О состоянии, подготовке и реальностях работы с ИТ-кадрами за пределами городов-миллионников

Реалии профессиональной жизни от руководителя отдела разработки на госпредприятии за МКАДом.

Представлюсь: Борисов Анатолий. Работаю в ИТ примерно с первых компьютеров МК-88. Дислокация — 400 км от МКАД. Успел поработать в обеих столицах нашей родины, сейчас хочется быть ближе к семье, поэтому руковожу одним из отделов разработки ПО на государственном предприятии (для простоты «оборонка»).

А написать я хочу про кадры. В материалах vc.ru много пишется про образование, образование с приставкой «cамо», курсы, учебные заведения. Блокчейн, Data Mining, машинное обучение, — если и я читаю эти материалы взахлеб, то более молодые должны дышать этим, это их воздух.

И всё было бы замечательно, но сейчас не так. Поэтому позвольте поговорить про кадры в ИТ за пределами городов-миллионников. Я работал во многих местах, часто ездил в командировки и представляю, что происходит в Москве, Новосибирске, Самаре, Ульяновске.

Но большие города, ИТ-гиганты, уникумы типа JetBrains и стартапы — это одна сторона медали. Я же каждый день работаю с другой: государственные предприятия, бюджетные организации, государственное образование. Напомню, всё это — по модулю расстояния от Москвы (400 км).

И хочу сделать неутешительное заявление — с кадрами у нас всё плохо. Катастрофически плохо. Как издевательства звучат заявления правительства о «необходимости подготовки дополнительных 400 тысяч ИТ-специалистов». Мы, как голодные ослы, перед которыми машут охапкой морковки, понимаем, что даже если от неё что-то перепадёт, насытиться этим будет нереально.

Эмоции в сторону, поговорим о факторах, которые сформировали текущую ситуацию.

Первый фактор. Экосистема государственных предприятий

Да, первой же плетью я бью себя самого. Мы не можем, не умеем и не способны удерживать у себя талантливых ребят-программистов, администраторов, аналитиков и тому подобных. С интересными задачами ещё как-то можно справиться. Я лично контролирую, чтобы вновь пришедший айтишник не только выполнял рутинную работу, но и постоянно думал головой.

Когда я вернулся на первое в моей карьере предприятие, ситуация была патовой. Студентов пускали «по конвейеру», набивая в их головы бесконечные таблицы, формы и отчёты. Это продолжалось год-два, после чего измученный человек отправлялся на «более интересную работу» в салоны связи (кавычки тут, быть может, стоит опустить).

Но хуже всего ситуация обстоит с деньгами. Живой пример: работал у нас парень, 25 лет. Светлейшая голова, талантливый программист, дисциплинированный, ответственный. Даже производственники из цехов, привычно недолюбливающие наш отдел, всегда встречали его с распростертыми объятиями. Ну а мы просто на него втайне молились.

Разумеется, в какой-то момент встал вопрос о деньгах. Правдами и неправдами, кровью и криками выбили мы ему ранее не существовавшую должность — ведущий инженер-программист. С двумя начальниками цеха ходили к руководству, чтобы подписать документы на новую зарплату — 40 тысяч рублей. Подписали. Выдохнули. Но не тут-то было.

На следующий день в наш отдел с визгами и истериками влетели дамы из бухгалтерии и отдела кадров с безапелляционным заявлением: «Нам плевать на вашего уникального работника, у нас ФОТ (фонд оплаты труда)! Никаких документов оформлять не будем, мы подчиняемся только главному бухгалтеру. И вообще, с ума что ли сошли, 25-летнему 40 тысяч зарплаты давать?! Может, ему ещё директорские премии выписать?»

Потом были два месяца войны и обещаний, после чего мы по-доброму расстались с парнем, написав ему очень хорошую характеристику для нового места работы в Москве и списав часть наших, начальнических, премий ему на «подъёмные» при увольнении.

А в остальном… Прошу просто принять на веру факты. Зарплаты наших администраторов, программистов, инженеров — это числа в пределах 15-25 тысяч рублей «грязными». Вкупе с жесточайшим режимом работы (с 7:45 утра, а если пришёл в 7:46 — это прогул с последующим выговором), откровенно старой техникой (Core 2 Duo 4600 c 2 Гб ОЗУ — хороший компьютер, не знали?) и увещеваниями в том, что «работать на заводе нужно не за зарплату, а за идею». Странно, что банки при выдаче ипотеки это пока не учитывают.

Второй фактор. Местное образование

Я искренне верю в то, что на свете есть ИТМО, ВШЭ, МГТУ им. Баумана, матмехи столичных университетов и много других прекрасных учебных заведений. Но наш контингент — выпускники местных, прости господи, государственных университетов.

Что это означает? Что у студентов нет ни теоретической, ни практической подготовки. Исключения есть, о них я поговорю дальше по тексту. Но то, что дают наши преподаватели в так называемых «опорных» вузах — это тихий ужас.

Язык программирования Delphi. «Главное — алгоритмы и основы, а там всё одно и то же», — да, в теории это так. На практике выпускник не в состоянии сделать что-то сложнее, чем простейшая форма с двумя кнопками и полем ввода. А уж если в университете преподавали базы данных (Firebird — наше всё), то новоявленный «бакалавр техники и технологии» считал, что он готов создавать свой стартап и конкурировать с 1С.

Вы мне скажете: «Сами виноваты, в подготовке кадров нужно участвовать активнее». И будете правы. На 100%, 1000% правы. Я ходил, доказывал и доказал руководству, что если мы сами не пойдём в вузы, о новых перспективных кадрах можно забыть навсегда.

И мы ходили в вузы, говорили о том, что нужно многое поменять, что нужно давать на первом курсе сильную алгоритмическую подготовку, чтобы со второго курса студенты уже начинали писать программы на Java и C#.

Мы сами писали в Microsoft заявки на участие студентов в программе DreamSpark для получения студенческих лицензий на Visual Studio, Windows Server и SQL Server.

Но я считаю главным то, что мы там преподавали. Пытались. По пятницам (вечером) и субботам. На лабораторных, на летних практиках, на курсовых и дипломах. То, о чём мы говорили, казалось студентам космосом: «Какое нафиг ООП, какие нафиг паттерны, чего вы нам дичь втираете?»

Мы, несмотря на смех в спину, прогулы занятий и купленные курсовые, заставляли их учить и сдавать зачёты. Главное, чего мы хотели добиться — посадить зёрна знаний, чтобы они проросли во что-то значимое. Но не получилось. Либо огородники из нас никудышные, либо почва скудная. Как только мы из-за завалов на работе ослабляли хватку, вузы с радостью продолжали учить студентов, как в Delphi сделать форму с двумя кнопками.

Третий фактор. Последний. Сами студенты

Возможно, тут я буду в чём-то необъективен, но нынешнее поколение «Y» (или «Z», простите, я в них путаюсь) — худшее, что случалось со мной за почти 30-летнюю карьеру. Обвешанные смартфонами, «умными» часами и прочими гаджетами, они напрочь атрофировали в себе способность к изучению проблемы, глубокому анализу и поиску вариантов решения.

Всё, что не «гуглится» или не находится на StackOverflow, для них — непреодолимая стена. Да чего там говорить, на собеседовании (да, они у нас есть) каждый из них нараспев расскажет про блокчейн, облака и NoSQL, но банальная задача на запрос в рабочую базу или описание XML отправляют их в состояние гибернации.

На нас обижаются, называют нас за глаза старпёрами, которые завтра-послезавтра загнутся под гнётом новых технологий. Но вот как можно изучать Data Mining без понимания базовых структур данных, азов работы с базами данных, CSV и JSON, ответить мало кто может.

С каждого выпуска мы имеем стандартный выброс в четыре-пять человек (из 40-50). При хорошем раскладе к нам на работу придут двое. Остальные посмеются (справедливо) над зарплатой и будут изучать расписание поездов до Москвы. Те двое, кто придёт к нам, поработают максимум четыре года, после чего единственным поводом остаться будет семья и ипотека, либо идея. Как бы к ним не относились, но идейные у нас тоже имеются.

Мы мониторим интернет-трафик и видим, что читают наши ребята. «Хабрахабр», vc.ru, Geektimes, SQL.ru. Разумеется, они в курсе того, что происходит в мире. Да и мы в курсе. Но пока, даже в условиях, когда работа худо-бедно двигается, в глубине души зреет отчаяние.

Нам не просто нужны ИТ-специалисты, их нам нужно много. Квалифицированных. Без опытного администратора баз данных наша инфраструктура может рухнуть в один момент, и восстанавливать её будут все, кто хоть «что-то как-то знает».

Я в свои годы объективно не тяну на руководителя группы разработки, заела рутина. Нужен человек, который внедрит систему управления версиями, развертывания и тестовую среду. Да, конечно, позарез нужны тестировщики, хотя бы человека три. Ведь 90% времени наши программисты заняты ловлей багов и тестированием новых костылей.

Риторический итог

Я не буду размещать вакансии на сайте vc.ru. Не хочу подставлять своё предприятие и коллег. Да оно и не надо, приезжайте в любой город с населением меньше 300 тысяч человек и зайдите на любое промышленное предприятие. С вероятностью 90% увидите схожую картину.

Оставшиеся 10% — моя дань реальности. Всё же существуют предприятия, руководство которых понимает всю важность работы ИТ-службы и ставит задачи автоматизации в приоритет. Честь им и хвала.

