Оффтоп Maxim Spiridonov
7 783

Почему я решил закрыть подкаст «Рунетология», который вёл девять лет

Формат аудиоподкаста не популярен — проект будет представлен в иной форме.

В закладки

Если быть точным, за последние годы я создал и вёл несколько аудиоподкастов:

  • «Рунетология» — 9 лет регулярных выходов. 330 выпусков, каждый примерно по часу.
  • «Рунет сегодня» — еженедельные новости рунета. Выходил и как радиопрограмма на радио «Финам FM» и «Столица FM» в Москве. 200 выпусков, несколько лет жизни.
  • «ЕвровЕдение» — неформальный путеводитель по Европе. 50 выпусков, выходил в течение года.
  • «Дело жизни» — интервью с увлечёнными профессионалами. Совместный проект с Superjob.ru. 24 выпуска, выходил в течение полугода.
  • «Интернет-магазин для начинающих» — совместный проект с PayU. Восемь выпусков.
  • Были и ещё проекты по мелочи.

Кроме этого, лет десять назад я построил и руководил одним из первых подкаст-терминалов рунета PodFm.ru. По стечению обстоятельств мне даже удалось на нём заработать. Не исключено, что я единственный в стране, кому повезло вынуть из подкастинга более или менее существенные деньги. Проект был куплен у меня примерно через год после старта. Сейчас он заброшен его нынешними хозяевами и выглядит, увы, плачевно.

Не менее печальна судьба другого легендарного подкаст-терминала Rpod.ru. Его владелец (легенда первых лет MTV в России) Василий Стрельников свернул проект, поставив в домене переадресацию на сайт своего сольного подкаста. Но и сам подкаст в итоге он забросил. Последний выпуск записан почти год назад.

Как ни жаль, но надо признать, что подкасты как формат в рунете не взлетели. Нельзя отрицать, что определённая аудитория у них есть. По моим очень примерным оценкам, хотя бы один русскоязычный подкаст в месяц слушают порядка 80-120 тысяч человек по всему миру. Ещё тысяч 150-300 касаются подкастов хотя бы раз в полгода. Это исчезающе мало.

Для подавляющего большинства носителей русского языка само понятие «подкаст» как было, так и остаётся абракадаброй. И эта ситуация уже не изменится. По меньшей мере в ближайшие 10-15 лет. Может быть, в будущем какое-нибудь новое поколение XYZ почему-то и развернётся в сторону аудиоформата. Но мне сложно представить, что может заставить их это сделать.

Особенно учитывая то, что один из самых распространённых способов послушать подкаст сегодня — за рулём, в автомобиле. А машины, в будущем становясь роботизированными, превратятся в мультимедийные системы, где главным предметом потребления станет видео. Думаю, что для массовой публики движущаяся картинка со звуком (в классическом виде или в форме виртуальной или дополненной реальности) будет всегда выигрывать у голого звука.

Подкасты остались (и, надеюсь, останутся) сопровождающим инструментом в некоторых продвинутых медиа (скажем, «Медуза» или «Арзамас» делают это по-настоящему классно). Но таких медиа — можно по пальцам одной руки пересчитать.

Также подкасты живут и будут жить как инициатива энтузиастов, которые увлечённо продолжают записи для своей, в каждом случае крайне ограниченной аудитории. Как пример такой инициативы нельзя не вспомнить легенду российского подкастинга — непотопляемый «Радио Т».

Но на пике даже у самых популярных выпусков подкастов количество прослушиваний поднимается до пары-тройки десятков тысяч раз. Слышал, что бывали редкие случаи, когда какой-то выпуск популярного подкаста набирал более 50 тысяч прослушиваний. Предположим, что были даже уникальные ситуации, когда выпуск набирал более 100 тысяч прослушиваний.

Но таких кейсов по рунету за всю историю русскоязычного подкастинга было крайне мало. 99,9% подкастов тонет в безвестности, набирая в лучшем случае несколько сотен прослушиваний на выпуск. Сравним это с сотнями тысяч прочтений на одну статью, которые нередко набирают многие текстовые СМИ, или с миллионами просмотров одного выпуска какого-нибудь из популярных YouTube-каналов.

