Если двоечник, то сразу в дворники? Про оценки и успех ребенка

Двоечники часто слышат от учителей и родителей: «Подтяни успеваемость, а то в дворники пойдешь». Разбираемся с экспертом образовательного центра “Каменный город”, психологом Сергеем Галиуллиным, от чего зависят академическая успеваемость и успешность в жизни и связаны ли они как-то вообще. Спойлер: не так, как вы себе представляете.

Фото автора <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pexels.com%2Fru-ru%2F%40max-fischer%3Futm_content%3DattributionCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dpexels&postId=248538" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Max Fischer</a>: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pexels.com%2Fru-ru%2Fphoto%2F5212649%2F%3Futm_content%3DattributionCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dpexels&postId=248538" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pexels</a>
Фото автора Max Fischer: Pexels

От чего зависит академическая успеваемость

Знания. В идеальной ситуации чем лучше ученик знает материал, тем выше оценки он получает. Но бывает и обратное: ребенок, который разбирается в математике лучше одноклассников, неаккуратно оформляет тетради и проверочные работы и за это получает тройки. Можно жаловаться на учителя, но не всегда на это хватает сил.

Обстоятельства. У учеников бывают неудачные дни — знаешь урок хорошо, но нервничаешь и ответить не можешь. Если такое происходит на рядовом опросе, то ладно. А если на контрольной, то даже одна ошибка может привести к плохой оценке за четверть.

Учитель. Учитель может быть необъективным и выставлять оценки, опираясь на эмоции и отношение к ученику. Но нередко бывает и другое: учитель видит в ученике потенциал, «тянет» его на пятерку, часто спрашивает, а ученик отвечает на тройки и получает плохую оценку за год. То есть он знает многое, но мотивации к занятиям у него нет.

Мотивация. Именно мотивация, а не потенциал становится решающей для получения хороших оценок. Все знают «усидчивых» учеников, которые берут не талантом, а старательностью. Они хотят хороших оценок и у них есть способность удерживать внимание на предмете максимально долго.

От чего зависит успешность в жизни

Компетенции. При трудоустройстве важны не оценки, полученные в школе, колледже и вузе, а знания и навыки. И не так важно, как вы их получились — закрылись на несколько лет в библиотеке, потратили кучу денег на курсы или дошли до всего, решая практические задачи. Главное, что вы компетентны в своем деле и тогда можете назначать выгодную для вас цену.

Гибкие навыки. Ученые спорят, что важнее: предметные компетенции или межпредметные навыки. Точного ответа нет, но понятно, что умение общаться, выходить из конфликта, брать на себя ответственность, ставить цель, искать информацию — все это важные навыки, помогающие находить друзей, заканчивать обучение, продвигаться по карьерной лестнице.

Ощущение счастья. Чем лучше себя чувствует человек, тем спокойнее он принимает решения, тем меньше тревожится. Сложно измерить, из чего состоит удовлетворенность жизнь, но есть гипотеза, что она связана с соотношениями ожиданий и реальности. Чем меньше у человека притязаний, тем больше он испытывает счастья от событий, происходящих с ним.

Исходные условия. К сожалению, у людей нет равных возможностей. Если ты родился здоровым в обеспеченной семье и на тебя не действуют национальные или религиозные предрассудки, то скорее всего ты сможешь добиться больших результатов в жизни. Поэтому сложно сравнивать между собой разных учеников и требовать, чтобы каждый стал отличником.

Как связаны успешность и успеваемость

Ученые пытаются найти связь между успеваемостью и успешностью в жизни, но пока результаты разнятся. Я склоняюсь к тем исследователям, которые показывают, что удовлетворенность жизнью у старшеклассников и студентов связана не с успеваемостью, а с психическим и физическим здоровьем. Уверен, психическое здоровье больше влияет на успех, чем аттестат.

Еще одно подтверждение. Социолог и финансовый аналитик Том Корли изучал «богатых» и «бедных» людей: он пытался понять их привычки, образование, ценности. В итоге оказалось, что среди богатых было примерно одинаковое количество троечников, двоечников и отличников. Но у них другие ценности: они следят за здоровьем, любят общаться, любят рисковать и уважают себя. То есть, гибкие навыки оказываются сильнее хороших оценок.

И что делать?

Прокачивать компетенции. Причем можно использовать разные образовательные стратегии. Есть вариант глубокой прокачки — выбираешь одну сферу и несколько компетенций и развиваешь только их. В результате ты специалист в квантовой физике, океанологии или военном праве. Такой вариант лучше всего работает для естественных наук. Но в гуманитарных отраслях часто можно развивать смежные или даже непохожие навыки: стать дизайнером, писателем, режиссером и певцом.

Главное — прокачивать компетенции, а не просто получать знания. Разница в том, что прокачка идет только через решение практических задач. Про это, кстати, и наше современное образование: все изменения, которые вносят, так или иначе связаны с деятельностным подходом к знаниям.

Ставить цели. Правильно поставленная цель поможет добиться многих результатов. А после цели важно идти к ней каждый день и подниматься после каждого падения. Предприниматели закрывали много ИП прежде, чем построить большую корпорацию, а Джоанн Роулинг «пристроила» книги о Гарри Поттере в издательство после десятков отказов.

Ориентироваться на себя. Если кажется, что вы идете не туда, остановитесь и подумайте еще раз. Оценки и даже карьера — это не главное. Важнее слушать свою интуицию и свои эмоции, это поможет не разрушить здоровье и остаться психически стабильным.

44
3 комментария

Оценка или отметка в школе не всегда объективно отражает знания ребенка. Мало кто учитывает различные этапы взросления ребенка, его темперамента, условия усвояемости, гиперактивность и т.д..

1
Ответить

Все знают, что троечников отправляют в дворники, а двоечников - на расстрел. 

Ответить

В будущем у людей будут сканировать мозг, определяя кто из них более пригоден для той или иной профессии. Надеюсь дело профессора Савельева (церебральный сортинг) примут во внимание власти стран мира лет через 30, когда окончательно поймут, как работает мозг. Я был бы не против.

Ответить