Как новые технологии меняют театр

В любой театральной постановке ключевым героем является актер, а самым важным результатом - наши смыслы и впечатления от увиденного. Для усиления эффекта от постановки режиссеры используют декорации и атрибуты. Раньше это были деревянные конструкции, тяжелый бархатный занавес и маски, а сегодня – технологии, позволяющие показать вещи, которых даже нет в физическом мире. Самые передовые примеры того, как новейшие разработки слились с театром и какие новые формы из этого получились - в этой статье.

В закладки

Декорации, которые нельзя потрогать

Из-за экономических и эстетических соображений около 17% современных театров полностью отказались от материальных декораций и 67% не используют их частично. Затраты на спектакль очень разные: от 300 000 до 20 млн рублей, около 25% из них уходят на изготовление, хранение, транспортировку, ремонт и чистку декораций. В свою очередь оборудование для воспроизведения виртуальных декораций очень компактно и мобильно и может представлять собой всего лишь камеру, но заменить целый фургон антуража. Например, с помощью технологии видеомэппинга создается трехмерная графика высокого разрешения, проецируемая на пустую сцену. Виртуальные декорации сменяются одним нажатием кнопки.

Например, яркое взаимодействие театра и цифровых технологий представляет новая версия оперы «Аида» в Мариинском театре. Спектакль был дополнен фрагментами акробатических номеров знаменитого Cirque du Soleil, а также мультимедийными анимационными декорациями и световыми технологиями. Интересно, что видеомэппинг использовался и в костюмах исполнителей, помогая изменять атмосферу визуального восприятия хода действия.

Мультимедийные устройства и аксессуары

Использование различных периферийных устройств помогает создать дополнительный уровень транслирования информации. Вебкамера, как инструмент интерактивного представления действительности, позволяет включить в спектакль эффект обратной связи с помощью проекции фрагментов движения актеров по сцене и элементов актерской игры. Примером может служить интерактивный перформанс «Music Plays Images Images Play Music», созданный японскими художниками Иваи и Сакомото. На сцене были размещены два больших рояля и экран 8х10м, на который транслировалось изображение с веб-камер. С помощью одной из камер передавали общий план играющих на роялях Сакомото и Иваи, а другими камерами снимали крупным планом клавиши роялей.

Использование телесуфлеров, звуковых технологий подходит для стареющих актеров, у которых могут быть ослаблены навыки памяти. Например, Аль Пачино, играя в «Китайской кукле» на Бродвее, повторял диалоги за оператором через Bluetooth-наушник. Мобильные приложения также отлично работают в случае с театром. Например, позволяют расширять аудиторию спектаклей и делать их доступными для слепых и слабовидящих людей. Мобильное приложение Сбербанка «Искусство. Вслух» для «Золотой Маски» содержит тифлокомментарии — специально подготовленное аудио-описание сцен, действий и объектов, которое помогает людям с нарушением зрения целостно воспринимать театральные постановки.

Смотрим на спектакль через шлем

Благодаря внедрению VR в театре появляются возможности для демонстрации сконструированного мира. Технически данная технология продолжает свое развитие, и на данном этапе для людей со слабым вестибулярным аппаратом - это серьезное испытание. Но тем не менее уже сейчас стало возможным надеть наушники, специальные очки или шлем и оказаться в альтернативной вселенной. Прямого контакта в подобных спектаклях с актерами нет, поэтому происходящее может восприниматься как фильм. Особенное впечатление производит эффекта присутствия, когда зритель оказывается внутри действия. Но в отличие от кино, где нашим взглядом манипулирует режиссер, в театре зритель сам решает, на что обратить внимание: на актеров, на декорации или на соседа. А в более сложных постановках зрителей не ограничивают статичным нахождением в кресле и позволяют перемещаться по виртуальному миру. Так, в Петербурге демонстрировалось мультимедийное театральное шоу «Медный всадник». 3D-эффект создавался в пространстве площадью около 1000 кв. м Этнографического музея. Успех задумки решили продолжать. В постановке Трейси Леттса «Август. Графство Осейдж» в Московском театре им. Маяковского была создана трехмерная инсталляция с большим числом трансформируемых модульных элементов. С помощью компьютерной системы управления осуществлялось движение модулей на протяжении всего спектакля, а в реальный мир были встроены цифровые предметы, которые зритель мог увидеть через специальные 3D очки.

Технология Motion Capture

Благодаря motion capture рядом с живыми актерами на сцене играют виртуальные герои, аватары – трехмерные модели персонажей, полученные путем оцифровки актеров. С помощью особых костюмов, на которые прикреплено множество датчиков осуществляется захват движений и мимики актеров для последующего переноса на компьютерную модель персонажа. В 2011 г. на театральном фестивале High Fest демонстрировался 10-минутный танцевальный спектакль британского танцмейстера Билли Кауина «Танго одиночества» в формате 3D. В зрительный зал был спроецирован сольный танец в исполнении Эми Холлингсуорт. Russian Visual Artists — одна из ведущих российских компаний в сфере использования технологий в театральных постановках подготовили видео-контент для новогоднего спектакля “Снежинка”, проходившего во время новогодних праздников в Храме Христа Спасителя. Были использованы съемки на хромакее и трекинг лица актеров для переноса цифровых персонажей на огромный LED-экран, выступающий основной декорацией.

Электронные проекции

С помощью электронных проекций на экран можно добиться образования «второй сцены». Проекции создаются из реальных фотографий, фрагментов видео, виртуальных и графических изображений. В некоторых постановках используется онлайн рисование, которое дает возможность дополнить смысл повествования с помощью визуальных образов или текстов. Такой экран может стать, например, репрезентацией внутреннего мира героя, его мыслей, фантазий, снов. В Московском Малом театре для спектакля «Дон Жуан» на сцене был установлен большой интерактивный экран. Конкретные и абстрактные изображения постоянно сменяли друг друга, отображались черно-белые рисунки Мефистофеля, тени. Другим примером является постановка Кирилла Серебренникова по пьесе Михаила Булгакова "Зойкина квартира". Представление в МХТ начинается с эффектной черно-белой видеоинсталляции с "летающими" геометрическими фигурами, буквально нападающими на героев. Грандиозная ручная работа была представлена Электротеатром «Станиславский» в спектакле “Проза”: весь текст рассказа изложен нарисованными титрами и сопровожден несусветным количеством движущихся картинок, в которых предстает убогий мир квартир, загсов, жэков, тюрем, столовок и траурных залов.

Возможности кино

TheatreHD – это трансляции в кинотеатры самых известных спектаклей из лучших театров мира: Королевский Национальный театр, Шекспировский театр «Глобус», Королевская Шекспировская компания, Метрополитен Опера, Большой театр, а также спектаклей-номинантов крупнейших фестивалей. Проект TheatreHD включает в себя уникальные фильмы-выставки Фила Грабски, которые позволяют переместиться в самые знаменитые мира и в деталях рассмотреть великолепные полотна Моне, Вермеера, Ван Гога, Рембрандта и других величайших художников, послушать лучших экскурсоводов мира, понаблюдать за тем, как выставка собирается и живет.

В России 4 год подряд реализуется проект «Золотая маску в кино», чтобы дать возможность зрителям, в том числе, в регионах увидеть на экранах кинотеатров шедевры мирового театра и изобразительного искусства. Фестиваль вместе со своим партнером “Сбербанком” проводит показы в более чем в 60 городах России, а также в Украине и Казахстане. Прямые трансляции спектаклей номинантов в кино и онлайн — проект очень затратный, приходится вести съемку постановки примерно с 12 камер из нескольких позиций, чтобы передать картинку с нескольких ракурсов и приближений. Еще одна сложность - работа со звуком. Звук должен максимально точно синхронизироваться с речью актеров.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ксения Шайкомалова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 36857, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15395' + '50799') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 36857, "author_id": 166115, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/36857\/get","add":"\/comments\/36857\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/36857"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления