Офтоп
Редакция vc.ru

ZakaZaka — как запуститься и не поседеть

На лучшем сайте в мире Spark.ru стартапы часто публикуют удивительные истории из своей практики — вот и агрегатор служб доставки еды Zakazaka.ru тоже поделился историей запуска проекта. С разрешения авторов перепечатываем этот пост здесь.




Потенциальные инвесторы были найдены, но для получения инвестиций нужно было сначала предоставить подробный бизнес-план.

Для этого нам потребовались следующие данные:

1) Расходы на создание проекта (брендбук, разработка мобильных приложений, дизайн сайта, создание сайта, аренда офиса и серверов, заработная плата, оборудование и другие текущие расходы);

2) Динамика будущих поступлений (напрямую зависит от таких показателей, как: стоимость одного зарегистрированного пользователя, стоимость одного заказа, средний чек, частота повторяющихся заказов);

3) Финансовые показатели (NPV, IRR, DPP, ROI), построенные на прогнозах маркетинговых агентств и их оценка.



Теперь о том, как мы получили каждую из необходимых нам цифр.

С расходами на создание проекта все довольно просто: мы стали искать ведущие компании нашего города в нужных нам направлениях и назначали встречи. На многочисленных встречах мы подробно описывали идею проекта и то, что нам нужно было от подрядчика на данном этапе. За несколько недель почта была завалена коммерческими предложениями, условия были одни лучше других, очень многие хотели взяться за этот проект. Мы же выбирали самые интересные с нашей точки зрения предложения, тем самым формируя затратную часть нашего проекта.

Как всегда, основные трудности поджидали нас на этапе прогноза будущих финансовых поступлений. Работая вместе с маркетинговыми агентствами, мы получили около 15 прогнозируемых графиков роста заказов и пользователей. Сумму среднего чека, объем рынка и информацию о его насыщении мы получили из открытых источников, которым можно было доверять.

За время написания бизнес-плана стоимость проекта оказалась в 4 раза выше ожидаемой! Но уверенности в том, что мы получим финансирование, мы не теряли.

Итак, все необходимые данные были получены, аналитика шла полным ходом. Рассчитав все финансовые показатели и написав бизнес-план, на который нам понадобилось 2 месяца, всю информацию мы передали потенциальным инвесторам на рассмотрение.


Прошло 2 недели, а ответа все не было. Мы стали нервничать и поинтересовались у инвесторов насчет их решения, на что был получен ответ: «Думаем…».

И вот тогда уверенность в том, что мы получим «добро», стала потихоньку уменьшаться. Мы уже начали рассматривать «план Б» — это поездка в Москву в поисках финансирования, готовились к штурму всех венчурных фондов.

По истечении третьей недели с нами связались инвесторы и дали положительный ответ. Настроение было чертовски отличным! Два долгих месяца мы готовили бизнес-план, вырабатывали стратегию на ближайший год, делали прогнозы и вот нам наконец-то дали зеленый свет, осталось лишь «открыть инструкцию и приступить к сборке».

По поводу денег: дали нам их частные инвесторы из крупной компьютерной корпорации, общая сумма инвестиций $3 млн, пока из них мы получили только $1 млн, остальные 2 получим в течение 2014 года.


Получив первую часть инвестиций, мы начали оплачивать начальные этапы работ подрядчиков и приступили к работе. По результатам конкурса были утверждены следующие подрядчики: брендбук и дизайн сайта — EndyLab, разработка сайта — «Систематика», продвижение сайта — Molinos, мобильные приложения — Heads & Hands.

Начали мы с разработки брендубка, дизайна сайта и прототипирования.Было предложено около 20 названий, но одно полюбилось нам сразу — ZakaZaka.ru. Когда мы определились с названием, была предложена идея с оживлением бренда и внедрением живых персонажей. Сайт стал обретать свой внешний вид.

Итак, когда окончательный вид сайта был уже одобрен, мы составили техзадание, которое сразу передали в «Систематику». Сайт был написан за рекордные сроки — 5 месяцев, но часть фич перенеслась на более поздние обновления.

Далее мы начали обсуждать с Molinos подробную рекламную кампанию, хороший бренбук играл нам на пользу и давал более широкие возможности.

Разработка мобильных приложений была заказана сразу на 2 платформы: iOS и Android. Heads & Hands принялись за работу и оценили срок реализации в 5 месяцев (в феврале будет релиз).

[full-width-image]
[/full-width-image]

В июле, когда работа подрядчиков уже шла полным ходом, мы начали поиск офиса и сотрудников. Офис требовался площадью не меньше 150 кв. м и, естественно, по приемлемой цене. Забавно, но именно здесь мы и столкнулись с первой трудностью — подходящих помещений не было вообще. Конечно же, мы хотели сделать современную компанию с отличными условиями для работы и сотрудниками, которые были бы полностью втянуты в процесс работы.

Довольно много людей приходили на собеседования, изъявляли желание работать у нас. Мы брали сотрудников не только по профессиональным качествам, но и личным: разговаривали о жизни, кино, музыке и просто болтали. Труднее всего было найти технического директора, хороших СТО очень мало, но мы нашли подходящую кандидатуру спустя месяц и, как оказалось, не прогадали.

