“Слово не воробей. Поймают — вылетишь!” или где почитать отзывы о работодателях
На прошлой неделе Superjob анонсировал программу “Открытый работодатель” и объявил о том, что начал собирать отзывы сотрудников. Зачем рекрутинговый портал решился на непрофильный шаг с рейтингами/отзывами и почему эта полумера не создаст заметного эффекта, хотя ускорит рыночный сдвиг.
До недавнего времени обсуждать работодателя можно было только на кухне или в пятницу в баре с коллегами. Редкая птица долетала до соцсетей и публиковала мнение о руководстве в Facebook или на сайтах с черными списками. Но на прошлой неделе Superjob, второй по популярности портал для поиска работы, объявил о запуске программы “Открытый работодатель”. По задумке авторов, сервис собирает оценки реальных сотрудников о работодателе и публикует средний балл, а также разбивку по шести ключевым параметрам. Хотя фактически это сильно напоминает усеченную версию аналогичной программы Open company от международного сервиса glassdoor (лидирующая платформа по сбору анонимных отзывов сотрудников в мире).
Глобальное HR-сообщество уже пользуется сервисом Glassdoor, что-то вроде Wikipedia работодателей с вакансиями и подробными отзывами, рейтингами, интервью и рекомендациями. Если не углубляться в сторону рекрутинга и формирования баз резюме и вакансий, в России рынок отзывов существует давно. Порядка 40 сайтов собирают отзывы сотрудников в рунете, вокруг вертятся десятки SERM-компаний и все как-то на этом зарабатывают. По нашим оценкам, объем этого рынка в России составляет около 10 млн долларов в год. Самым достойным игроком здесь является российская часть международной платформы indeed, которая старается собирать более-менее адекватный контент. Вместе с тем, цивилизованный рынок отзывов о работодателях в России действительно только-только формируется и первые шаги в этом направлении уже заметны. Например, с сентября уже работает сервис Jobingood. Ранее популярный ресурс с отзывами orabote.net сегодня заблокирован, но размножился в зеркальных сайтах типа Orabote.world и Orabote.top. Есть еще сервис “Правда сотрудников”, где, например, Яндекс получила три звезды из пяти. Интерес к сфере отзывов серьезных игроков типа Superjob только подтверждает востребованность данной ниши.
Почему проект Superjob не станет новым Glassdoor?
По данным Glassdoor, 54% соискателей читают отзывы о компании и в среднем перед принятием решения оценивают минимум шесть рекомендаций. А компании, которые открыто отвечают на комментарии сотрудников, получают более высокий уровень доверия у соискателей.
Новый проект Superjob строится только на цифровых оценках и не учитывает текстовые комментарии людей. “Умная система” может стать одной из главных проблем сервиса, поскольку не показывает реальные достоинства и недостатки каждого конкретного работодателя. Другими словами, средняя температура по больнице не поставит диагноз. А отсутствие качественного текстового контента, который пользователи как раз и ценят в первую очередь, существенно снижает ценность всей информации.
Технически неоднозначно реализован доступ к оценке работодателей. Во-первых, оценить можно только одного работодателя, а не весь послужной список в вашем резюме. Во-вторых, оценивать работодателей могут только пользователи, чьи резюме хранятся в базе Superjob. Если, например, вы пользуетесь HH.ru, оценку работодателю дать не получится. Фактически таким образом выборка по каждой конкретной компании не может быть полной и достоверной на 100%.
Следующий важный момент — это этика и гарантия непредвзятости. Традиционной базе вакансий, коей является Superjob, рискованно работать с отзывами в основном продукте. Пока в системе нет возможности оставлять комментарии, есть большой риск, что баллы будут “подтягивать” крупным компаниям. Иначе может возникнуть диссонанс: компания имеет сильный бренд, публикует вакансии с достойной зарплатой, но имеет низкий средний балл. Руководству придется выработать позицию для таких неоднозначных ситуаций.
- Кроме того, у Superjob есть программа “Привлекательный работодатель”, где компания щедро одаривает медалями участников рейтинга. Но даже сейчас видно, что одна премия идет вразрез с другой. Например, у Тинькофф Банк целое полотно с медалями, однако, 48% сотрудников не рекомендуют компанию как место работы. Не правда ли, странно? Возникает вопрос, какому рейтингу внутри Superjob верить?
И последнее, что вызывает вопросы к сервису Superjob — это конфликт бизнес-модели. Международный опыт показывает, что для успеха крупным HR-площадкам, работающим по классической модели платного размещения вакансий, доступа к базе резюме и настройкам брендирования профилей, лучше не добавлять в основное меню странный сервис по репутации. Гораздо гармоничнее работает кооперация с независимым ресурсом, специализирующимся именно на работе с отзывами (иначе ангажированность будет серьезно мешать). Именно так и сделал зарубежный сервис для поиска работы Monster, введя в свой бизнес независимый сервис отзывов kununu, чтобы хоть как то противостоять экспансии glassdoor на международном рынке.
Где тогда читать отзывы?
Порталы с отзывами сегодня серьезно влияют на уровень доверия к компаниям. Более 75% соискателей изучают бренд работодателя перед тем как выразить свою заинтересованность в вакансии, по данным CareerArc. Однако, очень часто отзывы могут модерироваться в пользу работодателей или носить "безопасный" формат вместо "полезного" для соискателя. Кстати, по данным того же CareerArc, каждый третий респондент когда-либо оставлял негативный отзыв о работодателе.
Чтобы проверить достоверность и выявить каналы распространения негатива, для одного из наших клиентов мы делали анализ отзывов — более 6 тысяч сообщений. В исследовании учитывали отзывы с сайтов: Otrude.net, Indeed.ru, Orabote.biz, "Правда сотрудников" и "Мнение сотрудников".
Результат нас удивил — до 70% отзывов дублируются одновременно на нескольких порталах. Это говорит о массовом посеве негатива на компании. Эксклюзивные отзывы от реальных пользователей и сотрудников составляют не более 20-30% в среднем по компании. Во-вторых, качество контента крайне низкое, до 78% отзывов — это неконструктивная критика, негатив, выражение обид или однобокая подача — только плюсы или только минусы. Еще около 20% не содержат откровенного негатива, но и не несут полезной информации ни для работодателя (что именно нужно улучшить), ни для соискателя. Только 1-2% — действительно конструктивные сообщения. Максимальная оценка по нашему опыту была всего 7% для другого клиента.
Робингуды HR-рынка
Рынок отзывов на работодателей — крайне сложная задача со множеством переменных, где на одной площадке выступают уважаемые HR-бренды с маркетинговыми бюджетами и потенциальные работники с желанием услышать правду, а не сглаженный пост ради премии.
Говорить только положительно о своем продукте — моветон, и в Jobingood есть свои недостатки. Пока это свойственный для любой молодой платформы низкий траффик, растущая, но пока несопоставимая с ключевыми игроками рынка клиентская база, небольшое количество отзывов на старте проекта. Качественный контент также дается нелегко и создается во многом вручную. Например, сейчас в базе более 800 подтвержденных работодателей, еще 5 тысяч стоят на утверждение. И каждый отзыв о работодателе проходит модерацию и оценку на объективность. Кроме того, бизнес-модель строится исключительно на предоставлении дополнительного функционала зарегистрированным компаниям, а не на продаже проплаченных отзывов. Идея Jobingood — сделать доступный сервис для рынка, где компаниям дается реальный инструмент управления брендом и репутацией работодателя, а соискатели создают и получают независимый от работодателей контент высокого качества, полезный для принятия лучших карьерных решений.
Но начав заниматься отзывами, мы поняли, что проблема на самом деле сложнее, чем кажется на первый взгляд. И если на туристическом рынке есть Tripadvisor и Foursquare, в ритейле есть Яндекс.Маркет, в банковской и страховой отрасли — Banki.ru, то борьба за нишу отзывов на HR-рынке в России только начинается. И простого копирования международного опыта здесь явно недостаточно, нужна более глубокая и серьезная работа.