Разработка ПО по договору Time&Material: риски и преимущества

Руководитель студии по разработке мобильных приложений Winfox Мухамедьянов Рустам, о том как работать по договору Time&Material

Работа по договору Time&Material: риски и преимущества
Работа по договору Time&Material: риски и преимущества

Правильное построение взаимоотношений между заказчиком и исполнителем это половина успеха разработки. Подходящий для проекта тип контракта помогает минимизировать риски и увеличить шансы на положительный результат для обеих сторон: клиента и компании-разработчика. Давайте рассмотрим одну из моделей ценообразования в аутсорсинге – работу по договору Time&Material.

При упоминании Time and Material часто возникает вопрос: «Почему бы подрядчику не потянуть резину чтобы получить побольше денег?». На деле это вопрос доверия. Этот способ ценообразования позволяет исполнителю гибко настроить процесс разработки, не огораживаясь доп. костами от рисков и не возводя преград в виде строгих ТЗ перед заказчиком. Хороший исполнитель заинтересован в правильном результате и старается сохранять процессы прозрачными.

Это хороший подход когда качество продукта для клиента на первом месте и не вызывает беспокойства мысль, что может быть потрачено больше ресурсов, чем планировалось. Однако для минимизации рисков, при составлении договора по модели Time and Material, надо детализировать план разработки ПО и обсудить сроки выполнения этапов и всего цикла разработки.

Что такое договор Time&Material?

T&M это модель работы, при которой оплачивается не результат, а время исполнителя. Например, вы платите не за разработку и внедрение программы управления предприятием, а за человеко-часы, потраченные сотрудниками исполнителя на разработку. Но что означает Time&Material на самом деле? Западный опыт работы по Time & Material подразумевает, что заказчик оплачивает услуги исполнителя, на основе человеко-часов, дополнительно возмещая затраты на используемые материалы.

В российской практике существуют договор подряда и договор возмездного оказания услуг. По договору подряда работа, которую выполняет подрядчик, должна быть воплощена в материальный результат, в то время как по договору возмездного оказания услуг предметом является именно процесс, который и оплачивается заказчиком.

Договор Time and Material имеет ряд особенностей:

  • Оплата происходит не за конечный результат, а за рабочий процесс. Работа ведется короткими этапами;
  • Положительное отношение к изменениям со стороны исполнителя. Этот подход хорошо дисциплинирует заказчика и стимулирует более обдуманно планировать и проектировать проект;

  • Максимальная гибкость. Клиент может позволить себе делать что угодно в каких угодно объемах. Вносить изменения можно с большей скоростью;

Первое опасение возникающее у потенциального клиента – компания разработчик может раздуть время и бюджет проекта до бесконечности. Для того чтобы снять это опасение давайте рассмотрим как работают компании по модели T&M.

Как работают по договору Time&Material?

T&M хорошо применять там где невозможно определить полный объем работы или сроки их реализации. Для каких типов проектов рекомендуется модель T&M?

1. Проект находится на стадии тестирования, технического обслуживания или доработок. Для выполнения отдельных блоков работ T&M – очень удобный вариант. Каждую стадию можно описать в подробных ТЗ, особенно когда готова вся документация по проекту.

2. Проекты, срок разработки которых занимают до 6 месяцев, на команду от 5 человек и требуют наличия технической документации. Модель «Оплата по факту» позволяет исполнителю подстраиваться под желания клиента и требования рынка, поэтому четкие спецификации, хоть и нужные, могут отсутствовать на первых порах. Тогда документация будет писаться в ходе работы или станет первой задачей в рамках проекта.

3. Крупные проекты, которые требуют команды от 25 человек, со сроками разработки от года. В связи с большими объемами и долгим временем разработки, предварительные спецификации будут фрагментированы и могут занимать тысячи страниц, которые будут корректироваться по ходу разработки.

Концепция договора Time&Material предполагает, что вы платите, после выполнения работ по заранее определенному плану. Этапы разработки определяются в начале сотрудничества. Вот как это работает в Winfox:

Пример рабочего процесса по T&M:

  • Проект делиться на отдельные этапы. Каждый этап оценивается по стоимости и срокам. Вы можете внести любые изменения или дополнения в процессе разработки, не требуется согласования и подписание дополнительных документов;
  • Мы оцениваем проект в часах необходимых для выполнения этапа. При этом мы не закладываем риски, чтобы перестраховаться как в случае с моделью Fixed price;
  • По окончании разработки, руководитель проекта согласовывает итоговую смету с заказчиком, после чего происходит оплата. В большинстве случаев работа по Time & Material стоит для заказчика дешевле, так как студия не обременена рисками которые накладывают на проект условия Fix price;
  • Разрабатывая продукты на основе T&M, мы можем гибко построить процесс разработки и стараемся сохранять максимальную прозрачность. Выдавая результат, который вы ожидаете в максимально сжатое время. Так мы пытаемся наладить долговременное сотрудничество в будущем.

Результатом работы в конкретном периоде может служить как рабочий прототип, релизная версия, так и полноценный билд ПО. Разделение на этапы в модели T&M имеет общие черты с итерациями в Scrum, поэтому оплата по факту нередко сочетается с гибкими методологиями разработки.

При таком подходе подрядчик не сможет раздуть проект, ведь заказчик оплачивает трудозатраты на основе почасовых ставок всех членов команды. Оплата обычно производится поэтапно, в зависимости от оговоренных с подрядчиком условий, например, за установленный период спринта, ежемесячно и т. д.

Подобная модель на практике невозможна без хорошей системы планирования задач и мониторинга их выполнения. Для этого можно использовать такие системы, как JIRA, Redmine или Basecamp.

Плюсы и минусы работы по Time & Material со стороны заказчика

Преимущества:

  • Делегирование - заказчик ведет коммуникацию с менеджером проекта и обсуждает с ним основные требования. А менеджер уже планирует всю разработку, распределяя задачи внутри команды;
  • Гибкая разработка. Объемы и порядок работ изменяются при необходимости, достаточно внести новые требования в бэклог проекта;
  • Экономия бюджета. На средних и крупных проектах, модель T&M помогает заказчику сэкономить от 10 до 30 процентов бюджета, так как проект делится на короткие и прозрачные этапы;

  • Сбалансированная команда. Заказчик имеет право определить количественный состав и квалификацию членов команды совместно с менеджером проекта со стороны подрядчика.

  • Прозрачная разработка и результат. Клиент максимально вовлечен в проект, имея доступ к системам управления задачами и учета трудозатрат. Разбивая проект на этапы и имея договоренности о промежуточных результатах клиент получает работающие промежуточные версии с законченным функционалом. Это исключает неприятные сюрпризы в случае многомесячной разработки без обратной связи с заказчиком или дискоммуникации.

Минусы

  • Глубокая вовлеченность . Проект в T&M требует как больше внимания от заказчика, так и достаточную компетенцию для управления проектом. Это может быть минусом с точки зрения временных затрат на проект, но окажется весомым преимуществом с точки зрения качества конечного продукта;
  • Неопределенный бюджет. В случае отсутствия четкого понимания об объемах и сроках разработки проекта, заказчик несет финансовые риски. Желая сэкономить на количестве специалистов, клиент также рискует получить дополнительные расходы на разработку проекта;
  • Недобросовестные подрядчики. Всегда есть риск столкнуться с недобросовестной компанией, которая будет завышать реальные трудозатраты с целью получения прибыли. Поэтому нужно очень тщательно подходить к выбору исполнителя и планированию разработки проекта.

Плюсы и минусы со стороны исполнителя

Преимущества

  • Погружение в проект. T&M мотивирует исполнителя раз за разом оправдывать ожидания заказчика, следуя намеченному плану работ, вовремя проходя установленные контрольные точки;
  • Оплата по факту. Исполнитель получает оплату за отработанные реальные трудозатраты команды на проекте;
  • Низкие риски. Исполнителю нет нужды закладывать дополнительные риски проекта в стоимость разработки. Короткие этапы проще оценивать, это бережет репутацию разработчиков и нервы всех участников проекта;
  • Распределение ресурсов. Подрядчик заинтересован в полной загрузке команды разработки без простоев. Это мотивирует менеджеров тщательнее планировать и распределять нагрузку, устраняя узкие звенья проектов.

Минусы

  • Заказчик с характером. Стремление клиента сэкономить каждую копейку рождает взаимное недоверие и споры. Такое взаимодействие деструктивно и вряд ли запустит проект на нужную орбиту;
  • Отсутствие гарантий. Смена приоритетов или иссякший бюджет проекта может оставить компанию исполнителя без работы. Обычно к этому моменту нагрузка команды распланирована далеко вперед, на привлечение дополнительных ресурсов потрачены время и деньги исполнителя;
  • Постоянно меняющиеся требования. Метания проекта из стороны в сторону демотивирует команду разработчиков. Постоянно ускользающий результат работ и смена целей приводит к выгоранию. Люди должны видеть ясную цель и чувствовать движение к результату. Сотрудничая по модели Time and Material, компания заинтересована в том, чтобы предоставить вам качественный результат за оптимальное время — это, в свою очередь, гарантирует дальнейшее успешное сотрудничество.

Мы рекомендуем заказчикам, которым хотят реализовать крупный долгосрочный проект, не рисковать и выбирать гибкую модель разработки и оплаты — Agile и Time&Material. Обычно на старте разработки крупных проектов заказчики редко имеют точное представление о всём необходимом функционале. Однако по мере развития проекта, мы вместе с вами глубже вникаем в задачи — так появляются новые идеи и улучшения. Time and Materials в таком случае очень удобен — вы можете вносить корректировки непосредственно в ходе работ.

Постоянная коммуникация и обсуждение всех деталей помогут вам создать проект, который будет эффективно решать задачи вашей компании и иметь перспективу для дальнейшего развития.

22
Начать дискуссию