Оффтоп Daria Khokhlova
3 755

Наём продакт-менеджеров на небольшом рынке — опыт Sports.ru

Рассказ директора по продуктам издательства Tribuna Digital Марка Тена.

В закладки
Марк Тен

Кто обычно становится продакт-менеджером

Готовых специалистов высокого уровня мало: в России не так много компаний, в которых они могут работать. И они либо не ищут работу, либо выбирают между хорошими предложениями в России и релокацией.

Часто продакт-менеджерами становятся разработчики, маркетологи, дизайнеры, то есть люди, состоявшиеся в смежной профессии. Само по себе это скорее преимущество, но вместе с их опытом в другой сфере вы приобретаете сложившееся профессиональное самолюбие. Гибкость и принятие своей некомпетентности — ключевые умения для этой роли, поэтому так важно оценивать в первую очередь способность реагировать на изменения, а не резюме.

Приток людей без опыта небольшой, поэтому по рынку годами циркулируют одни и те же лица. Ещё меньше тех, для кого продакт-менеджер — первая работа. Возможно, это связано с тем, что компании почти не занимаются обучением на этой позиции.

Чем занимается продакт-менеджер в общем случае:

  • Стратегия.
  • Поиск и проверка гипотез.
  • Описание идей.
  • Исследования: конкурентов, технологий, данных.
  • Общение с пользователями, командой и контрагентами.
  • Маркетинг, финансы, операции.
  • Закрытие продуктов.
  • Всё остальное.

В Sports.ru продакт-менеджер отвечает за всю вертикаль своего продукта, от идеи и разработки до маркетинга и бэк-офиса. Не имея формальных полномочий, нужно управлять большим количеством людей, каждый из которых лучше знает своё дело.

Поэтому мы ожидаем, что продакт-менеджер станет идеологическим лидером команды. Он продает свои идеи, объясняет их ценность, знает конечную точку пути и доказывает, что именно туда компании и надо. Приходится работать руками и думать о стратегии одновременно. Продакт не имеет права отчаиваться. Когда всё вокруг уже сгорело, а команда потеряла мотивацию, он должен собрать из пепла новый план.

Трудности найма

Базовая проблема в найме продакт-менеджеров — определение роли. Продакт-менеджеры отличаются друг от друга настолько же, насколько отличаются компании, в которых они работают. Банки, медиа, ecommerce, SaaS — очень разные бизнесы, странно ожидать от их продактов одинакового набора умений. Даже внутри одной компании они могут кардинально отличаться.

Одна из главных задач продакт-менеджера — выбрать правильную метрику для определения успеха в каждый момент времени. Ровно это же требуется при поиске кандидата.

На разных этапах развития бизнеса задачи меняются и дрейфуют в смежные области — разработку, маркетинг, монетизацию, поддержку. На этапе создания продукта — больше технической работы и общения с разработчиками. В зрелых проектах фокус смещается на маркетинг и монетизацию. Если компания не понимает, какой конкретно компетенции не хватает, поиск превращается в перебор.

Многостаночники, которые сами разберутся в бизнесе, построят процессы и наймут недостающих людей, существуют. Профессия вообще подразумевает широкий диапазон и редкие сочетания качеств. Например, логическое мышление и развитый эмоциональный интеллект или лидерство и способность работать без признаков формальной власти. Но такие люди дорогие и избирательные, поэтому не каждая компания способна конкурировать за них.

Редко, кто понимает, что руководитель — не заказчик, а исполнитель найма. Особенно для сложных позиций, как продакт-менеджер или опытный разработчик. Умение собрать команду — важнейшая компетенция для руководителя.

Внутренние HR-специалисты, особенно если они занимаются всем подбором в компании, не обязаны понимать, какие каналы поиска оптимальны для каждой позиции. Sports.ru чаще всего получает кандидатов из числа пользователей. Почти никогда — из традиционных источников вроде карьерных порталов.

Бывает и так, что закрыть вакансию привычными инструментами не получается. Тогда руководитель должен сам включаться в первичный подбор, а не отклонять резюме за резюме, которые нашли несчастные HR.

Так долгий и мучительный наём джуниора однажды закончился идеей своей школы продакт-менеджеров. Изначально планировали её как разовый проект, но в итоге получилось два набора.

Формат похож на затянувшуюся конференцию, на которой сотрудники Aviasales, Facebook, Meduza, Sports.ru, Uber и других компаний рассказывают о том, как профессия продакт-менеджера устроена у них. Мы на выходе получаем мотивированного кандидата, который уже лично знаком с профессиональным сообществом, нашими требованиями и проектами. Из первого набора наняли двух человек, ещё одного — из второго.

Как мы нанимаем в Sports.ru

В Sports.ru на продуктовые позиции мы предпочитаем нанимать людей без опыта, способных расти быстрее компании, то есть очень быстро освоить то, что мы уже знаем, а потом самостоятельно извлекать и распространять новую информацию.

Сначала можно вообще не иметь нужных навыков, но подходить нам как личность и любить предметную область, то есть спорт, медиа и технологии. Почти всегда этого достаточно, чтобы мотивированный человек добрал недостающие знания.

Процесс найма состоит из пяти этапов:

  • Скрининг откликов. HR-специалисты выбирают интересные резюме и вместе с директором по продуктам принимают решение о собеседовании.
  • Первое собеседование. HR-специалисты проверяют идеологическую совместимость кандидата с компанией, уточняют информацию из резюме и базовые вещи вроде зарплатных ожиданий.
  • Второе собеседование. Знакомство с потенциальным руководителем, решение кейсов.
  • Знакомство с командой. Если кандидат понравился руководителю, устраиваем встречу со всей продуктовой командой (дизайнеры, аналитики, продакт-менеджеры). Проверяем, что не возникает непринятия коллективом.
  • Bar raiser. Встреча с кем-то из ключевых сотрудников, которые следят за тем, чтобы «качество» людей в компании не снижалось. Для продуктовых позиций bar raiser — генеральный директор.
  • Оффер.

На собеседовании я в первую очередь, пытаюсь понять, как кандидат узнает новое: какие медиа читает, на кого подписан в Telegram или Facebook. Индустрия быстро меняется, количество информации увеличивается, поэтому качество каналов потребления и навык работать с чужими знаниями напрямую влияют на скорость профессионального роста.

Ещё это помогает «вскрывать» тех, кто любит хайповые слова вроде «искусственного интеллекта» или «машинного обучения», но не представляет, как это применить в бизнесе — просто не хватает кругозора.

Самый частый вопрос, который слышит продакт-менеджер: «Зачем?». От разработчиков, пользователей, генерального директора. Если задавать его последовательно 3–5 раз при решении какого-нибудь кейса, можно быстро определить, насколько человек конфликтен. Агрессивным продактам очень сложно работать.

Типичный кейс для собеседования — объяснить наше решение сделать (или не сделать) новую фичу.

У Sports.ru сильное сообщество, поэтому чаще всего мы получаем кандидатов из числа пользователей. Они знают о застарелых проблемах продукта, иногда сами на собеседовании спрашивают, когда обновим, например, редактор блогов. С радостью предлагаем кандидату самому объяснить, почему не сделали, и рассказать, почему сделать всё же нужно.

Часто реальная сложность задачи неочевидна снаружи и связана с внутренними проблемами. Например, legacy конкретного сервиса или нехваткой ресурсов. Потому не так страшно, если бизнес-часть кейса выглядит неубедительно. Гораздо интереснее понять, как кандидат видит процесс, декомпозирует проект и приоретизирует задачи.

Навыки обсуждаем мало. Во-первых, их сложно оценить за собеседование. Во-вторых, методологии разработки, принципы управления проектами, роадмапы — это такие изолированные абстракции, которые разваливаются при наложении на конкретные проекты и живых людей.

Это же касается конкретных технологий. Их необходимо понимать, но нельзя привязываться и долгосрочно строить на этом карьеру. Facebook закроет Parse, Google изменит алгоритмы поиска, медиа откажутся от мобильных приложений, а продакт останется без работы.

Что мы ожидаем от кандидата

  • Принятие перманентной некомпетентности. Продакт-менеджер, который считает, что знает про свой продукт, пользователей или профессию больше, чем не знает — мёртвый продакт-менеджер.
  • Настойчивость. Свои идеи нужно продавать: команде, пользователям, инвесторам. И с первого раза все равно не получится.
  • Здоровое эго. Умение отделять свою личность от своих идей позволяет объяснять второй раз, когда их не услышали, и услышать, когда они просто плохие.
  • Английский язык. Техническая документация, профессиональные сообщества, отраслевые медиа, общение с партнерами — всё на английском.

Ещё до начала найма мы знаем, какие проекты возьмет новый сотрудник. После выхода помогаем и коллективно обсуждаем проблемы и средства для их решения. Дальше оставляем человеку свободу экспериментировать и самостоятельно принимать решение, но с требованием объяснить выбор команде. Такие условия — имитация реально существующей постоянной неопределённости всего вокруг в профессии.

Разумеется, у такого подхода есть и недостаток. Во-первых, в медиа последствия ошибки редко бывают фатальными. Банки, например, вряд ли могут позволить себе такую философию. Во-вторых, сотрудник, выросший внутри, наследует не только культуру компании, но и все её родовые проблемы. Чтобы избежать самовоспроизводства, мы устраиваем в офисе открытые встречи с людьми из других компаний и слушаем, как устроена работа у них.

Кому-то на старте кажется, что нет нормальных процессов. На самом деле это вполне формальный подход к развитию сотрудников. У нас продакт отвечает за весь бизнес и сам занимается организацией процессов и работы, в том числе работы людей, которые ему не подчиняются. Структурирование хаоса — профессиональный навык, и мы сознательно помещаем человека в такие обстоятельства с самого начала.

#Колонка

{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 23, "likes": 22, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 26430, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15395' + '50799') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 26430, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/26430\/get","add":"\/comments\/26430\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/26430"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

23 комментария 23 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

В Sports.ru на продуктовые позиции мы предпочитаем нанимать людей без опыта,
---
Опять муть про то как студент организует процесс, всех построит и заработает миллионы. Только почему-то в реальной жизни мы ходим к врачам которые лечат десятилетиями и покупаем товары произведённые опытными брендами

Ответить
0

Ну если напортачят, то всегда легко уволить молодого ПМ-а без зазрения опыта.

Ответить
4

цель статьи:
А. Обеспечить приток заявок новых продактов
Б. Получить обратную ссылку с ЦП
В. Поделиться опытом с индустрией
Г. Свой вариант в комментариях

Ответить
0

будто что-то плохое

Ответить
0

А, как понять, хороший ты продакт-менеджер или плохой, если в Я.Недвижимости тебе образно говоря сообщают "иди на хрен", а потом реализовывают значительную часть твоего списка предложенных правок из тестового задания и данная вакансия висит еще месяцы/годы?..

Ответить
7

Персонаж, который публично описывает неудачную попытку трудоустройства в большую контору с позиции "меня не взяяяяяли, а сделали, как я говорииииил" - то есть считает нетрудоустройство незаслуженным - это гипер-эгоистичный, обидчивый и психологически нестабильный человек. Со всеми вытекающими. Для менеджера это далеко не самый лучший "букет".

Ты извини, если чё.

Ответить
0

Норм.!! ))) Ну, не совсем уж психопат, но есть немного... аххааахха... ;))

Ответить
0

Я к тому, что если уж в передовых компаниях страны так происходит... то чего ждать дальше? :)

Ответить
0

Уже раз 5 слышал подобные истории про Яндекс от разных людей из разных сфер. Походу Яндекс и правда так делает :)

Ответить
3

По одному отказу можно понять о себе ровно столько же, сколько о длине линии по одной точке.

Ответить
0

Сейчас тенденция бесплатного сбора идей и анализа проектов по тестовым заданиям. Зачем платить зарплату специалисту, когда итак можно собрать инфу со всех...

Ответить
1

Понять хороший ты продуктолог или нет невозможно, об этом должен сказать бизнес

Ответить
0

Так это говорить о том что у тебя отличное виденье и идеи, но закрыть сделку ты не смог, недопродал себя :)

Ответить
0

Роман, сейчас рынок труда представляет собой несуществующие вакансии. Это печально, но факт, это не только моё мнение, слышал подобные отклики от своих знакомых.

Ответить
2

Хорошая статья, согласен со всеми тезисами со своей колокольни.

Вопрос из любопытства, а как у вас устроен процесс разработки? Есть ли менеджеры проектов, скрам, спринты, вот это все? Кто по сути управляет разработкой?

Ответить
0

Без особого формализма. Есть недельные спринты, приоритетами и задачами управляют продакты, оценкой и распределением по людям — разработка. Проджектов нет. Ну ты заходи как-нибудь, покажем)

Ответить
0

Как буду в Москве, с радостью зайду :)
Спасибо за приглашение

Ответить
0

Почему статья Марка Тена, а на фотографии Роман Мун?

Ответить
0

потому что на фотографии Марк Тен

Ответить
0

Спасибо за статью, господа!

Ответить
0

Спасибо, полезно.

Ответить
0

Спасибо за статью, хорошая инструкция получилась и по найму, и даже по организации работы человека/отдела/направления.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

А какие есть хорошие английские источники информации для продактов?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления