Блокчейн в туризме. Часть 1

Всем привет. Одним из самых популярных слов 2017 года стало "блокчейн". Про криптовалюты и ICO стали говорить уже везде, и по ТВ, и в Госдуме, а не только в интернетах. Все кому не лень начали выходить на ICO, но сколько из тех блокчейн-проектов имеют реальное применение и спрос, а не просто решили срубить финансирование "на хайпе" или создать…

Устройство рынка дистрибуции отельных номеров
1111 показов
6.5K6.5K открытий

Привет от продакта Booking.com. Уменьшение суммы транзакции за счёт комиссии OTA на самом деле не создаёт практической ценности ни для кого в цепочке. Отели, даже крупные сети, не умеют со сравнимой эффективностью привлекать и монетизировать трафик (что и понятно - это отдельный вид деятельности). Со средними и малыми отелями, на которые приходится большая доля инвентаря, ещё сложнее. Скорость проникновения технологий в отрасли очень низкая, фрагментация высокая, многие отельеры проверяют почту не чаще пары раз в сутки и пользуются факсами для подтверждений. Теперь про гостей. Кол центр букинга в сезон вручную обрабатывает миллионы заявок (при им что 90% обращений автоматизировано). Вопрос - вы предпочтёте заплатить на 20% больше и получить поддержку 24/7 на родном языке в любых ситуациях, включая непредвиденные обстоятельства, релокации в последний момент etc. либо сэкономить и решать свои проблемы напрямую с отелем (без sla, процедур, стандартов, с разницей во времени, языке и менталитете)? А без крыши над головой и связи? Для двухстороннего маркетплейса кто-то должен выполнять арбитраж - на фултайме и за деньги. Вы можете привлечь в вашу блокчейн -экосистему подрядчика, но его косты придётся покрывать комиссией. Вы также можете собрать весь инвентарь в одном месте, привлечь трафик, оптимизировать воронку - поздравляю, вы построили OTA. Ну и наконец - 20% (на самом деле в среднем меньше) снижение среднего чека должно покрываться сравнимым ростом рынка, иначе это обычное схлопывание рынка. Вся гипотеза построена на том, что разница между 3000 и 3750 останавливает от поездки значительную часть ца. Вообще не факт.

Ответить

Ваш сервис не решает те проблемы, о которых вы пишите как о плюсах букинга. Общение с отелем все равно происходит через почту. В моем случае отель за три дня до вылета написал мне, что не может меня заселить (а если бы я не прочла почту и улетела?!). Букинг об этом никак не сообщил. Поддержка все, что делала - это пыталась дозвониться до отеля. Через несколько часов терпения не хватило (чуть больше двух суток до вылета, билеты бесплатно не вернуть), пришлось самостоятельно отменять бронирование и искать другой вариант. Ваш сотрудник по телефону сообщил, что пожаловаться на этого партнера я никак не могу, понизить ему рейтинг тоже, а ваш сотрудник не может сообщить будет ли наказан этот партнер. Есть аналогичная ситуация у знакомой и, наверняка, еще у многих ваших клиентов.
>предпочтёте заплатить на 20% больше и получить поддержку 24/7Я предпочту заплатить на 20% меньше и как и раньше решать проблемы сама, т.к., достаточно высокий уровень сервиса вы не готовы оказать.
Извиняюсь за оффтоп.

Ответить

Александр, спасибо за коммент! Очень не хвататло взгляда с другой стороны!

Ответить

Александр, все верно - туризм - это прежде всего _возможность_ разделить с кем-то ответственность и получить поддержку в случае чего - и это знание делает отдых или командировку _спокойнее_.
Помните шутку про "корм для мужчин крупных пород, 5 кг" - товар, от которого не отказались бы мол, женщины в супермаркетах?
Точно так же и здесь - унификация заставляет и турфирмы и сети бронирования и все эти аббревиатуры продавать "кирпичики" ночей размещения в абсолютно разных отелях, отличающих в системе только по категории, цене и комиссии. Именно это, кстати, позволяет выживать турагентам - работающим на человеческом факторе.
Когда один из моих знакомых (с которым даже встретиться проблематично, очень занят с утра до вечера), взял и сорвался после обеда в Гатчину из центра СПб, чтобы отвезти серьезную сумму в феврале за летний отдых ... я очень недоумевал? Зачем брать по РБ в феврале (был год, летом которого лихорадило всех крупных ТО, зачем ехать в Гатчину?
Ответ был очень простой. Там есть турагент, которому мы доверяем, она сказала что лучше заплатить за тур сейчас - я съезжу, оплачу, и проблема отпуска закрыта.

Ответить

Пожалуй самая интересная статья в этом году. Однако нет ничего о блокчейне и предполагаемых решений существующих проблем. Очень интересно узнать, что будет во второй части

Ответить

Ну все постепенно, иначе будет тяжеловато читать, завтра вторую часть думаю выложить

Ответить

Блокчейн тут лишнее. Посредники это хорошо. Чем больше тем лучше.

Ответить

мнение спорное, но имеет место. Я не против посредников, но мне не нравится, когда наценка связана не с реальной ценностью, а только потому, что так можно. Возможно конкуренция подтолкнет и посредников к более адекватным ценам и лучшим сервисам. А вообще, в следующей статье уже именно применение блокчейна напишу и почему он подходит, возможно потом согласитесь со мной.

Ответить

ничего нового для себя не узнал.. ждем вторую часть

Ответить

Она в моем блоге

Ответить

Рерайт статьи Макса Измайлова - http://traveltechcon.ru/news/travel-industry-invisible-battle/?

Ответить

не, я ее даже не видел, теперь понимаю, о чем это Макс сказал мне "Намного лучше, чем перевод-калька моей статьи"

Ответить

Интересно, когда я читаю статьи про индустрии, с которыми мало знаком, там материал такого же уровня и глубины проработки? Или это частный случай, по которому не очень правильно делать выводы?

Ответить

Антон, я, если честно, не понял ваш комментарий)) Не знаю, что ответить. Я не ставлю здесь целью до мелочей все разобрать, но донести до людей, которые не знакомы с отраслью, положение дел более простым языком. Много деталей упускаю, но суть стараюсь сохранить.

Ответить

Отлично. Только не ограничивайтесь решением Winding Tree. Я уверен могут быть лучшие применении блокчейна в данной области

Ответить

Я хочу несколько решений привести, но не факт, что редакция даст опубликовать, рекламным постом обзовут. По крайней мере 3 проекта есть у меня на заметке

Ответить

А с чего вы взяли, что, убрав посредников, конечный покупатель продукта выиграет? Возможно, да, на начальном этапе. Потом же сами отели, авиакомпании и тп будут ставить цену на 20% выше. Выигрыш от введения блокчейна будет кратковременным, если вообще будет

Ответить

Кто-то будет ставить прежние цены, но другие будут снижать, ведь теперь этот запас в 20% даст дорогу к снижению цены в качестве конкуренции. Если отель безболезненно сможет снизить цену, чтобы завлечь туристов, почему бы нет? Это для небольших и средних отелей очень актуально, там до 30% могут комиссии доходить, у крупных 5-10% может быть, там, возможно, не так снижение будет заметно, но они могут погнаться за небольшими, когда те снизят цены, как цепная реакция. Сейчас отели и авиакомпании снижают постоянно цены, конкуренция растет, лоукостеры растут, но снижают они их в ущерб рентабельности. А будут не в ущерб, и их бизнес от этого более здоров будет. Это не есть стопроцентная истина, но мое мнение, как жизнь пойдет, кто знает, я лишь размышления привел

Ответить

Если интересно общаться на тематику тревел технологий приходите в наше сообщество на www.travelstartups.ru

Ответить

Леонид, я в вашей группе в фейсбуке состою, так сто пообщаемся еще

Ответить

Александр, спасибо, тема интересная, пока успел только проглядеть - наконец-то конкретные примеры с ценами (до этого видел только крики и вопли, почти как на рынке:)
_Другие_ статьи были такие "Блокчейн! Туризм! Революция", и все по сути :)

Ответить

Ок я дочитал, узнал что Priceline и Expedia монополисты - ну так оно приблизительно и казалось, что глобальных игроков на рынке буквально 2-3. Правда с а/б есть авиакомпании с их прямыми спецпредложениями и "милями".

Однако, про цифры пример неполный у Вас - где место _традиционному_ туризму с принимающими туроператорами (принимашками), отправляющими туроператорами, и турагентствами. Отели продают принимашкам жесткие и мягкие квоты на номерной фонд, и приличный объем например пляжных направлений продаётся в закрытом режиме, т.е. на Вашей схеме этого нет вовсе - а это ведь тоже информационные потоки. Которые сейчас в России пробует монополизировать Sletat (из наиболее активных).

Также, стоит упомянуть, что без всякого Bookinga, многие отели, особенно в несезон дают комиссию (обычно 10%), любой туристической компании, которая подпишет договор и захочет поселить клиента. Зашел с улицы - спросил номер - 100% цены, зашел с улицы с визиткой Bebebe Travel - 90% цены на ту же бронь, разве не мило? Некоторые сети устанавливают агентам лимиты проданных номеров и т.д., но многие другие отели готовы скинуть 10% посреднику, просто за то, что он посредник, и в будущем может поселить и других клиентов.

Booking возник на том факте, что 100 EUR/Twin за ночь в полупустом отеле, на самом деле может с неплохой прибылью продаваться за 45 Eur ... если выключить жадность или необоснованные иллюзии владельцев отеля, что собственно и делает то самое соглашение с Booking, _заменяющий_ половину точно отдела продаж и еще маркетинга тоже, пожалуй.

Также, отели стараются вести собственные сети агентов, рассылают им спецпредложения, которые ... правда ... иногда менее выгодны чем прямое бронирование на сайте отеля - это обычно результат конфликта между агентским отделом и отделом продаж, оба из которых взгрел управляющий (или владелец), и они побежали лепить спецухи в рамках дозволенного.

Был совершенно дурацкий случай с Гельвецией, когда мой знакомый хотел поселить человека, получил агентскую цену на индив. бронирование из квоты крупного туроператора, сверился с ценой отеля, сделал "выгодную" цену (ниже открытой на 5-7%, но и позволяющую что-то заработать), только чтобы получить от клиента возмущенное письмо - мол, не стыдно так наживаться, вот прямо на сайте отеля скидка 20% на эту категорию номеров ...

В-целом, Вы правильно указали центр тяжести в современном бронировании - это эффект первого клика, привлеченного из поисковой системы, вот за это и платятся миллиарды долларов в год .... за то чтобы человек зашел, увидел, и дальше ему стало лень еще искать.

Ответить

Сергей, спасибо за коммент. Про пакетные путевки и туроператоров я планирую отдельную статью, это структурный продукт, и мне надо поговорить еще с блокчейн-проектами, как они предполагают такие туры покрывать. Пока ничего новового я не расскажу про них, да и все в одной статье - перебор будет. Здесь пока дистрибуцию отелей и билетов осветил. Про ваши пример с отелями, думаю, таких примеров немало, отели выкручиваются, как могут, но общую тенденцию попытался передать.
А про традиционные оффлайн ТА, мое мнение, они отмирать будут, да у ниъ останется своя клиентура, как ваш знакомый, но большинство бронирований уйдет в онлайн.

Ответить

Сергей, спасибо за коммент. Про пакетные путевки и туроператоров я планирую отдельную статью, это структурный продукт, и мне надо поговорить еще с блокчейн-проектами, как они предполагают такие туры покрывать. Пока ничего новового я не расскажу про них, да и все в одной статье - перебор будет. Здесь пока дистрибуцию отелей и билетов осветил. Про ваши пример с отелями, думаю, таких примеров немало, отели выкручиваются, как могут, но общую тенденцию попытался передать.

А про традиционные оффлайн ТА, мое мнение, они отмирать будут, да у ниъ останется своя клиентура, как ваш знакомый, но большинство бронирований уйдет в онлайн.

Ответить