Ко-фаундер мечты, где ты? Как найти единомышленников, чтобы развивать стартап

Стартап — командная игра. Как сооснователь и СТО международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply рассказываю, как найти надежного компаньона и развивать стартап в гармоничном сотрудничестве.

Ко-фаундер мечты, где ты? Как найти единомышленников, чтобы развивать стартап

Поиск ко-фаундера — одна из самых сложных задач для предпринимателя. Как говорят инвесторы, слаженная команда единомышленников гораздо важнее, чем сама идея стартапа. Нет человека, который компетентен во всем. Вспомним мирового гиганта Apple: Стив Джобс воплощал свои мечты в реальность вместе со Стивом Возняком. Это была настоящая синергия, в которой у каждого были свои обязанности и набор скиллов. Объединив усилия со «своим» ко-фаундером, можно добиться действительно многого.

Сооснователь: зачем он нужен

Занимаясь разработкой продукта, фаундер так или иначе сталкивается с рядом трудностей, для которых нужна выдержка и психологическая стойкость. В одиночку это тяжело. Впереди несколько лет насыщенной работы: создание прототипа продукта, поиск инвесторов, отладка производства и выпуск первой версии.

В неустойчивой атмосфере стартапа бизнес-партнер будет очень кстати, ведь он не только разделит обязанности, но и окажет моральную поддержку. На начальной стадии развития отношение фаундера к проекту циклично. Активность и уверенность сменяется сомнениями и опасениями. В этом случае партнер может взять на себя часть инициатив и не позволить оптимизму покинуть команду.

Когда начинать искать

Поиск единомышленника можно начинать с момента зарождения идеи. Путь от идеи до прототипа — сложный, поэтому рядом должен быть человек, который действительно верит в то, над чем идет работа. Сколько продлится этот путь — неизвестно. Он может превратиться в долгие годы, если рядом нет партнера, который мотивирует и не дает отсрочить очередной дедлайн.

Чтобы привлечь человека в свой проект, фаундер обязать иметь четкое видение конечной цели и знать шаги для ее достижения, причем в долгосрочной перспективе. Найдя сооснователя в начале жизни проекта, можно сообща обдумать идею и ее усовершенствование, а еще — разделить ответственность и умножить экспертизу. Именно по этим причинам многие акселераторы — как, например, культовый Y Combinator — вовсе не принимают заявки от проектов, в которых один основатель.

Качества идеального ко-фаундера

Навыки сооснователей должны дополнять друг друга. В современной стартап-экосистеме существует схема креативных пар: дизайнер и программист, бизнес-девелопер и инженер. Команда Preply работает по классической «конфигурации» Кремниевой долины: Hacker, Hustler and Hipster. То есть работа ведется по трем направлениям: hacker отвечает за программное обеспечение, hipster — за дизайн, hustler занимается маркетингом.

Не советую искать бизнес-партнера среди людей с узконаправленной специализацией. На начальном этапе идея продукта может несколько раз менять направление. Если ставить на чаши весов профессионализм и способность быть лидером, второе перевешивает. Можно не быть специалистом ни в одной сфере, но отличаться находчивостью. Напомню, что Биз Стоун, один из ко-фаундеров Twitter, имеет среднее образование. И последнее: обращайте внимание на жизненные принципы и ценности бизнес-партнера: здесь вы должны быть как братья-близнецы.

Кто главный

Опыт мировых лидеров показывает, что двух боссам в одной компании может быть сложно. В качестве примера возьмем Alphabet: Ларри Пейдж — лидер, Сергей Брин — президент компании. Это разные роли. Если у вас подобная структура компании, пропорция 50/50 неуместна. Бывают моменты, когда один работает больше, чем другой, и при равных долях это может вызывать недовольство и в целом иметь негативный эффект для стартапа.

Нужно либо делить сферы ответственности, либо договариваться, что у одного из основателей полномочий (и ответственности) будет больше. В любом случае, разделение должно быть прозрачным, чтобы каждый знал свою сферу влияния и был согласен с собственной ролью.

Обязанности нужно разделить на этапе регистрации проекта, чтобы избежать дублирования ролей и разногласий. Существует практика долгосрочной мотивации сооснователя, которой пользуются американцы. Вестинг — наделение правами на акции. Процедура помогает не только минимизировать конфликты, но и корректно выйти из бизнеса, если по какой-либо причине человек покидает проект.

Конфликт: как разрешить

Отношение с бизнес-партнером стоит на трех китах: амбиции, доля в компании и деньги. Все эти вопросы стоит обсудить «на берегу», даже если вы создаете проект с близким человеком. Особенно, если вы создаете проект с близким человеком. Пути ко-фаундеров нередко расходятся, и четкие договоренности позволят расстаться на хорошей ноте, а не выяснять отношения в судах.

Четкое распределение ролей — лучшая панацея для конфликта: каждый член команды знает, чем он занимается, каковы его цели и задачи. Очень хорошо, если ко-фаундер сам осознает, что не справляется, и уходит. А если нет? Спорные моменты между партнерами можно решать с помощью совета директоров. На раннем этапе стартапа независимые советники в лице членов совета могут получить минимальный пакет акций либо опционы. Их, как и вас, интересует успех компании.

Где искать

Искать ко-фаундера можно как в оффлайне, так и в онлайне. В первом случае предприниматель рассказывает о своей задумке как можно большему количеству людей, потенциальным клиентам, на стартап-мероприятиях. Невозможно предугадать, где произойдет встреча единомышленников. В онлайне можно пользоваться специализированными сервисами, такими как: Founder2be, CoFoundersLab, CollabFinder и другие.

Ко-фаундеры должны «совпадать», как две детали одного пазла. Стартап связан с риском и неопределенностью, и сложно представить, какие челленджи ждут проект впереди. Преодолевать этот путь гораздо легче с человеком, которому доверяешь и который разделяет твои взгляды на бизнес.

55
1 комментарий
Комментарий удалён модератором

есть, cofoundit от фрии, например

Ответить