Винни-Пух и всё: герой детских рассказов больше не принадлежит Disney
Объясняем на динозаврах, стоит ли переживать за известную анимационную студию.
Персонажи сказок про Винни-Пуха, написанных британцем Аланом Александром Милном, больше не принадлежат Disney. В этом году детские истории про мишку стали достоянием общественности. Вместе с юристом Selectel по интеллектуальному праву Софией Фахрисламовой и руководителем юридического отдела Selectel Анной Гуценко выясняем, как это произошло и что это значит для бизнеса.
Почему так?
Каждый год с наступлением 1 января истекают сроки защиты авторских прав на произведения литературы, кинематографа и аудиозаписей. Они официально становятся общественным достоянием. А значит, их можно видоизменять, публиковать повторно, показывать в кинотеатрах — всячески использовать без разрешения или выплат авторского вознаграждения, но с обязательным указанием авторства.
По российскому законодательству авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Неприкосновенность подразумевает то, что в произведение запрещено вносить какие-либо изменения без явно выраженного согласия автора. При этом переработка произведения допускается статьей 1270 Гражданского кодекса РФ. Но переработка подразумевает именно создание нового (производного) объекта.
Авторство нельзя продать или подарить. Исключительное право на произведение в РФ действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. По истечении срока произведение становится общедоступным.
Интересно, что авторское право по российскому законодательству не подлежит государственной регистрации, в отличие от других объектов интеллектуальной собственности. Автор получает свои авторские права в силу создания произведения. А вот те, кто в дальнейшем планируют это произведение использовать, получают исключительные права, закрепленные лицензионным договором или договором купли-продажи.
В США сроки перехода в общественное достояние немного другие. Ранее срок защиты авторских прав в США составлял 75 лет (для произведений, созданных до 1978 года) или 50 лет после смерти автора (для произведений, созданных после 1978 года). Однако в 1998 году был принят Sonny Bono Copyright Term Extension Act, известный как закон «Микки Мауса», — он продлил оба срока действия копирайта еще на 20 лет. К слову авторские права на ушастого символа Disney истекают в 2024 году.
Но ведь Винни-Пух — персонаж, а не произведение…
Персонажи, к коим относятся Винни-Пух, Пятачок и другие, являются объектами авторского права и могут рассматриваться как часть произведения (в РФ это декларируется статьей 1259 Гражданского кодекса). При этом персонаж в качестве объекта авторского права должен обладать характеристиками, которые позволяют его индивидуализировать. Иметь определенный внешний вид, голос, мимику, манеру речи и движений. В нашем случае должен быть не привычный нам «биологический» или плюшевый медведь, а заботливый медведь в красной футболочке.
Вспомним советского Винни-Пуха — героя мультфильмов Федора Хитрука. Персонаж медведя, безусловно, уникальный, но вот исключительных прав на экранизацию, которые принадлежали Disney, «Союзмультфильм» не приобретали. Именно поэтому культовый для нас мультик никогда не показывали за рубежом.
Теперь все будут беспрепятственно использовать образ Винни-Пуха в коммерческих целях?
Не совсем. Использовать Винни-Пуха именно в качестве персонажа, созданного Аланом Милном, можно. Тот же Федор Хитрук сейчас мог бы совершенно спокойно выпустить мультфильмы про Винни-Пуха, не боясь нарушить закон.
А вот использование Винни-Пуха в вариации Disney неправомерно, так как студия является правообладателем товарного знака в виде мультипликационного образа Винни-Пуха. В отличие от авторского права, права на средства индивидуализации могут быть продлены неограниченное количество раз. Кроме того, мультипликационный образ персонажа может охраняться в качестве другого объекта интеллектуальной собственности — промышленного образца.
Покупая права на произведение, бизнесу важно помнить о сроках действия исключительного права. Необходимо четко планировать сроки реализации приобретенного произведения, так как через определенный срок эксклюзивные права станут общественным достоянием. Кроме того, целесообразно регистрировать созданные правообладателями образы на основе персонажей из произведений в качестве товарных знаков, промышленных образцов.
Код как произведение литературы
Раз мы в блоге IT-компании, затронем вопрос защиты программного кода.
Код тоже охраняется авторским правом. Причем права на программы для электронно-вычислительных машин охраняются так же, как и произведения литературы (статья 1261 Гражданского кодекса РФ). Закрепить за собой авторство можно путем регистрации программы в Роспатенте. Однако такая регистрация позволяет защитить только форму программы, а не ее сущность. Защитить программу с точки зрения идеи и функциональных особенностей позволит патент на программу как на алгоритм или систему. При этом процесс регистрации патента происходит намного сложнее.
Патент на изобретения, в том числе на программу как на алгоритм, в России охраняется 20 лет. Далее продлить его нельзя, исключение составляют лекарственные средства/пестициды и подобные категории (их можно продлить на 5 лет). Можно сказать, что тот или иной объект авторского или патентного права рано или поздно станет общественным достоянием, но срок перехода зависит от многих факторов
Большая часть актуального программного обеспечения разработана в последние десятилетия, а его создатели продолжают здравствовать. Поэтому громких дел, связанных с тем, что какое-то ПО стало достоянием общественности (если оно изначально не было open source), еще не было. Судебные споры в области IT наиболее актуальны по вопросам нарушения исключительных прав на программы для ЭВМ, авторства, плагиата, использования пиратского ПО и т.д.
Интересно также, что в законодательстве Российской Федерации нет прямого запрета на реверс-инжениринг — исследование готового устройства или программы, а также документации на него с целью понять принцип его работы. Нередко обратную разработку используют в целях создания реплики успешного ПО.
Как указано в статье 1280 Гражданского кодекса РФ, лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой.
При этом нужно соблюдать несколько условий — например, это можно делать только для того, чтобы помочь интегрировать продукт в существующие системы компании. Также закон следит, чтобы подобные действия никак не ущемляли права и интересы автора программы.
В общем, реверс-инжениринг возможен, поэтому, чтобы обезопасить себя от долгих судебных прений и других рисков, некоторые компании стараются вводить прямой запрет на реверс-инжиниринг при составлении контрактов и иных пользовательских документов. Например, запрет на реверс-инжиниринг можно встретить в тексте условий использования Skype.
Читайте уже сейчас:
Ничего не понятно но очень интересно ахахахах
Комментарий недоступен
Имя персонажа на каком основании товарный знак? Его не студия Диснея придумала
Дисней выкупил все книги и права на персонажей у наследников Милна в 1961 году.
«Disney acquired the rights to the Winnie-the-Pooh books and their characters from Milne's estate back in 1961»
Отсюда: https://amp.usatoday.com/amp/49588867
Джва дня ждал ответа на вопрос. Спасибо!
Теперь вопрос к @Selectel
Тот же Федор Хитрук сейчас мог бы совершенно спокойно выпустить мультфильмы про Винни-Пуха, не боясь нарушить закон.Как это согласуется с тем, что написано выше? Что права выкуплены?
Комментарий недоступен
Ок, кажется, вы в теме. Вопрос: почему сссровский Винни Пух не может пойти в мировой прокат? Что мешает?
Кстати, 977 тысяч зарегистрированных товарных знаков «Винни Пух» и показывает, на мой взгляд, что невозможно застолбить Винни Пуха эксклюзивно под себя.
Комментарий недоступен
Камон, это вот эти то два медведя похожие до степени смешения?
Комментарий недоступен
Но произведение Винни пух уже же перешло в public domain. Можно так за здорово живешь зарегистрировать права на персонажей общедоступной книги и начать качать бабло?
Комментарий недоступен
Я так и не понял: Винни by Khitrook теперь легален в Штатах? Если нет, то почему.
Наверное, сложно назвать это легальным. Но иск за нарушение авторских прав уже едва ли предъявят) Хотя это было бы делом века, конечно.
Ребят, позовите того, кто статью писал. Вопросы-то серьёзные
Поясните, пожалуйста, нельзя использовать нарисованного в Disney Винни-Пуха? А сделать свою версию можно?
Каноничного диснеевского Винни-Пуха — желтого и в красной футболочке — использовать нельзя. А вот нарисовать своего Винни-Пуха — коричневого там, например, или розового — можно. Главное, чтобы не был похож на мишку Тедди или Паддингтона :)
Наш Винни пух не в футболке и ни на кого не похож. Почему тогда
культовый для нас мультик никогда не показывали за рубежом.В чем подлинная причина?
Осталось впечатление, что статья прям "Классная! Классная!". Но я в этих винипухах почем то нехрена не понял...
Многие не поняли
Законы, связанные с интеллектуальной собственностью, — очень запутанная штука, на самом деле) В деле Винни-Пуха главное определить, где заканчивает Милн и начинается Дисней.
Кстати, вы знаете, что некоторые авторы, чтобы иметь доказательную базу своего авторства, депонируют материал, заверяют у нотариуса и даже отправляют сами себе заказное письмо? Просто жесть.
Вы давайте не отклоняйтесь от темы почему СССРовский мультфильм не мог (не может?) пойти в прокат в мире. Или это тоже вопрос малоизученный?
Использовать Винни-Пуха именно в качестве персонажа, созданного Аланом Милном, можно. Тот же Федор Хитрук сейчас мог бы совершенно спокойно выпустить мультфильмы про Винни-Пуха, не боясь нарушить закон.
А вот использование Винни-Пуха в вариации Disney неправомерно, так как студия является правообладателем товарного знака в виде мультипликационного образа Винни-Пуха. В отличие от авторского права, права на средства индивидуализации могут быть продлены неограниченное количество раз.
Так почему тогда нельзя мультфильмы с советским Винни Пухом показывать за рубежом? В СССР сделали своего Винни? Или как? Взаимоисключающие параграфы какие-то.
См.также: истечение копирайта на Микки Мауса в 2024 году.
https://blog.jipel.law.nyu.edu/2019/12/in-2024-mickey-mouse-will-finally-enter-the-public-domain-sort-of/
Исходя из информации, я сделал вывод, что права на персонажа истекают, а на изображения - нет. Образ Микки Мауса измерялся с годами и бесплатно использовать можно будет образ из 1928 года, а там довольно стремный мыш в отличие от того, к которому все привыкли.
В СССР сделали своего Винни-Пуха (сам персонаж оригинальный), но права на экранизацию детской истории Алана Милна были у Disney, а у «Союзмультфильма» прав не было. Сейчас, например, если кто-то в Китае захочет экранизировать Милна, приобретать права на это уже не нужно.
Если Микки Маус зарегистрирован как товарный знак (а это скорее всего так), то массово выпускать носки и кружки с ним все еще будет нельзя.
Не нужно потому что срок действия истёк?
Не нужно, потому что произведение Алана Милна стало достоянием общественности) И, например, если какое-то издательство захочет его переиздать, теперь оно может сделать это бесплатно.
Понятно, так а экранизировать все равно нельзя?
Когда произведение переходит в общественное достояние, оно перестает обладать исключительным правом, в том числе на экранизацию. Так что можно экранизировать!
Давайте возьмем «Ведьмака» Сапковского. Сейчас у него есть авторские права на это произведение, и у него можно получить разрешение на экранизацию (так, например, сделал Netflix). Договор можно заключить такой, что, кроме Netflix, экранизировать «Ведьмака» больше никто не сможет — ни HBO, ни Фёдор Бондарчук.
Спустя 75 лет после смерти Сапковского (пусть живет долго и счастливо) экранизировать «Ведьмака» смогут все. Но, если Ведьмака в исполнении Генри Кавилла зарегистрируют как товарный знак, его изображения на блокнотиках и девичьих дневниках будет все еще запрещено.
Можно такой же ответ дать в контексте советского Винни пуха?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Можно сделать своего мыша и назвать его Микки Маус.
во Франции свинье нельзя дать кличку Наполеон, но попробуйте меня остановить (с) Джентельмены )))
Хороший мультик))))
Можно, но нельзя :-)
Хорошый мультик был✌ сейчас уже не то время!!
Технически, Годзилла - вовсе не динозавр
Давайте обсудим это!
Вот и до Винни Пуха добрались)))
А может ли художник, работая по заказу на кого то, по факту исполнения передавать право авторства заказчику? Чтобы это было сразу прописано в договоре.
Или, авторство бессмертно, и в дополнение к этому, во избежание каких либо тёрок между заказчиком и исполнителем, нужно дополнительно заключать какой либо договор на передачу прав на худ. объект по результату выполнения задания?
Комментарий недоступен
Благодарю!)