Признайтесь, вам тоже попадалось на глаза похожее всплывающее окно на сайтах?
Если перевести это с маркетингово-буллшитного на человеческий, то на самом деле это можно расшифровать как «Если хотите посетить урезанную версию нашего сайта, в котором ничего нельзя увеличить и нормально прочесть, то качайте наше приложение»:
Ах да: еще туда обязательно всунут рекламные баннеры, которые будут постоянно мигать, всплывать, отвлекать вас от контента, всячески напоминая вам, что жизнь – это боль, но авторы этой поделки очень рады, что у их сайта наконец-то есть собственное приложение. Что же на самом деле происходит? Чем вызван этот app-покалипсис?
Бесполезные приложения, тысячи их
Под вашу платформу написаны миллионы приложений? Круто же. Вот только 99% всех этих приложений – бесполезный шлак, который никому не нужен, разве вам об этом не сказали?
Начнем с простого. Как вы узнаете, какие приложения вам нужны? Как вы их устанавливаете? А обновляете? Сколькими пользуетесь на планшете, а сколькими – на смартфоне? И сколько у вас занимают иконки этих приложений: один рабочий стол, два, три? Меньше половины экрана на смартфоне? Дюжину экранных разворотов?
Чем больше приложений есть под платформу вашего смартфона, тем сложнее выбор. В итоге даже у ребенка на айпаде столько приложений, что проще ввести название в строку поиска, чем скроллить по рабочим столам.
Чем больше приложений выпускается на рынок, тем больше посредственного мусора заводится в магазинах. Растет уровень шума, маркетингового и информационного. А компании хотят найти ответ на вопрос, как заставить людей, чтобы они покупали именно их приложение. Хотя стоило бы спрашивать совсем другое. Например:
Зачем вообще делать приложение?
Объясните, чего ради клиент должен устанавливать мобильное приложение от McDonalds вместо того, чтобы пойти на сайт в браузере? Любители картошки фри и тостов по-французски нуждаются в регулярном уведомлении на мобильник? Зачем давать людям бесплатный биг-мак только после установки приложения? Какой в этом смысл?
Фрагментация в мире несовместимых приложений и платформ
Были золотые времена, когда на рынке доминировала iOS, а единственным выделяющимся из остальной линейки устройством был iPhone. Это было еще до iPad и кучи планшетов. И до того, как версия Android пересекла отметку 4.0, а Google начал стандартизировать свой магазин. А теперь у нас есть по меньшей мере 4 разных радикально отличающихся платформы, под которые пишут все более-менее серьезные компании:
- смартфоны на Android
- смартфоны на iOS
- iOS-планшеты
- Android-планшеты
Если вы тщательно подходите к созданию каждой из версий приложений – то у вас всё равно что 4 разных интернета, и каждый из них недоступен для остальных. «Выйдите из интернета для андроидов и зайдите в интернет для айфонов, спасибо-пожалуйста».
Да, мы чуть не забыли: теперь у нас еще есть Windows 8 и Windows Phone. И в каждой экосистеме есть свои требования по юзабилити, свои требования к разработчикам, паттерны использования и многое-многое другое. И всё – разное. Впору уже молиться на дуополию и проклинать конкуренцию.
Гонка за приложениями по имени «Кто заплатит больше»
Купить приложение сегодня – это способ поощрить разработчиков парой-тройкой долларов. Правда, мы тут слегка лукавим. Вы же наверняка слышали, как громко возмущаются люди, что с них разработчик мобильного приложения 1 раз «содрал целых $3.99», – и эти же люди не моргнув глазом покупают кофе по 5 баксов за чашку? Мы все такие:
Я вообще вас не знаю, я без понятия, что у вас за приложение. Вы мне тут впариваете какой-то супер-апп, а может это на самом деле – пустышка. У меня вон уже штук 30 приложений на телефоне. Добавить к ним еще одно – не тот опыт, в необходимости которого я 100% уверен. Я вообще ни в чем не уверен. Я всего раз им попользуюсь, секунд 15. Можно уронить 1 доллар в унитаз – и не расстроиться. Но вот отдавать пару долларов за какое-то приложение... Не уверен, не уверен.
По причинам не вполне понятным, система рассмотрения и утверждения мобильных приложений в магазинах часто выглядит спорной, поэтому в помощь вам скриншоты и текстовое описание от разработчика.
А теперь представьте, что то же самое происходит с кофе: обертка красивая, стаканчик ОК, а вы купили – и нашли там наполовину пустой стакан или вообще не кофе, а лимонад внутри. И вот вы понимаете, что слегка переплатили за это добро. То же происходит и с приложением. Покупая приложение, никогда до конца не знаешь, что там внутри.
Самый ценный вопрос здесь – даже не потраченные деньги. Самый ценный ресурс – время. Может, тогда не стоит вообще платить за приложение? Тем более, что столько бесплатных приложений есть. Кстати, о бесплатных…
Бесплатными бывают только приложения, для которых вы – продукт
Да, вам уже тысячу раз об этом говорили. Бесплатное приложение – это наша новая реальность, у которой есть есть и своя обратная сторона.
Ничего не может быть хуже, чем безответственный подход: полный доступ ко всем или к большей части личных данных пользователя в обмен на «радость» бесплатного пользования. Такая модель вводит пользователей в своеобразное состояние вечного подозрения: если всё бесплатно – то как же они зарабатывают? А куда они девают наши данные? А где же деньги? А зачем инвесторы дали им деньги, если они с нас деньги не берут?
Даже если предположить, что приложение бесплатно, а разработчики – люди порядочные, то вы им доверяете свои данные, и всё это ни в какие «не те» руки не попадает. Но как же тогда они себе на жизнь зарабатывают? Как правило – платными дополнениями, которые расширяют базовую функцинальность приложения. Или внутри приложения есть платные операции. Или покупки внутри приложения. Короче, приложение бесплатное, но на самом деле – нет. И вы рано или поздно заплатите всё равно. Такие дела.
Пользовательский опыт в мобильном приложении
Вы когда-нибудь пробовали по очереди пользоваться приложением Amazon для iOS, Android и Windows? Лучше всего выглядит и работает приложение под iOS. Но даже в нем есть куча недостающих опций, которые есть на сайте, но их нет в приложении. Может, вам все функции Amazon в приложении и не нужны, но пользовательский опыт в приложениях и на сайте будет отличаться.
В момент, когда вы будете переключаться между разными платформами, вы увидите колоссальные отличия между ними – и поймете. что все эти нестыковки и недостатки разных мобильных платформ вызывают скорее раздражение и панику, чем любовь к мобильному приложению компании или бренда. И в итоге у вас в голове остается одна мысль: «А можно я просто воспользуюсь сайтом и не буду мучать свои глаза и мозги?!»
Выбрасывать огромные деньги на мобильные приложения по всем платформам – это конечно не самое умное решение. Тот же Amazon лучше бы свой основной сайт переделал, а то они в 2003 году застряли, чем выпускать кучу приложений, которыми всё равно пользоваться не особо хочется.
Мир «World Wide App»
Живи мы в идеальном мире и пользуйся мы осознанием того, что будущее всё равно принадлежит мобильным устройствам и приложениям, а старый добрый веб приказал долго жить, мы бы поработали над переосмыслением всей мобильной экосистемы. Потому что такие кардинальные отличия между разными платформами и форм-факторами не идут на пользу ни разработчикам, ни пользователям.
Может быть, стоило бы разработать единую платформу и ряд новых устройств. А может, они даже уже есть у нас под носом, мы просто пока что не обращаем на это внимания.
По материалам: blog.codinghorror.com