{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

5 банальных советов основателям стартапов

Почему осознанность и адекватность важнее любых гроусхаков.

Директор по международному развитию Radario Marketing Platform Даниил Щербаков, известный также по сотрудничеству с Fibrum, делится рекомендациями о продвижении стартапов и участии в отраслевых ивентах.

Фото для привлечения внимания

Все думают, что создатели успешных стартапов обладают неким сакральным знанием, которое помогло им прийти к успеху. Однако, основываясь на своем опыте продвижения – прежде всего, зарубежного – двух совершенно разных продуктов на абсолютно разных рынках, я пришел к выводу, что все эти «секретные» знания укладываются в одно слово – осознанность. Попробую в нескольких пунктах и на нескольких примерах продемонстрировать, что это значит, и дать несколько максимально простых и банальных советов.

Оценивайте себя адекватно

Любой стартап по определению должен иметь сроки на раскачку, и не нужно опускать руки, если не происходит взрывного роста. Примеров сильно и сразу выстреливающих проектов не так уж много, за большинством известных нам прорывов стоит долгая и кропотливая работа. Средний срок для успешного стартапа – это пять лет.

Важно также адекватно оценивать свой бизнес и искать для него правильные метрики, чтобы понимать, по правильному ли пути ты движешься. Но чего точно нельзя делать – это оценивать стартап количеством вложенных в него денег, все мы помним про Theranos, в который инвестировали миллионы, а все оказалось пустышкой.

На всех этапах нужно быть максимально честным с собой – если у вас на протяжении долгого времени нет первых клиентов, вы все протестировали, а идея все равно не работает, то это уже повод задуматься, а реально ли это тот продукт, которым стоит заниматься. Перед запуском Radario Marketing Platform в США мы проинтервьюировали порядка ста человек, чтобы понимать, как правильно презентовать свой продукт, как расставить акценты и чего нам не хватает в плане инструментария.

Забудьте про гроухаки

Сейчас модно говорить про некий «взлом» маркетинга и поиска клиентов. Мне же это напоминает поиск святого Грааля, которого нет. Ты думаешь, что упрощаешь себе задачу, но по факту делаешь ее выполнение только сложнее. Это классическая история про зайца и черепаху: заяц бежит быстро и устает, а черепаха идет медленно, но равномерно, и в долгосрочной перспективе она выиграет. Поэтому я считаю, что нет ничего лучше проверенных методов холодных продаж. Гроухаки же имеют смысл, если у тебя уже есть ощутимый поток лидов и тебе нужно проверить работоспособность других каналов продаж.

Наш проект Radario Marketing Platform – это довольно специфический SaaS-продукт, предназначенный для узкого b2b-рынка и очень конкретной аудитории (условно – Google Analytics + Salesforce + MailChimp для ивент-отрасли). И цикл продаж и поиска клиентов здесь достаточно затяжной и сложный. Кроме того, ценность нашего решения может быть не очевидна даже для целевых клиентов.

К примеру, организаторы событий привыкли рассылать анонсы своих мероприятий массово и даже не задумываются о том, чтобы работать с отдельными сегментами и целевым таргетингом. Да, это может звучать странно в 2017 году, но мы действительно обнаружили, что эти инструменты для индустрии развлечений в новинку, поэтому на этапе первых контактов нам еще и приходится вести, скажем так, образовательную работу, буквально на пальцах показывая и доказывая ценность нашего решения.

Заставьте конференции работать на вас

Мы довольно быстро поняли, что лучшим способом привлечения клиентов будет рекомендация со стороны авторитетного решения, которым они уже пользуются, а наш продукт к тому моменту уже был в каталоге приложений крупнейшей в США билетной платформы Eventbrite. И мы решили совершить немного партизанский поступок – приехать на конференцию SVOD в Сан-Франциско и попробовать встретиться с одним из основателей и председателем совета директоров Eventbrite Кевином Харцем.

Важно понимать, что Кевин – очень известная фигура и один из самых давних инвесторов в Силиконовой долине (к примеру, он первый вложился в PayPal, который тогда даже назывался по-другому). Мы были готовы к тому, что его могут окружить представители других компаний, или он может попросить показать, как работает наша платформа (не стоит забывать, что на выставках обычно плохой Wi-Fi). Обычно всех спикеров стараются перехватить после выступлений, но мы решили сделать ход конем, пришли пораньше и стали ждать у стойки регистрации – и наши надежды оправдались.

После того, как Харц зарегистрировался и вокруг него еще не успела образоваться толпа, я подошел к нему и сказал: «Кевин, здравствуйте! Мы занимаемся расширения для Eventbrite, нам важно показать вам возможности нашего решения…» Возвращаясь немного назад, уточню, что мы сделали приложение для Eventbrite на общих основаниях – можно сказать, что это была наша домашняя работа. Мало просто подойти к известному инвестору и сказать, что мы такая-то компания и какие мы хорошие.

Мы говорили с Кевином около 10 минут и он, что очень важно, задавал осознанные и заинтересованные вопросы. Сразу после он позвонил вице-президенту Eventbrite по бизнес-развитию и стратегии, рассказал о нашем знакомстве и передал всю информацию о платформе, которую мы ему презентовали.

Этим же вечером сам Харц написал мне письмо с предложением организовать встречу, и через день мы уже были в офисе Eventbrite. Да, нам в каком-то смысле повезло, потому что зачастую тебе просто дают визитку и просят все прислать на почту. И это абсолютно нормально, учитывая с каким объемом информации и новых контактов они сталкиваются.

С Кевином было не до селфи, поэтому вот фотография с Event Tech Live в Лондоне

Что нам принесло это знакомство и последующая встреча? Сейчас мы являемся официальным партнером Eventbrite, наше приложении интегрировано в личный кабинет платформы (пользователям не нужно переходить на наш ресурс, они могут пользоваться всем функционалом внутри билетной системы) и централизованно продвигается среди их клиентов.

Двигайтесь от цели к цели

Немногие знают, что компания Salesforce, которая сейчас известна как фактический создатель нового рынка cloud-base решений, и модели SaaS в целом, в начале своего пути использовала выставки и конференции для своего партизанского маркетинга.

«Митинг» Salesforce во время партнерской конференции Siebel

Для создания конкуренции Siebel, тогдашнему лидеру рынка enterprise CRM-решений, небольшая и мало кому известная на тот момент компания придумала нестандартный ход – перед зданием, где проходила всемирная конференция для партнеров Siebel, они устроили настоящий митинг с лозунгами о том, что устаревшей модели пришел конец, вы должны переместиться в облако и все в таком духе.

Во время другого ивента Siebel они забрендировали все такси в городе и посадили в машину людей, которые во время поездки питчили всех, кто ехал на конференцию их главного конкурента.

Заметьте, наш пример и пример Salesforce не про то, что выставки и конференции – это само по себе круто, здорово и дает результаты. Это рассказ о том, что всегда нужно ставить себе конкретные цели и задавать себе вопрос «зачем?», прежде чем покупать дорогой билет на очередной форум.

Желание просто побыть в тусовке, себя показать и на других посмотреть – это плохая цель, с которой не добиться конкретных результатов. Хорошая же цель всегда четко сформулирована и может быть абсолютно разной – от заключения сделки на определенную сумму до какой-то взрывной PR-акции в рамках события, после которой о тебе заговорят. А многие лишь подменяют реальную работу посещением таких ивентов.

И еще один банальный совет

У большинства стартапов в принципе единственная цель – не создать крутой продукт, а найти деньги. Но при этом я убежден, что известная сентенция «когда ты ищешь деньги – ты получаешь совет, когда ищешь совет – получаешь деньги» действительно работает.

Вообще нет ничего лучше здоровой любознательности и нет ничего плохого в том, чтобы написать человеку из своей индустрии и попросить у него рекомендации как у эксперта. И так во время обычного диалога он может заинтересоваться вашим продуктом, или после порекомендовать своим знакомым, чувствуя свою сопричастность к делу.

Да, это звучит просто, но именно так все и работает.

0
1 комментарий
Vladimir Polo

Даниил, с интересом смотрю, как вы развиваетесь ещё со времен YCombinator Startup School.
Статья хорошая, но мало : ) Давай продолжение.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда