается отследить, анализируя действия конкурентов. Иногда нужно идти эмпирическим путем — наступать на грабли.
Например, раньше мы считали, что низкий ценник увеличивает продажи. А потом ради интереса увеличили его в 10 раз, и конверсия не упала. Так мы поняли, что слишком низкий ценник, как и слишком высокий не вызывает доверия. Нужно наблюдать за стоимостью продуктов в своей нише и определять доверительный интервал для собственного ценника.
В контент-маркетинге
Сейчас PR и маркетинг мы делаем своими силами и в основном продвигаемся за счёт контента. Большая часть трафика на статьи приходит с сайтов агрегаторов. Основные: Product Hunt, Reddit, Hacker News, Growth Hackers and Inbound.
Конечно, цель — удержаться в топе как можно дольше и получить больше переходов. Мы изучили алгоритмы, которые используют эти сайты для ранжирования новостей, чтобы понять, как работает их алгоритм и взять от этого по максимуму. Принцип оказался похожим, потому что большинство новостных агрегаторов используют открытый алгоритм Hacker News.
Упрощенная идея в том, что за первые минуты публикации нужно получить достаточное количество голосов. Это должны быть пользователи с высокой «кармой», которые позволят вам выбиться в топ. Как минимум можно попросить поддержку своей команды. И после этого статью лавиной подхватят остальные пользователи сайта.
Со временем алгоритм опускает вашу новость, даже если у неё очень много голосов. К примеру, наша последняя статья продержалась на первой строчке DataTau три дня и только оттуда собрала 1000 переходов. Это при том, что были выходные.
Про загоны
Перфекционизм убивает любой стартап — нас спасает мантра «done better than perfect», или метод прогрессивного джипега Артемия Лебедева. Продукт должен быть готов всегда на 100%, даже если внутри он разработан на 5%. Любую задачу можно быстро выполнить до рабочего состояния — выкатить, а потом улучшать, если останется время.
Благодаря этому подходу мы стали партнёрами Microsoft. Представители Microsoft Teams заинтересовались Statsbot и попросили сделать тестовую интеграцию. Перспектива сотрудничества была неясна, а времени как обычно не хватало даже на приоритетные задачи.
Наш генеральный директор Артем Кейдунов за два часа буквально «на коленках» собрал прототип. Он работал только с одной интеграцией и только на компьютере Артема — но работал. Артем отправил скринкаст в Microsoft, представителям компании понравилось, и мы стали разрабатывать интеграцию.

Вскоре продукт уже работал в бета-тестировании для наших клиентов, потом мы подключили дополнительные системы аналитики. А неделю назад был релиз Microsoft Teams, и Statsbot представили как ключевого партнера.
Вы можете уже завтра уволить восемь менеджеров, а продажи и лояльность клиентов от этого только вырастут. При этом вы еще 2,8 млн руб/год на ФОТ (фонд оплаты труда) сэкономите. Как это возможно? Сейчас расскажу.
Забудьте о скучных номерах и предсказуемых завтраках! Ваше свадебное путешествие – это уникальное событие, и оно заслуживает чего-то особенного. Европа, с ее богатой историей и разнообразием ландшафтов, предлагает бесконечные возможности для незабываемого медового месяца. Вместо того, чтобы бронировать стандартный отель, рассмотрите эти необычные в…
Но данные могут стать поводом для проверки.
Долгосрочные инвестиции показывают лучшие результаты с точки зрения получения прибыли. Чтобы понять, какие индустрии станут востребованными в ближайшие годы, необходимо посмотреть на стратегии передовых компаний и на мировой рынок в целом.
Выдам немного секретиков:
Мы работаем над интеграцией с Facebook Workplace, Cisco Spark и Google Hangouts Chat, не считая того, что Microsoft Teams подливает масла в огонь :fire:
Мое почтение землякам. Всегда приятно смотреть на выдающиеся личности. )
В мае командой перемещаемся в Санфран. Получили несколько предложений от фондов.
#липецкжив :D
Самая популярная — Schedule Reports, когда пользователи получают автоматические отчеты по ключевым метрикам прямо в Slack.
А самая крутая сейчас — Goals, которая в реальном времени трекает все бизнес-процессы и показывает достигаешь ты поставленной цели или нет. Как раз сегодня делаем релиз на Product Hunt: https://www.producthunt.com
А какая самая крутая или популярная функция сейчас у бота?
Опять я с закрытыми глазами
Влад, ты и так прекрасен!
А как у вас с монетизацией? Вы на самоокупаемость вышли уже?