Если посмотреть на ситуацию глобально — не знаю ни одной языковой зоны, где подкасты заняли бы хоть сколько-нибудь значимое место в медиапотреблении. Исключение — англоязычный мир. В нём есть пара сотен по-настоящему сильных и слушаемых подкастов. Есть даже несколько медиакомпаний, которые специализируются на их выпуске.

Но причина тому — интернациональность английского. Им владеют на порядок больше людей, чем русским. Но медиавлияние этих подкастов всё равно несопоставимо меньше, чем влияние англоязычных текстовых СМИ и видеоканалов. В США, Англии или Канаде массовый пользователь ни сном ни духом о подкастах.

Резюмирую. Подкасты в рунете не взлетели и не взлетят.

  • Слишком узкая потенциальная аудитория. Аудиалов, как говорят, не более 10%. Кроме того, только малая часть из них знает о существовании подкастов.
  • Аудитория не растёт. И надежд на её рост за счёт прихода в рунет новых людей уже нет.
  • Маленькая аудитория неинтересна рекламодателям и, следовательно, подкасты не смогут получать деньги на развитие. Энтузиасты не смогут уходить с работы и посвящать себя подкастам на 100%. Не будут возникать медиакомпании, создающие подкасты. За это некому платить.
  • И, наконец, аудиоподкаст — формат компромисса, который, кажется, просто перестал быть нужным. Это «недовидео» и при том более громоздкое для потребления, чем текст.

Надо признать — аудиоподкаст как для массовой аудитории потребителей, так и для потенциальных создателей контента — это как YouTube-канал, только хуже. Потому что нет изображения.

Ещё раз подчеркну, что не сомневаюсь в том, что подкасты в рунете будут жить в своей нише за счёт усилий энтузиастов. Но, как я писал выше, ниша эта крайне мала.

На днях я остановил записи своего последнего аудиоподкаста «Рунетология». И попросил редакторов перенести на YouTube-канал весь архив программы. Теперь моя основная медиаактивность будет в видеоформате. Надо признавать реалии и трансформироваться. Жду вас там. Как говорится, подписывайтесь и ставьте лайки.

#рунетология

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maxim Spiridonov", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0443\u043d\u0435\u0442\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f"], "comments": 47, "likes": 45, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 36223, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 36223, "author_id": 79772, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/36223\/get","add":"\/comments\/36223\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/36223"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

47 комментариев 47 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
19

Очень крутая передача, с нее начал интересоваться ИТ тематикой. Спасибо вам!

Ответить
7

Главное, чтобы вообще не закрыли! Вангую, что впереди нас ждет формат "вДудя" на YouTube :)

Ответить
0

Вангую, что Спиридонов просто закроет этот проект, потому что репутацию не отмоешь.

Ответить
2

При всём уважении, Спиридонов — унылый до зубовного скрежета интервьюер, который задает скучные вопросы, явно зачитывая их по бумажке, и не может поддержать беседу.

Сравните с любым радио- или телеведущим, разница колоссальная.

Поэтому конечно подкаст не стал очень популярным.

Ответить
9

Не соглашусь. Просто это не развлекательный формат. Все строго, и по делу. Готовый продукт для радио, которым в итоге стал "Рунет сегодня".

Жаль, что подкаст закрывается. Слушал его почти с самого начала.

Ответить
1

а меня всегда восхищало как он вырос с первых выпусков, это будто два разных человека

Ответить
3

Туда ему и дорога. В русскоязычном подкаст-сообществе все помнят, как Спиридонов пытался срубить легкие деньги, сделав подкасты премиум-контентом на мобильных телефонах со стоимость мегабайта подкаста в 50 рублей

Ответить
3

Я точно знаю, что все было совсем не так, как рассказывал мобильный аналитик :)

Ответить
0

Зато, я точно знаю, как поступил тогда Спиридонов. И этого более чем достаточно, чтобы даже без мнения ведущего мобильного аналитика сделать свои выводы.

