Площадки для госзакупок и блокчейн

Нашел среди документов одну забавную концепцию работы блокчейн-сервиса при подаче заявки на участие в закупках , которая заставила улыбнуться.

Площадки для госзакупок и блокчейн

Есть ощущение, что разработчики данной модели не совсем понимают бизнес площадок для проведения торгов, потому решил в статье подробнее осветить этот момент. Все-таки, в случае внедрения блокчейна в госзакупки именно площадкам придется в первую очередь адаптироваться под новые требования.

Кроме того, по ощущениям, схема работы инвестиционных площадок из законопроекта о краудфандинге будет отдаленно напоминать схему работы площадок для закупок.

Предлагаю подробнее остановиться на бизнесе ЭТП и рассмотреть варианты применения блокчейна в их деятельности.

Площадки для госзакупок и блокчейн

Существуют две принципиально большие разницы - площадки для торгов, которые имеют доступ к госзакупкам по 44-ФЗ, и которые этот доступ не имеют.

Площадки для 44-ФЗ

К первой группе относятся всего несколько площадок, и это едва ли не самая консервативная отрасль - с момента отбора Правительством в 2009 году уполномоченных площадок за все время была добавлена лишь одна - РАД (в прошлом году), специализирующаяся на торгах для реализации имущества, остальной состав не менялся.

После того, как в 2014 году было отменено взимание платы с победителей торгов по 44-ФЗ, у госплощадок осталось всего несколько способов заработка. Первое место в структуре прибыли площадки с большим отрывом занимают доходы от размещения средств, вносимых в качестве обеспечения заявки участниками торгов (а теперь еще раз посмотрите на изображение концепции работы предлагаемого блокчейн-сервиса). Кроме этого, площадки получают прибыль от размещения рекламы на сайте и оказания дополнительных услуг (будь то выпуск ЭЦП, ускоренный порядок аккредитации подключение к электронному документообороту и т.д.). Тем не менее, на второстепенных доходах далеко не уедешь, и потому неудивительно, что все госплощадки в значительной степени аффилированы с банками (Сбербанк, ВТБ, Ак Барс и Совкомбанк).

Площадки для 223-ФЗ и коммерческих закупок

У второго типа площадок выбор вариантов дохода значительно больше, но и конкуренция значительно выше (количество таких площадок идет на десятки). Помимо вышеуказанных доходов для площадок по 44-фЗ, практикуется взимание платы с победителей торгов, абонентская плата, дифференцированные тарифные планы и т.д.

Блокчейн

Как мы видим, в переводе на блокчейн системы внесения обеспечения заявки не заинтересованы ни площадки, ни банки, которые ими владеют. Возможно, к этому рано или поздно все равно придут после внедрения в экономику "крипторубля", но пилотным проектом данная концепция вряд ли станет. Тем не менее, у площадок имеются варианты внедрения в свою работу элементов технологи распределенного реестра, о чем даже в прошлом году мелькали новости. Предлагаю чуть более подробно остановиться на вариантах применения площадками блокчейн-технологий.

1) Иногда площадки заботятся о своих пользователях и внедряют действительно полезные вещи, но проблемы ddos-атак остаются по-прежнему актуальными (уже не так часто, но все-таки). Уверен, технология распределенного реестра поможет окончательно решить этот вопрос.

2) Совсем недавно большой резонанс вызвали небольшие махинации площадки Сбербанк-АСТ и самого Сбербанка. Конечно, сами площадки добровольно на такое не пойдут, но перевод всех логов площадки на блокчейн сделает процедуры торгов чуть более прозрачными. В настоящее время при большом желании и наличии выходов на нужных людей можно не только повторить ситуацию Сбербанка, но и постфактум поменять документы в своей заявке и заранее узнать своего конкурента в определенной закупке.

3) Сферы применения смарт-контрактов ограничиваются разве что уровнем готовности всей инфраструктуры к автоматизации (будь то автоматическая уплата налогов, возврата обеспечения заявки, перевода обеспечения исполнения контракта, дублирование информации на официальном сайте госзакупок и т.д.)

4) Интеграция с блокчейн-платформой на базе инфраструктуры электронного Правительства. В настоящее время и площадки, и госзаказчики применяют крайне формальный подход при рассмотрении заявок (будь то документы для аккредитации на площадке или для участия в торгах), при этом в большинстве случаев необходимые документы находятся в публичном доступе и их проверка может быть автоматизирована.

5) Распределенная база шаблонов контрактов. Об этом уже давно говорят, но пока что единого реестра шаблонов договоров не существует. Учитывая количество заключаемых и публикуемых проектов контрактов на площадках, создание такой базы значительно снизило бы затраты как заказчиков, так и поставщиков на создание, согласование и анализ документации.

Стоит отметить, что цели внедрения блокчейна в саму систему госзакупок и в работу площадок для проведения торгов отличаются, в то же время при реализации отдельных проектов (например, в случае интеграции с инфраструктурой электронного Правительства) необходима будет координация совместных действий. При этом площадки являются коммерческими организациями и в первую очередь ориентированы на получение прибыли, таким образом, для реализации каких-либо затратных нововведений необходимы будут либо соответствующее политическое решение, либо проведение повторного отбора уполномоченных площадок с указанием требований к инфраструктуре площадке (а это тоже политическое решение).

В общем, позабавил меня представленный концепт:)

Начать дискуссию