{"id":5193,"title":"\u0414\u0438\u0432\u0430\u043d, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0437\u0451\u0442 \u0432\u0430\u0441 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443","url":"\/redirect?component=advertising&id=5193&url=http:\/\/vc.ru\/promo\/273080&hash=a742604bb1e4a91ae28edd5e8706d1908e8bc473c996515b168d8cd492dab58d","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Дарья Хохлова

Наём продакт-менеджеров на небольшом рынке — опыт Sports.ru Статьи редакции

Рассказ директора по продуктам издательства Tribuna Digital Марка Тена.

Марк Тен

Кто обычно становится продакт-менеджером

Готовых специалистов высокого уровня мало: в России не так много компаний, в которых они могут работать. И они либо не ищут работу, либо выбирают между хорошими предложениями в России и релокацией.

Часто продакт-менеджерами становятся разработчики, маркетологи, дизайнеры, то есть люди, состоявшиеся в смежной профессии. Само по себе это скорее преимущество, но вместе с их опытом в другой сфере вы приобретаете сложившееся профессиональное самолюбие. Гибкость и принятие своей некомпетентности — ключевые умения для этой роли, поэтому так важно оценивать в первую очередь способность реагировать на изменения, а не резюме.

Приток людей без опыта небольшой, поэтому по рынку годами циркулируют одни и те же лица. Ещё меньше тех, для кого продакт-менеджер — первая работа. Возможно, это связано с тем, что компании почти не занимаются обучением на этой позиции.

Чем занимается продакт-менеджер в общем случае:

  • Стратегия.
  • Поиск и проверка гипотез.
  • Описание идей.
  • Исследования: конкурентов, технологий, данных.
  • Общение с пользователями, командой и контрагентами.
  • Маркетинг, финансы, операции.
  • Закрытие продуктов.
  • Всё остальное.

В Sports.ru продакт-менеджер отвечает за всю вертикаль своего продукта, от идеи и разработки до маркетинга и бэк-офиса. Не имея формальных полномочий, нужно управлять большим количеством людей, каждый из которых лучше знает своё дело.

Поэтому мы ожидаем, что продакт-менеджер станет идеологическим лидером команды. Он продает свои идеи, объясняет их ценность, знает конечную точку пути и доказывает, что именно туда компании и надо. Приходится работать руками и думать о стратегии одновременно. Продакт не имеет права отчаиваться. Когда всё вокруг уже сгорело, а команда потеряла мотивацию, он должен собрать из пепла новый план.

Трудности найма

Базовая проблема в найме продакт-менеджеров — определение роли. Продакт-менеджеры отличаются друг от друга настолько же, насколько отличаются компании, в которых они работают. Банки, медиа, ecommerce, SaaS — очень разные бизнесы, странно ожидать от их продактов одинакового набора умений. Даже внутри одной компании они могут кардинально отличаться.

Одна из главных задач продакт-менеджера — выбрать правильную метрику для определения успеха в каждый момент времени. Ровно это же требуется при поиске кандидата.

На разных этапах развития бизнеса задачи меняются и дрейфуют в смежные области — разработку, маркетинг, монетизацию, поддержку. На этапе создания продукта — больше технической работы и общения с разработчиками. В зрелых проектах фокус смещается на маркетинг и монетизацию. Если компания не понимает, какой конкретно компетенции не хватает, поиск превращается в перебор.

Многостаночники, которые сами разберутся в бизнесе, построят процессы и наймут недостающих людей, существуют. Профессия вообще подразумевает широкий диапазон и редкие сочетания качеств. Например, логическое мышление и развитый эмоциональный интеллект или лидерство и способность работать без признаков формальной власти. Но такие люди дорогие и избирательные, поэтому не каждая компания способна конкурировать за них.

Редко, кто понимает, что руководитель — не заказчик, а исполнитель найма. Особенно для сложных позиций, как продакт-менеджер или опытный разработчик. Умение собрать команду — важнейшая компетенция для руководителя.

Внутренние HR-специалисты, особенно если они занимаются всем подбором в компании, не обязаны понимать, какие каналы поиска оптимальны для каждой позиции. Sports.ru чаще всего получает кандидатов из числа пользователей. Почти никогда — из традиционных источников вроде карьерных порталов.

Бывает и так, что закрыть вакансию привычными инструментами не получается. Тогда руководитель должен сам включаться в первичный подбор, а не отклонять резюме за резюме, которые нашли несчастные HR.

Так долгий и мучительный наём джуниора однажды закончился идеей своей школы продакт-менеджеров. Изначально планировали её как разовый проект, но в итоге получилось два набора.

Формат похож на затянувшуюся конференцию, на которой сотрудники Aviasales, Facebook, Meduza, Sports.ru, Uber и других компаний рассказывают о том, как профессия продакт-менеджера устроена у них. Мы на выходе получаем мотивированного кандидата, который уже лично знаком с профессиональным сообществом, нашими требованиями и проектами. Из первого набора наняли двух человек, ещё одного — из второго.

Как мы нанимаем в Sports.ru

В Sports.ru на продуктовые позиции мы предпочитаем нанимать людей без опыта, способных расти быстрее компании, то есть очень быстро освоить то, что мы уже знаем, а потом самостоятельно извлекать и распространять новую информацию.

Сначала можно вообще не иметь нужных навыков, но подходить нам как личность и любить предметную область, то есть спорт, медиа и технологии. Почти всегда этого достаточно, чтобы мотивированный человек добрал недостающие знания.

Процесс найма состоит из пяти этапов:

  • Скрининг откликов. HR-специалисты выбирают интересные резюме и вместе с директором по продуктам принимают решение о собеседовании.
  • Первое собеседование. HR-специалисты проверяют идеологическую совместимость кандидата с компанией, уточняют информацию из резюме и базовые вещи вроде зарплатных ожиданий.
  • Второе собеседование. Знакомство с потенциальным руководителем, решение кейсов.
  • Знакомство с командой. Если кандидат понравился руководителю, устраиваем встречу со всей продуктовой командой (дизайнеры, аналитики, продакт-менеджеры). Проверяем, что не возникает непринятия коллективом.
  • Bar raiser. Встреча с кем-то из ключевых сотрудников, которые следят за тем, чтобы «качество» людей в компании не снижалось. Для продуктовых позиций bar raiser — генеральный директор.
  • Оффер.

На собеседовании я в первую очередь, пытаюсь понять, как кандидат узнает новое: какие медиа читает, на кого подписан в Telegram или Facebook. Индустрия быстро меняется, количество информации увеличивается, поэтому качество каналов потребления и навык работать с чужими знаниями напрямую влияют на скорость профессионального роста.

Ещё это помогает «вскрывать» тех, кто любит хайповые слова вроде «искусственного интеллекта» или «машинного обучения», но не представляет, как это применить в бизнесе — просто не хватает кругозора.

Самый частый вопрос, который слышит продакт-менеджер: «Зачем?». От разработчиков, пользователей, генерального директора. Если задавать его последовательно 3–5 раз при решении какого-нибудь кейса, можно быстро определить, насколько человек конфликтен. Агрессивным продактам очень сложно работать.

Типичный кейс для собеседования — объяснить наше решение сделать (или не сделать) новую фичу.

У Sports.ru сильное сообщество, поэтому чаще всего мы получаем кандидатов из числа пользователей. Они знают о застарелых проблемах продукта, иногда сами на собеседовании спрашивают, когда обновим, например, редактор блогов. С радостью предлагаем кандидату самому объяснить, почему не сделали, и рассказать, почему сделать всё же нужно.

Часто реальная сложность задачи неочевидна снаружи и связана с внутренними проблемами. Например, legacy конкретного сервиса или нехваткой ресурсов. Потому не так страшно, если бизнес-часть кейса выглядит неубедительно. Гораздо интереснее понять, как кандидат видит процесс, декомпозирует проект и приоретизирует задачи.

Навыки обсуждаем мало. Во-первых, их сложно оценить за собеседование. Во-вторых, методологии разработки, принципы управления проектами, роадмапы — это такие изолированные абстракции, которые разваливаются при наложении на конкретные проекты и живых людей.

