Как раздать (получить) опционы и не облажаться

Как раздать (получить) опционы и не облажаться

1. Немного теории


Как правило, стартап начинают 2-3 человека. Это бюрократ (он же CEO), технический специалист и, допустим, специалист по маркетингу. В один прекрасный день им перестает хватать рук, и они нанимают людей со стороны, которых удается заинтересовать нетривиальными задачами, перспективой изменить мир, возможностью работать удаленно (нужное подчеркнуть). Чтобы новый представитель команды в полной мере поимел гешефт от возможного будущего успеха и видел, ради чего он работает, ему может быть положен опцион. Опцион дается за достижение определенных результатов, за выдающиеся заслуги или за определенное время, которое человек в компании проработал.

В России с опционами есть проблема. В нашей стране «классические» опционы в буквальном понимании с точки зрения законодательства нереализуемы. Это связано с особенностями организационно-правовой формы стартапа как хозяйствующего субъекта. Если по-русски, то почти каждый стартап регистрируется как общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это дешевый и самый быстрый способ. Цена вопроса - 15 тысяч рублей и примерно месяц времени. Создание акционерного общества требует существенно больше времени и денег на оформление - примерно полгода и 200 тыс. рублей соответственно, не считая затрат на дальнейшее администрирование. Для стартапа - достаточно серьезная сумма, на которую команда из 2-3 человек может жить месяц. При этом сложность и дороговизна оформления ОАО или ЗАО как организационно-правовой формы не обещает никаких дополнительных бенефитов: стартап не может перейти ни на упрощенную систему налогообложения, ни назваться малым бизнесом.

[caption id="" align="alignnone" width="1019"] Типичное ОАО; не стартап[/caption]

Стартапы ищут возможности для опционных схем в рамках ООО. В общем и целом возможности реализации этих схем лежат в плоскости вхождения возможного обладателя опциона в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Простор для маневра дало бы опционное соглашение, но пока в РФ оно не имеет юридической силы. Случись что, новоиспеченный совладелец компании остается беззащитным в суде. Хотя в следующем году законодательство хотят изменить, чтобы такие соглашения начали работать в правовом поле. Пока получателю опционов остается надеяться только на честное слово кофаундеров.

2. «Мамой клянусь»


Пока опционные соглашения в рамках ООО не действуют, а что-то делать надо, стартапы применяют ряд схем разной степени юридической правильности. Вот несколько примеров.

1. Разрешение на покупку доли кого-то из участников ООО. Реализуется тогда, когда кто-то из участников ООО решает выйти из общества либо уменьшить свою долю в уставном капитале общества. Принявший такое решение участник должен согласиться продать долю по конкретной цене. Однако без одобрения остальных участников ООО, как правило, долю в обществе нельзя ни продать, ни купить. Это - раз. Два - сделка по изменению состава учредителей довольно дорогая. Она заверяется нотариально и стоит порядка 100 тыс. рублей. При этом, разумеется, сам участник должен быть согласен отдать свою долю сотруднику, участвующему в опционной программе.

2. Разрешение сотруднику на вхождение в общество путем увеличения уставного капитала, если это не противоречит уставу ООО. [Обычно не противоречит, поскольку уставы типовые.] Здесь возникает конфликт интересов: доли других учредителей ООО при этом размываются. Согласовать вхождение должны все участники ООО.

3. Некоторые стартапы дают сотрудникам опционы оффшорной компании, предварительно ее открыв. Опять же, не все стартапы могут себе позволить зарегистрировать юрлицо в оффшоре. При этом у получателя опционов остается риск, что юрлицо в иностранной юрисдикции окажется полностью лишенным активов. Физлицу проверить, есть ли в оффшоре какие-либо активы, либо это просто компания-пустышка, нет никакой возможности. Это лазейка для нерадивых кофаундеров. Они могут поиграть с ключевыми людьми в проекте в «хороших парней», раздать всем опционы оффшора и тем самым мотивировать команду на эффективную работу, а незадолго перед наступлением срока погашения опциона вывести из оффшора все активы (капитал, код, документацию). И тем самым оставить опционщиков с долей от нуля.

4. Личное поручительство собственника или директора. По сути, это честное слово, юридической силы не имеющее.

Неважно, какая используется схема. Должно быть соблюдено важное условие: все участники ООО должны хорошо относиться и друг к другу, и к новенькому, чтобы все согласились пустить новенького в состав учредителей ООО. Если потенциального соучредителя не пустят и дело дойдет до судебного разбирательства, суд останется на стороне ООО, даже если получатель опциона (он же - потенциальный участник ООО) беспрекословно соблюдал все требования, о которых договаривался с кофаундерами «на берегу». Единственное, что может сделать человек, которого «кинули», - поднять бучу. В венчурной сфере все друг друга знают, и репутация не выдавшего опцион (хотя и обещавшего) будет испорчена безвовратно. Серьезный инвестор и человек с видами на то, чтобы стать серийным предпринимателем, никогда не допустит этого, иначе выпадет из обоймы и не сможет продолжать работу.


3. Несколько советов


Наименее защищенной стороной в вопросах с долями в компании является субъект, которому опционы хотят дать. Всё  может измениться уже в 2014 году, когда будут приняты поправки в Гражданский кодекс РФ, согласно которым опционное соглашение будет иметь юридическую силу. Однако российская действительность такова, что законодательные новации могут либо не случиться вовсе, либо существенно не улучшить ситуацию.

Пока - несколько общих советов тем, кому опционы предлагают, и тем, кто решает, мотивировать ли долей в компании своих сотрудников.

Если вам предлагают опцион:


1. Для начала поймите природу опциона. Это поощрение, которое можно заработать, а можно и не заработать. Не всегда то, дадут вам опцион или нет, зависит только от вас.

2. Опцион не дается бесплатно. Это не бонус и не премия. Это доля в компании, которую вам предложат выкупить, то есть потратить на него ваши деньги.

3. Будьте реалистами. Если вам предлагают опцион в стартапе, который не генерит чистую прибыль, вы не сорвете джекпот, даже проработав по-стахановски нужное количество времени и перевыполнив все KPI. В стартапе, который идет ко дну, вы сможете рассчитывать только на то количество денег, которое внесли в уставный капитал. Например, если уставный капитал ООО составляет 10 тыс. рублей, а вы владелец 10% компании, вам полагается 1000 (прописью: одна тысяча) рублей. Поэтому - всегда смотрите на кэшфлоу компании, которая вам предлагает опционы. Либо смотрите на активы. Если они есть, ваша доля будет рассчитана из их стоимости.

Если вы задумали запустить опционную программу у себя в стартапе:


1. Не раздавайте опционы направо и налево, даже если вам кажется, что у вас круто работают все сотрудники. Случись кризис, они обязательно придут к вам эти опционы окэшивать. И у компании может не хватить денег. Эта неловкая ситуация называется техническим дефолтом.

2. Документально регламентируйте условия погашения опционов сотрудников. Здравым критерием будет прибыльность стартапа. Если прибыль есть, стартапу будет проще исполнить обязательства.

3. Давайте опционы в первую очередь инженерам и сейлзам. Их работа в первую очередь влияет на качество продукта и на продажи.



Бонус-трек

4. Как Дмитрий Чистов раздавал опционы в Copiny


Привет. Мы знаем, что ты решил мотивировать свою команду опционами.

Да. Мы приняли стратегическое решение и сделали опционную программу. Так многие стартапы делают.

За какие заслуги опционы выдаются?

Для разных сотрудников по-разному. Для разработчиков, например, сложно определить какие-то количественные показатели. Поэтому мы решили взять за основу такой параметр, как время работы в компании. Для инженера программа рассчитана на 3-4 года, в течение которых он получает свою долю равными частями. Для тех, кто связан с продажами - это количество денег, которое сотрудник принес компании. В данном случае опцион привязан к плану продаж: есть некая сумма и есть «отсечка», с которой опционная программа для сейлзов начинает работать. Это 80% от плана продаж. Если продажи составляют 80% плана, сейлз получает 80% своей доли опциона, если 90% плана - доля 90%, если план выполнен полностью или перевыполнен, получает 100% опциона. При этом 70-процентное выполнение плана продаж возможность получить опционы не дает.

Какую долю в компании получают участники опционной программы в Copiny?

Под опционы выделена доля в размере 10% на всех. Эти 10% будут распределены между существующими и будущими участниками программы. Стандартный «слот» - 1%. Однако размер опциона может сильно меняться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от ценности сотрудника и поставленной перед ним задачи.

Учредив опционную программу, ты размыл свою долю в проекте. Обычно фаундер старается консолидировать у себя максимум «акций»/долей. Зачем тебе это всё?

У меня нет никаких предубеждений насчет того, что у меня будет на 10% меньше доля, чем до опционной программы. Пойми логику: если человек приносит компании деньги и он компании нужен, и если опцион специалиста мотивирует, все участники опционной программы выиграют. Все они будут работать на повышение капитализации компании. Поэтому даже если моя доля в Copiny в процентах несколько уменьшится, в деньгах она все равно вырастет. То, что опционы мотивируют коллектив, это абсолютно точно. Я вижу это по тому, как работают мои коллеги. Каждый делает максимум, чтобы компания с каждым днем зарабатывала больше и стоила дороже. Они знают, за что рубятся.

В то же время, есть сотрудники, для которых опцион – непонятный инструмент. Для них намного важнее получать больше прямо здесь и прямо сейчас. И таких, кстати, большинство.

Прописаны ли какие-либо условия продажи долей?

Мы обговаривали общие условия, но четких договоренностей не прописывали. Обязательно сделаем это при регистрации компании в британской юрисдикции. На данный момент российское законодательство не позволяет зафиксировать опционное соглашение. Возможности выкупа долей сотрудника по актуальной оценке пока не обговаривали, но такую возможность предусмотрим. Будет дополнительный мотивирующий фактор.

Фиксировали ли вы договоренности в документах?

Да, мы составили достаточно общую бумагу для каждого участника программы. Этот документ не имеет юридической силы, мы просто зафиксировали условия вхождения участников программы в капитал компании и пути выхода из нее.

***

Автор текста -  Дарья Гольева, юрист фонда Softline Venture Partners