Какие факторы влияют на стоимость интернет-бизнеса?

Со временем многие предприниматели по различным причинам задумываются о продаже своего бизнеса, даже если он приносит прибыль и продолжает расти.

В этом случае возникает вопрос: сколько инвесторы готовы будут предложить и каким образом оптимизировать рабочие процессы, чтобы повысить его рыночную стоимость?

Но прежде чем перейти к методам увеличения цены бизнеса, стоит разобраться, на основе каких показателей она формируется. Понимание ключевых факторов ценообразования даст возможность повлиять на стоимость вашего актива.

Можно выделить четыре взаимосвязанных фактора:

1. Прибыль

Одна из ключевых ошибок при продаже бизнеса - оценка активов с позиции ранее вложенных средств. В то же время, целью покупателя при приобретении проекта является получение дохода, поэтому основной и самый конкретный критерий потенциальной рентабельности инвестиций - это текущий уровень прибыли. Очевидно, чем он выше, тем выше конечная стоимость бизнеса.

При ее расчете используются специальные коэффициенты, так называемые мультипликаторы, различающиеся в зависимости от действующей бизнес-модели, индустрии бизнеса и операционных характеристик организации, которые умножаются на размер чистой прибыли в месяц.

2. Риск

Еще одним фактором, влияющим на стоимость бизнеса, являются возможные риски: потеря вложенных средств, увеличение предполагаемого срока окупаемости, непредвиденные расходы, изменение спроса и т.д.

Преимущество проектов с продолжительной историей существования заключается в их стабильности. Такие активы, как правило, оцениваются покупателями выше. Но ситуация на рынке достаточно быстро меняется, поэтому сложно дать гарантии того, что в будущем он будет настолько же успешен.

3. Перспективы роста

Бизнес с реальной перспективой роста оценивается потенциальными инвесторами выше. Задайте себе вопрос: каковы возможности развития бизнеса, сколько времени и средств на это потребуется?

Резкое улучшение показателей за короткий промежуток времени не всегда связано с повышением эффективности работы. За этим часто кроются другие причины, в том числе усиление рекламных кампаний, иногда в ущерб прибыли, или влияние внешних факторов. Поэтому покупатели при оценке бизнеса ориентируются на длительные периоды, которые позволяют увидеть полную картину и убедиться в том, что средства будут инвестированы в стабильные активы.

Если же вы уверены в дальнейшем продолжении роста, целесообразно повременить с продажей, чтобы накопить историю доходов, которая позволит повысить оценку бизнеса.

4. Автономность

Чем меньше владельцу требуется участвовать в работе компании, тем выше ценность актива, потому что покупателей интересует высокодоходный бизнес, который не отнимает все свободное время.

Кроме того, проект, неразрывно связанный с личностью руководителя, передать гораздо сложнее - инвесторы хотят получить гарантии того, что с уходом прежнего владельца он не перестанет функционировать и приносить прибыль. Поэтому ключевой шаг при подготовке к продаже - увеличение автономности бизнеса.

Подумайте, может ли покупатель войти в курс дела в течение месяца. Чем проще ответить «да», тем выше шансы заключить сделку на выгодных для вас условиях.

11
Начать дискуссию