Ответить
2

Плюсую. некрасиво тогда получилось, и многие юзеры на скачивании своих любимых подкастов с его подфм влезли в приличные минуса, люди за скачивание mp3-файлика платили по 5-10$, сами не зная что создатель решил их вот так вот монетизировать. Максим конечно открестился потом от этой идеи, свесив всю ответственность на команду и объяснив что проекту нужно зарабатывать, но факт имел место быть. И думаю что на том кидке тогда очень многих "энтузиастов подкастинга" отвернуло от формата надолго.
Ну и продать заведомо загибающийся проект за приличные деньги - это та еще подстава)) Максим с подфм, провернул то же что он когда то сделал с бобрдобр, продав на пике закладочный сервис хайп по которым очень быстро стух.
Впрочем это ли не чутье бизнесмена:)? Не набибать, а предвидеть и удачно втюхать свой протухший продукт наивным простакам? Все честно) Уж не знаю кто покупатель и какая сумма была выложена за подфм, но думаю ребята от сотрудничества со Спиридоновым явно не в восторге остались))

Ответить
0

А как он поступил?

Ответить
4

радио т божественный подкаст, ниче живет
имеет спонсоров и норм

Ответить
3

> «ЕвровЕдение» — неформальный путеводитель по Европе. 50 выпусков, выходил в течение года.

- Слушал это безобразие. Контент очень отвратительный, на бытовом уровне рассуждения. Скачал все или большинство подкастов про Германию. Авторы на примере одного случая делают вывод о всей нации или стране. Когда слушал, волосы дыбом становились. Находил сотни опровержений их выводов и советов. Причём сам Максим прожил на тот момент 1-2 года в Германии, как я понял , в одном городе (причём не в Мегаполисе). Как можно при этом делать выводы о всей стране или всей нации - не понятно.

Люди десятилетиями живут, пытаются понять страну и немцев, а тут за 2 года поверхностные выводы.

В общем из этих 20-30 выпусках о Германии, полезного материала, который реально соответствует действительности - процентов 15% не более. Всё остальное - рассуждения бабушек у подьезда в стиле "молодёжь пошла не та, потому что Коля из 5го подъезда курит".

- сделано профессионально, всё хорошо. Но контект - ни о чём. Пустая трата времени на прослушивание. Люди, которые только собираются переезжать в Германию, сделают совершенно неверные выводы, слушая подобные подкасты.

Ответить
3

Максим, огромное Вам спасибо за Ваш подкаст. Я помню еще когда в университете учился слушал Вас, пока в маршрутке катался по пару часов в одну сторону. Думал как же это все круто и как вы иногда очень глубоко умели задавать вопросы (я считаю именно из-за вашего предпринимательского опыта у вас это получалось). Сейчас уже сам повзрослел и машрутки из пригорода Питера сменились самолетами Лондон-Питер, появился собственный опыт предпринимателя, но каждый раз вспоминаю Вас с какой-то даже любовью. Спасибо Вам.
PS вДудь отвратен ребят, спиридонов в разы лучше подкаст вел. Взрослее чтоли.

Ответить
0

Ты сравниваешь несравнимое.
Локальное имя, местячковое (Максима) и Юрия - персону, которую знает вся страна.
Вам не нравится Юра, мне нравится. Вам нравится Титаник, мне нет. Кому от этого какая разница - это лишь наши вкусы. Не нужно убеждать в этом других.

Ответить
0

Вы правы, просто обидело сравнение тут Выше.

Ответить
2

Слушаю подкасты когда бегаю, бегая по парку ютуб как-то не очень удобно смотреть. Кстати может кто-то знает есть ли какой-то плеер для ютуб, чтобы можно было сворачивать и слушать как аудио, когда картинка не важна ? По кайфу подкасты вебсарафан, здесь и сейчас, будет сделано, подкасты Андрея Зинкевича

Ответить
1

Открываем видео в chrome, нажимаем Desktop site, выключаем экран, слушаем :)

Ответить
0

Приятно увидеть свой подкаст в списке)
Спасибо

Ответить
2

Я вырос как интернет предприниматель на Рунетологии. Для меня теперь Рунетология стала образцом подкаста, а Максим образцом ведущего. Закрытие программы в этом виде давно предчуствовалось, очень жаль, но надеюсь на видео. Все таки на мой взгляд Спиридонов отличный интервьюер, довольно глубоко и всесторонне раскрывает проект и его основателя!

Ответить
2

Спасибо, Максим! Было круто!

Ответить
2

Статья о рождении блогера

Ответить
2

Максим, спасибо за подкаст! слушал регулярно с 2012 года

Ответить

Комментарий удален

1

Качественный русскоязычный подкаст? Могу назвать только подкаст Disgusting Men - не пропустил ни одного выпуска еще со времен "Адовой кухни".

