Почему угасает рынок заказной веб-разработки

Три основных причины для медленной смерти.

Почему угасает рынок заказной веб-разработки

На vc.ru вновь обсуждают рынок веб-разработки. Представители веб-студий высказываются: «Люди всё ещё тратят миллионы рублей на интернет-проекты, сайты и магазины».

Полагаю, представители студий — оптимисты. Они верят в то, что люди продолжают массово тратить миллионы. Я тоже так думал два года назад, когда работал в веб-студии. Но потом количество заказов уменьшилось, и я поменял свое мнение.

Рынок заказной веб-разработки просел, причём существенно. Конструкторы откусили его значительную долю. При этом качество сайтов и возможности — в том числе и по интеграции со сторонними сервисами — на конструкторах за последние два года серьёзно улучшились.

В большинстве случаев малому бизнесу нет смысла платить за индивидуальную разработку. Сервисы по оказанию услуг идут на Tilda и Wix, интернет-магазины — на InSales, UMI.CMS и другие платформы. Конструкторы продолжают развиваться.

Уже даже возникло такое явление, как «мертвая петля»: от идеи «сайт может сделать каждый» вновь вернулись к «сайт делает специалист». Потому что функциональность конструкторов настолько расширилась, что далекому от ИТ-сферы человеку сложно настроить работу сайта самостоятельно — проще заплатить и сэкономить время. И будет становиться ещё сложнее и дольше.

В связи с этим становится востребована услуга сборки сайта на конструкторе. Но выполняет её всего один человек, а не команда из дизайнера, верстальщика и программиста. Цена услуги ниже. Вскоре мы будем наблюдать рост предложений по сборке от агентств.

При этом для интернет-маркетологов, SMM-специалистов, копирайтеров, онлайн-предпринимателей, веб-аналитиков и других деятелей из сферы ИТ конструктор останется инструментом для самостоятельной работы. Они разберутся и справятся. Никакой верстки и программирования — это главное.

Второй момент — смещение внимания покупателей с сайта как с главной точки взаимодействия с бизнесом и продуктом в интернете на соцсети («ВКонтакте», Facebook, YouTube). А также на мессенджеры, приложения, товарные агрегаторы вроде «Яндекс.Маркета» и «Авито».

Пользователь может знакомиться с продуктом и покупать его, не заходя на сайт компании. Он перестал быть главным центром притяжения. Микробизнес приспособился продавать на «Авито» и во «ВКонтакте». Как кто-то остроумно подметил: «ВКонтакте сделал для малого бизнеса больше, чем всё правительство России».

Отели, службы такси, рестораны живут в первую очередь за счёт агрегаторов, а во вторую — за счёт социальных сетей. Конечно, можно сделать и сайт, но теперь это не первоочередная задача.

Третий фактор, убивающий заказную веб-разработку, — смена бизнес-мышления. Восемь лет назад крупные компании заказывали по новому сайту на «каждый чих»: портал, корпоративный сайт, промосайт под каждую акцию, HR-проект и так далее.

Сейчас же большинство укрупняет и дорабатывает существующий проект — своими силами или с помощью подрядчиков. Не знаю наверняка, что именно повлияло на такую переориентацию: экономия денег или осознание, что вовсе не сайт может быть главным источником информации для клиентов. Но факт остаётся фактом — отдельных сайтов стали делать меньше.

На долю индивидуальной разработки приходятся только сложные технологические решения: сервисы, крупные интернет-магазины, b2b-кабинеты, похожие на CRM.

И снова неприятные новости для агентств: всё больше компаний создают собственные отделы разработки и поддержки проектов. Так глубже погружение в тему и больше контроля над процессом. Digital постепенно превращается в важное направление бизнеса, которое никто не хочет отдавать на аутсорс.

Но даже большой бизнес использует конструкторы. Я оказываю услуги по SEO компании, в основе которой лежит платформа b2b-закупок. Несколько лет назад она попала в список крупнейших ИТ-компаний России от Forbes. Помимо закупок, развивает семь-восемь новых направлений. И под каждое — сайт на Tilda.

При этом у компании есть свой штат разработчиков. Там, где требуется сделать внутренний сервис, им занимаются своими силами, а функцию оболочки всё равно выполняет конструктор. Просто потому что это быстро и дешево. В 2010 году такая компания могла бы обеспечить веб-студии заказ на семь новых сайтов. Больше нет.

55
10 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

yes sir!

1
Ответить

Тег "Блоги"

1
Ответить

Сколько можно...

3
Ответить

Что это за студии такие, где конструктор отъедает клиентов?
А вообще понятно, что рынок вырос по квалификации и лендосы заказывать в студиях -- так себе решение

2
Ответить

Делать интернет-магазин на конструкторе, которому отдавать каждый месяц абонентку какой смысл? По мере роста магазина - будет рости абонентка. Когда как выгодней разработать сайт своими силами или на аутсорсе. Заплатив один раз, а не сидеть на абонентке.

1
Ответить