Въезжая в новый офис, мы пересчитали стоимость некоторых затрат: тарифа за телефонные звонки и интернет, самого въезда в офис, покупки оборудования и аренды серверов. Сэкономили немало, больше 2 млн рублей, кажется.

Набрав штат сотрудников и въехав в офис, мы приступили к работе: начали подписывать рестораны, загружать их в систему и тестировать. Поначалу у нас не было возможности автоматический выгрузки фотографий с сайта партнера на наш, поэтому большинство фотографий было подгружено вручную (около 15 тыс. фото вручную прикреплялись к блюдам). В один момент мы прикрепляли фотографии почти всем офисом!

1 ноября в 10:00 утра проект ZakaZaka.ru благополучно запустился. Правда, 31 октября, в день, когда генеральная репетиция и тестирование шли полным ходом, в нашем бизнес-центре произошел пожар. Эвакуировали всех и выключили электричество в БЦ до следующего дня (лол). Закупившись «Ред Буллом», мы быстренько разъехались по домам и продолжили тестировать сайт удалено. Кто-то работал до 5-6 утра, а некоторые и вовсе не спали.

В день запуска выяснилось, что рекламная кампания еще не прошла модерацию, и мы были без какой-либо рекламы до 18 часов. Благо, некоторые интернет-СМИ написали о нашем открытии, и мы все-таки начали получать первые заказы и рост трафика.

[full-width-image][/full-width-image]

Мы решили не тратить изначально заложенную сумму на рекламу в первые 2 месяца и интуиция нас не подвела — было выявлено довольно большое количество багов и запутанных алгоритмов, некоторые рестораны слетали сами, некоторые отключались ночью из-за разницы временных поясов, подстановка похожих заведений шла вне зависимости от выбранного местонахождения, были допущены небольшие ошибки в юзабилити, в общем, было чем заняться.

Хочу сказать, что как бы вы не были уверены в запуске своего проекта, лучше первые пару месяцев рассматривать как тестовые, это поможет избежать неэффективного расходования денежных средств, появления новых проблем и спасет несколько миллионов нервных клеток.

Благодаря тщательно продуманному бизнес-плану, стратегии, хорошим подрядчикам, прекрасным сотрудникам и капле везения нам удалось избежать многих трудностей.

В ближайшее время состоится релиз мобильных приложений и обновление версии сайта до 1.0.

Ну а самое интересное у нас еще впереди, благодарю за внимание!
Первые владельцы новых MacBook Pro рассказали, что «чёлка» иногда закрывает часть меню в приложениях Статьи редакции

В документации Apple описаны методы, с помощью которых разработчики могут управлять поведением интерфейса в таких случаях.

Купил квартиру под офис компании

Меня зовут Евгений, сейчас моя компания занимается разработкой экологического стартапа и разработкой проектной документации по экологии с 2012 года. Тогда мне было 23 года, все это время мы платили за аренду и были привязаны к условиям и ограничениям. В 2021 году мы с женой купили квартиру площадью 70 м2 на первом этаже жилого дома и разместили…

Linkedin запустил маркетплейс для поиска и заказа услуг фрилансеров — за время тестов он собрал 2 млн пользователей Статьи редакции

Сервис предназначен для работодателей, а сами кандидаты не смогут искать работу.

Цифровой акселератор СИБУРа: feedback от участников

СИБУР, крупнейшая в России интегрированная нефтехимическая компания, и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, подвели итоги первого цифрового акселератора.

Делимобиль выпускает в город заведомо неисправные автомобили

Всем привет! Это снова главный хейтер Делимобиля всея VC.
Не так давно я публиковал пост с обзором сервиса Делимобиль в Ростове-на-Дону, где описывал состояние автомобилей, зоны завершения, тарифы и всё прочее. Вот он:

Чем занимается BIM-менеджер и как им стать?

По мнению Ксении, BIM-менеджера в IBS, BIM - это будущее проектирования и строительства. Мы узнали у Ксении, в чём суть технологии, какую пользу она приносит, как выглядят будни BIM-специалиста и где лучше учиться этой профессии.

«Повышение ключевой ставки не оказало измеримого эффекта на динамику российского рынка акций»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие»

Цифровой госпиталь и медицина на 360°: как мы обновили сайт частной клиники №1 в России

Иногда больницы у русского человека вызывают недоумение и страх: процедурный кабинет, где пахнет лекарствами и не только, представили? Но зачастую это наши страхи из детства и юношества суровых 90-х, потому что сейчас всё иначе.

Сайт для АО «Европейский Медицинский Центр» (ЕМС)
История одного издательства: как я, будучи инженером-нефтяником, начал выпускать трогательные книги для детей

Всем привет! Меня зовут Александр Шмаков, я исполнительный директор типографии «НП-ПРИНТ» и основатель санкт-петербургского книжного издательства «Гудвин».

SHAREit объявляет о партнерстве с Httpool для расширения присутствия в России и СНГ

SHAREit Group анонсировала выход на российский рынок цифровой рекламы. Глобальная компания в сфере интернет-технологий, выбрала Httpool, входящую в Aleph Group, своим стратегическим партнером по продажам рекламы. Будучи официальным представителем SHAREit, Httpool займется продвижением рекламных возможностей приложения для брендов и агентств из…

null