Ответить
1

Максим, спасибо за рунетологию!

Ответить
1

Максим, спасибо за твои подкасты и эфиры!

Было невероятно здорово слушать некоторые выпуски и то, как ты раскрывал гостей аудитории. Узнавал много нового и новых людей в том числе.

Ответить

Комментарий удален

0

Просто писатели поисписываются а подкастеры повыговариваются

Ответить
0

Не могу согласиться, что подкасты не набирают сотни тысяч прослушиваний. Мой хороший друг сделал музыкальный подкаст, каждый выпуск которого слушают и качают под миллион раз, и всё ещё продолжает.

Вот статья на Хабре, несколько лет назад вышла.

https://habrahabr.ru/post/194420/

Ответить
0

Очень жаль, что вы так считаете. 5-7 лет и аудиоконтент будет на высоте. Делайте скрин и вспомните мои слова)

Ответить
1

так он никогда и не был в упадке, ну правда, радио же до сих пор не отменили

Ответить
0

+1 за Вайо и Делл на КДПВ

Ответить
0

Возможно не все так плохо и просто стоит пересмотреть условия потребления контента данного формата. Цифровизация автотранспорта и внедрение Android Auto и CarPlay может дать новую жизнь подкастам, ввиду того, что это идеальный формат для водителей, у которых по сути сейчас нет альтернативы как слушать музыку, аудиокниги и не всегда оригинальных ведущих. Осталось сделать лишь удобное приложение и вот новый рынок. Для рекламодателей тоже будет вполне понятная целевая аудитория да и еще с возможностью геотаргентинга.

Ответить
0

любой нормальный человек выключит carplay и просто подключится по блютузу. В пути нужно сосредотачиваться на дороге, а не на экране, телефон в руке отвлекает меньше чем carplay, а пассажирам удобнее в своих телефонах, чем на лагающей магнитоле, да и треки отлично переключаются и без carplay. Верю в подкасты намного сильнее чем в карплей

Ответить
0

Благодарочаа Максим, дело славное. Слушал с удовольствием

Ответить
0

Подкасты слушал в основном как раз из-за «Рунетологии». Очень интересный и качественный продукт получался.
Спасибо, Максим!
И очень жаль, что проект закрыт.

Ответить
0

Благодаря статье узнал о существовании и других проектов, обязательно их послушаю. Очень жаль что закрываетесь, лично для меня Максим очень хороший интервьюер. Кстати, если формат перекачует в формат вДудя с акцентом на истории успешных бизнес проектов и историй их основателей, то по-моему получится довольно интересный продукт.

Ответить
0

Жаль.
Я слушаю подкасты активно на работе, т. к. не могу смотреть видео.
Плюс, на прослушивание подкастов медленно садиться батарея.
Мелочь, а все равно важно.

Ответить
0

"Рунет сегодня" какое-то короткое время выходил в видеоформате, потом Максим тоже написал, что видео не смотрят и перестал это делать. Хотя, а что там было смотреть? Как люди сидят за столом? Когда слушаешь, можно хотя бы что-то еще делать, типа, вести автомобиль.

В целом такое впечатление, что причины созрели какие-то серьезные и объективные (разговоры с деятелями интернета при диктаторском режиме неинтересны? так, просто первая мысль), но Максим подобрал какие-то другие причины, с которыми ему спокойнее.

Ответить

Комментарий удален

0

Максим, безумно рад что однажды набрёл на твою программу. Это лучшее из того что было. Лучшее без сомнения.

Ответить
0

А еще Спиридонов продолжает врать и не краснеть. У самого популярного русскоязычного подкаста Радио-Т, согласно их странице для рекламодателей, 65-70 скачиваний каждого выпуска. При этом нет никаких оснований не доверять этим числам.

Ответить
0

Извиняюсь, но 65-75 тысяч! раз и это для глубоко технического подкаста безумно большие цифры

Ответить
–1

скажите вы узнаете что то новое из этих подкастов Радио-Т? Обычно они обсуждают новости, которые давно все уже прочитали и забыли.

Ответить
–1

Не нравится - не слушайте.

Ответить
–2

жаль, но мы продолжим дело Рунетологии в нашем подкасте itbb.ru/podcast

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления