Как генерировать идеи и зарабатывать на них с помощью дизайн-мышления

Наталия Рубахова, сертифицированный специалист по дизайн-мышлению
Наталия Рубахова, сертифицированный специалист по дизайн-мышлению

Развитие бизнеса — процесс творческий. Креативные и одновременно рабочие идеи особенно нужны, когда нужно быстро адаптироваться к переменам, ответить на вызовы, придумать новый проект или продукт. Здесь на помощь приходит дизайн-мышление.

Как это работает? Мы поговорили с Наталией Рубаховой, экспертом LeverX Group, и узнали, как использовать приемы популярной методологии на практике.

Дизайн-мышление — способ усовершенствовать готовый продукт

Дизайн-мышление часто ассоциируется с прорывными стартапами или кардинальными преобразованиями в бизнесе. Но это также история про улучшение готового продукта или внутренних процессов компании, когда все работает, но хочется, чтобы бы работало лучше. И тогда команда экспертов собирается вместе, что создавать новое будущее.

С чего же начать? С эмпатии, которая учит оценивать ситуации глазами клиента. И будет здорово, если на воркшоп вы пригласите человека, который пользуется вашим продуктом или услугой.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— Очень важно общаться с потенциальными или действующими клиентами, выяснять, что им нравится в продукте, а чего не хватает — так мы находим явные и скрытые потребности. Именно на этапе исследования закладывается коммерческий успех будущего продукта: чем лучше идея решает задачи, тем меньше понадобится усилий и затрат на ее продвижение.

На следующем этапе, который называется фокусировка, команда определяет ключевые проблемы. Их решение должно строиться на основе реальных потребностей конечного пользователя.

Онлайн-сессия по дизайн-мышлению в LeverX Group
Онлайн-сессия по дизайн-мышлению в LeverX Group

Дизайн-мышление учит находить новые идеи даже тогда, когда кажется, что их нет

Пришло время генерировать идеи, а все мысли кажутся тривиальными или слишком нереалистичными? Фиксируйте все варианты, которые приходят в голову, даже самые очевидные и самые невозможные.

Чтобы не упустить ценные предложения, на этом этапе лучше выключить критику, даже если бюджет кажется космическим, а на реализацию могут уйти десятилетия. Чтобы фантазия помогала реальности, на воркшопах присутствует специалист - фасилитатор. Он направляет обсуждение в конструктивное русло, задавая наводящие вопросы и предлагая различные задания. Порой специалист по дизайн-мышлению использует провокационные приемы, чтобы встряхнуть аудиторию: заведомо абсурдные идеи, допущения, преувеличения и другое. Все это помогает взглянуть на вопрос под новым углом.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— В нашей практике не было такого, чтобы по итогам воркшопа не было найдено ни одного решения. Всегда появляется идея для обсуждения, другое видение, новые подходы, заслуживающие того, чтобы рассмотреть или даже применить их в дальнейшем. И любую идею всегда можно довести до практической реализации, если это оправдано.

Отбирать следует идеи, которые отвечают потребностям клиентов, помогают решить проблему бизнеса и могут быть реализованы технически

И вот у вас множество предложений, многие кажутся замечательными и очень подходящими для решения текущих задач. Чтобы выбрать самые рабочие,

Чтобы выбрать самые сильные идеи, можно сформулировать один или несколько критериев (самая рациональная, самая вдохновляющая и т.д.) и предложить каждому участнику проголосовать. Кроме этого, важно дать возможность высказаться тем, кто может оценить жизнеспособность предложений (экспертам, руководителям и специалистам профильных направлений), но при этом не терять фокус на целевой аудитории и ее потребностях.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— Лучшими становятся идеи, которые являются экономически целесообразными и реализуемыми технически и соответствуют запросам целевой аудитории. Поэтому важно, чтобы участие в их обсуждении принимала мультидисциплинарная команда: чем более разноплановый опыт учитывается в процессе генерации и отбора идей, тем более интересных результатов можно добиться.

Воркшоп по дизайн-мышлению в LeverX Group
Воркшоп по дизайн-мышлению в LeverX Group

Прототипирование и тестирование — лучший способ избежать ошибок

На этапах прототипирования и тестирования вы можете быстро оценить потенциал идеи и проверить, сможет ли она решить поставленную задачу, понравится ли конечным пользователям. Прототип — это не готовый макет будущего решения, а ее бюджетный вариант с ограниченным функционалом. Он позволяет понять, есть ли смысл дорабатывать его до готового продукта или нет. Вы можете создать сайт с базовыми функциями и без особых стараний дизайнера и попросить аудиторию оценить, насколько решение полезно и чего в нем не хватает.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— Прототипирование и тестирование — лучший способ сделать абстрактную идею осязаемой, проверить выдвинутую гипотезу, узнать реакцию клиента или пользователя. От максимально простой модели команда шаг за шагом продвигается к рабочему решению. Это удерживает от того, чтобы слишком далеко уйти в неверном направлении.

Дизайн-мышление не поможет, если бизнес не готов к переменам

Дизайн-мышление предполагает, что многие вещи в итоге придется делать иначе. Поэтому для успеха важно, чтобы руководство компании поддерживало эксперименты, инновации, командную работу на равных и отсутствие жестких рамок. Дизайн-мышление сложно применять в организациях, где не принят свободный обмен мнениями и мыслями.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— Отсутствие гибкости и открытости мешает не только обсуждать проблемы и находить решения, но и не позволяет увидеть всю картину целиком. Поэтому важно организовать такую атмосферу, где у каждого участника будет возможность высказаться. Кроме этого, важно привлекать специалистов из разных областей, в том числе - экспертов, владеющих методологией дизайн-мышления.

33
1 комментарий

Хорошая статья. На текущий момент постоянно наблюдаю совещания, на которых какие-то идеи убиваются в зародыше благодаря «критикам», которые сразу пытаются найти минусы и их озвучить. Получаем то, что после некоторого количества совещаний любую задачу можно сделать невыполнимой. Поэтому для себя из этой статьи выделил момент проведения первого этапа обсуждений без критики, а также привлечение к ним сотрудников их других смежных подразделений.

2
Ответить