А мы будем слушать увещевания нашего правительства в том, как завтра для нас подготовят 400 тысяч специалистов, заполнять бесконечные и бессмысленные бумаги для министерств и ведомств («Опишите приоритетные направления развития ИТ-технологий на предприятии до 2030 года») и воевать с местными вузами. Нам тяжело, но мы не опускаем руки. И если уж нам не быть «Сбертехом», «Яндексом» или Mail.ru Group, то сделать так, чтобы дать достойный старт карьеры двум студентам в год, мы постараемся.

Спасибо за внимание.

Где-то там, в недрах, куётся мощь и величие нашей страны.
Где-то там, в недрах, куётся мощь и величие нашей страны.
8181
95 комментариев

"мы подчиняемся только главному бухгалтеру" — ну и прекрасно. Главбух-то руководству (к которому вы ходили перед этим) подчиняется? Или руководство говорит вам одно, а главбуху другое?

У вас всё нормально (точнее, обычно) для российского государственного предприятия. Есть несколько уточняющих вопросов.:

1) Вы айтишники и работаете на госпредприятии за копейки. Возможно, я не слишком внимательно прочитал статью, поэтому спрошу: почему? Вам обидно за державу? Вас устраивают ваши деньги ("люблю свою работу" — это тоже "да, устраивают")? Вы считаете, что вам больше некуда пойти?

2) Вы констатируете отток специалистов. Я так понимаю, что ваше начальство его не особо констатирует. Варианта всего два: либо оно начинает это делать и решает связанные с этим вопросы, либо не начинает и не решает. goto п. 1.

В любом случае, не переживайте особо. Невидимая рука рынка сделает своё дело, а нервные клетки не восстанавливаются.

P.S. БИГИТЕ, ГЛУБЦЫ!!! :)

28
Ответить
Комментарий удалён модератором

Насмотрелся за годы работы на всякое, некоторые ситуации даже очень были похожие. Иногда встречаю московских коллег, которые искренне не понимают, как так можно жить. А недавно промелькнула статья, что средняя з/п в Москве 92 тысячи. Зачем студенту из города Х работать за копейки, если можно вальнуть в нашу резиновую (привет, Новая Москва) столицу? Вот и пустеют некогда перспективные города, в них остаются старики и низкоквалифицированные кадры, спивающиеся и покуривающие травку в местных подворотнях.

А когда ты начинаешь разбираться в реалиях Москвы, то оказывается, что здесь и люди неплохо живут, и зарабатывать можно. А ежели язык какой выучить, то можно даже забугор уехать в енти ихние сили-кремниевые долины. И трудовая миграция продолжается ровно в то время, когда Великий Кормчий вещает, как у нас в стране всё замечательно и крымнаш, а будет ещё лучше, вот внедрим блокчейн или очередную нано-херню, распилив при этом очередную порцию народного госбабла, разлетится по карманам мелких и не очень контор, осядет, а хорошего продукта так и не родится или родится, но он будет мёртв, потому что был рождён неконкурентноспособным.

И при этом у всех в карманах американо-китайские изделия первой необходимости - смартфоны буржуйские, дома стоят маки или писи, ездят тоже на иностранных автомобилях, строить что-то приезжает бригада из Азии. Зато о патриотизме кричат на каждом углу. Любой разумный человек, глядя на это, разочаруется в государстве, что и происходит уже давно. Не внешний враг мешает России быть великой, а враги внутри страны, которые пытаются вручную, за наши с вами деньги, управлять тем, что должна делать здоровая конкуренция.

По итогу получается, уезжают лучшие, остаются худшие, а население стареет, скоро постаревших Сечиных, Сердюковых и прочих талантливых руководителей надо будет кому-то обеспечивать. А что случится, когда нефть обесценится?

14
Ответить

Сорян, чёт в политоту ушло всё. Короче, главный вывод - кадры тупо уезжают.

11
Ответить

1. Если уж об том разговор зашёл (распил, враги, разочарование), то видно, что иногда необходим стимул в виде периодического контроля за результатами и процессом деятельности жёсткой ответственности и неминуемого жестокого наказания за низкое качество, халатность, пренебрежение законом. Ответственность, штрафы, увольнения и все дела. Если говорим про госпредприятия. Иначе ни страха, ни стыда люди не знают, ответственности не чувствуют
2. Дело не только в проблемах госадминистрировании. Часто ещё становится ясно, что людям ничего не надо. Они живут и как есть их всё устраивает. Но на мой взгляд это от неуверенности в себе, своих силах и своих знаниях(образовании). Неуверенность в себе и своих силах не позволяет адекватно мыслящим людям брать на себя ответственность за что бы то ни было.

1
Ответить

----Нам не просто нужны ИТ-специалисты, их нам нужно много.

Зачем вы врете? Были бы нужны - платили бы. Главбух и диреткор решили бы проблему с деньгами - если бы было НУЖНО.

Раз не платите - значит не надо.
Видите как все просто?

14
Ответить