Это же касается конкретных технологий. Их необходимо понимать, но нельзя привязываться и долгосрочно строить на этом карьеру. Facebook закроет Parse, Google изменит алгоритмы поиска, медиа откажутся от мобильных приложений, а продакт останется без работы.

Что мы ожидаем от кандидата

  • Принятие перманентной некомпетентности. Продакт-менеджер, который считает, что знает про свой продукт, пользователей или профессию больше, чем не знает — мёртвый продакт-менеджер.
  • Настойчивость. Свои идеи нужно продавать: команде, пользователям, инвесторам. И с первого раза все равно не получится.
  • Здоровое эго. Умение отделять свою личность от своих идей позволяет объяснять второй раз, когда их не услышали, и услышать, когда они просто плохие.
  • Английский язык. Техническая документация, профессиональные сообщества, отраслевые медиа, общение с партнерами — всё на английском.

Ещё до начала найма мы знаем, какие проекты возьмет новый сотрудник. После выхода помогаем и коллективно обсуждаем проблемы и средства для их решения. Дальше оставляем человеку свободу экспериментировать и самостоятельно принимать решение, но с требованием объяснить выбор команде. Такие условия — имитация реально существующей постоянной неопределённости всего вокруг в профессии.

Разумеется, у такого подхода есть и недостаток. Во-первых, в медиа последствия ошибки редко бывают фатальными. Банки, например, вряд ли могут позволить себе такую философию. Во-вторых, сотрудник, выросший внутри, наследует не только культуру компании, но и все её родовые проблемы. Чтобы избежать самовоспроизводства, мы устраиваем в офисе открытые встречи с людьми из других компаний и слушаем, как устроена работа у них.

Кому-то на старте кажется, что нет нормальных процессов. На самом деле это вполне формальный подход к развитию сотрудников. У нас продакт отвечает за весь бизнес и сам занимается организацией процессов и работы, в том числе работы людей, которые ему не подчиняются. Структурирование хаоса — профессиональный навык, и мы сознательно помещаем человека в такие обстоятельства с самого начала.

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 23, "likes": 22, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 26430, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 13 Sep 2017 17:58:09 +0300", "is_special": false }
0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

В Sports.ru на продуктовые позиции мы предпочитаем нанимать людей без опыта,
---
Опять муть про то как студент организует процесс, всех построит и заработает миллионы. Только почему-то в реальной жизни мы ходим к врачам которые лечат десятилетиями и покупаем товары произведённые опытными брендами

Ответить
0

Ну если напортачят, то всегда легко уволить молодого ПМ-а без зазрения опыта.

Ответить
4

цель статьи:
А. Обеспечить приток заявок новых продактов
Б. Получить обратную ссылку с ЦП
В. Поделиться опытом с индустрией
Г. Свой вариант в комментариях

Ответить
0

будто что-то плохое

Ответить
0

А, как понять, хороший ты продакт-менеджер или плохой, если в Я.Недвижимости тебе образно говоря сообщают "иди на хрен", а потом реализовывают значительную часть твоего списка предложенных правок из тестового задания и данная вакансия висит еще месяцы/годы?..

Ответить
7

Персонаж, который публично описывает неудачную попытку трудоустройства в большую контору с позиции "меня не взяяяяяли, а сделали, как я говорииииил" - то есть считает нетрудоустройство незаслуженным - это гипер-эгоистичный, обидчивый и психологически нестабильный человек. Со всеми вытекающими. Для менеджера это далеко не самый лучший "букет".

Ты извини, если чё.

Ответить
0

Норм.!! ))) Ну, не совсем уж психопат, но есть немного... аххааахха... ;))

Ответить
0

Я к тому, что если уж в передовых компаниях страны так происходит... то чего ждать дальше? :)

Ответить
0

Уже раз 5 слышал подобные истории про Яндекс от разных людей из разных сфер. Походу Яндекс и правда так делает :)

Ответить
3

По одному отказу можно понять о себе ровно столько же, сколько о длине линии по одной точке.

Ответить
0

Сейчас тенденция бесплатного сбора идей и анализа проектов по тестовым заданиям. Зачем платить зарплату специалисту, когда итак можно собрать инфу со всех...

Ответить
1

Понять хороший ты продуктолог или нет невозможно, об этом должен сказать бизнес

Ответить
0

Так это говорить о том что у тебя отличное виденье и идеи, но закрыть сделку ты не смог, недопродал себя :)

Ответить
0

Роман, сейчас рынок труда представляет собой несуществующие вакансии. Это печально, но факт, это не только моё мнение, слышал подобные отклики от своих знакомых.

Ответить
2

Хорошая статья, согласен со всеми тезисами со своей колокольни.

Вопрос из любопытства, а как у вас устроен процесс разработки? Есть ли менеджеры проектов, скрам, спринты, вот это все? Кто по сути управляет разработкой?

Ответить
0

Без особого формализма. Есть недельные спринты, приоритетами и задачами управляют продакты, оценкой и распределением по людям — разработка. Проджектов нет. Ну ты заходи как-нибудь, покажем)

Ответить
0

Как буду в Москве, с радостью зайду :)
Спасибо за приглашение

Ответить
0

Почему статья Марка Тена, а на фотографии Роман Мун?

Ответить
0

потому что на фотографии Марк Тен

Ответить
0

Спасибо за статью, господа!

Ответить
0

Спасибо, полезно.

Ответить
0

Спасибо за статью, хорошая инструкция получилась и по найму, и даже по организации работы человека/отдела/направления.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

А какие есть хорошие английские источники информации для продактов?

Ответить
Читать все 23 комментария
Как мы решили комплексные проблемы склада Lamoda всего одним приложением

Мы расскажем, зачем разработчики добивались максимально быстрого отклика приложения и чем заменили отвлекающие визуальные оповещения. А также почему мы планируем сделать систему полностью автономной и работающей оффлайн, несмотря на то, что на складе сотни роутеров.

Склад Lamoda
Кейс: как мы первыми на Twitch провели тест-драйв автомобиля и получили ER 19%
Дайджест новых стилей и сайтов digital-компаний за июль, где много красоты от героев будущего времени

Всем привет! Это юбилейный, 10 дайджест о том, что важного и интересного происходит в мире стилей и сайтов digital-компаний. Сегодняшний выпуск за июль. За клавиатурой и редактором статей на vc.ru я, Вадим Орлов, основатель Embacy.

Подмена товара у Авито через Boxberry, два случая

Дублирую эту статью, сначала опубликовал в разделе "Статей" раздела товаров, но связавшись с поддержкой vc.ru, они рекоммендовали разместить статью в разделе "Приемной".

Историческая хроника становится доступной для креативного сообщества
Как перезапустить интернет-магазин: дорожная карта

Команда Альто разработала стратегическое оружие — дорожную карту для перезапуска интернет-магазина. Другими словами это обязательные задачи, которые нужно решить на этапе перезапуска проекта. В противном случае стоимость переезда может увеличиться в 2-3 раза. Ссылку на чек-лист ищите в конце статьи.

Как сделать рекламу у блогеров, которая точно достигнет цели?
Презентация нового сервиса Creative Russia Map и дискуссия о креативном предпринимательстве
Расставание с клиентом по контекстной рекламе: передаем аккаунты в Директе и AdWords

Если бы каждая скучная инструкция сопровождалась проникновенным сюжетом или чужой болью, вызывающей эмоциональный отклик, то процесс познания полезной информации стал бы гораздо интересней.

Петербуржцы шесть лет продавали персональные кондиционеры в США и только теперь вышли в Россию: путь Evapolar Статьи редакции

Компания продаёт 100 тысяч устройств в год, а популярна стала благодаря краудфандингу и Amazon. Но в России пока столкнулась с недоверием к небольшим кондиционерам, хотя аномальная жара помогла на старте.

Основатели Evapolar Евгений Дубовой и Владимир Левитин
От SymbianOS до Android: как менялись доли мобильных ОС на рынке смартфонов с 2007 по 2021 годы Статьи редакции
null