Как вывести интернет-бизнес на IPO в 28 лет. Интервью с Erik Bergman (Швеция)

Как вывести интернет-бизнес на IPO в 28 лет. Интервью с Erik Bergman (Швеция)

Со-основатель маркетинг-агентства Catena Media Erik Bergman дал эксклюзивное интервью для vc.ru о бизнесе и покере, предпринимательстве, выходе на IPO, благотворительности и деньгах.

Я немного ознакомился с твоей биографией – ты был успешным игроком в покер, стал предпринимателем, вышел на IPO, а теперь занимаешься благотворительностью. Сколько тебе лет?

Мне тридцать лет.

Потрясающее приключение. И ты ведь только начинаешь. Я так понимаю, ты из обычной семьи, и тем не менее ты решил стать предпринимателем, а это связано с рисками, нестабильностью, бессонными ночами... Почему ты выбрал этот путь? Как так получилось?

Не уверен, что сказал бы, что осознанно выбирал этот путь, скорее, одна из моих жизненных философий заключается в том, чтобы попробовать почти всё, говорить “да” практически всему, но уметь быстро сказать “нет”, если мне что-то не нравится.

Собственно, так все и началось. Я начал успешно играть в покер, было весело, появилось много возможностей, и я попробовал всего понемногу, тем временем продолжая играть. Я начал воплощать различные ужасные бизнес-идеи, пошел в университет, пробыл там три недели, а потом понял, что это вообще не для меня и свалил оттуда. Так что конкретного плана у меня и не было, я просто делал то, что доставляло мне удовольствие. Примерно так вся история и развивалась.

То есть ты добровольно отчислился из университета?

Ну, я едва начал, я туда ходил недели три, а потом просто перестал.

В некоторых странах, например в США, общество склонно петь дифирамбы предпринимателям. Но я не особо много знаю о Швеции – как там обстоят дела? Много ли препятствий на пути человека, который открывает свою компанию и управляет бизнесом?

Сейчас желание стать предпринимателем в тренде, это очень модно. Периодически выходят исследования, в которых студентам лучших ВУЗов задают разные вопросы, вроде «чем вы мечтаете заняться после выпуска», так вот точных цифр я не скажу, но суть в том, что 10 лет назад, например, все хотели стать брокерами или работать в больших компаниях, затем все повально захотели быть генеральными директорами, CEO.

Сейчас идет смещение в сторону предпринимательства. У Швеции есть много громких историй вроде Spotify, King (разработчик мобильных игр), Skype, и так далее. Именно эти компании стоят за современной тенденцией. Если вернуться на десятилетия в прошлое, в то время, когда Бьорн Борг, шведский теннисист, получал трофей за трофеем, вы увидите, что все дети в Швеции начали играть в теннис.

После этого мы имели большие успехи в этом спорте в течение многих лет. Похожая вещь сейчас происходит и с предпринимательством – люди следуют за большими технологическими успехами. Поэтому я бы сказал, что, хотя с точки зрения бюрократии предпринимательство в Швеции штука непростая, но уже далеко не такая экстремальная, как во времена, когда я начинал.

В каком возрасте ты создал свой первый онлайн-бизнес?

Кажется, мне только-только исполнилось двадцать, и бизнес был ни о чем. Идея была в том, чтобы помогать малым предприятиям в моем родном городе в Швеции делать очень простые сайты для парикмахерских, типографий, обувных и все в таком духе. Сайты «под ключ» за $500 короче говоря.

Это была эпоха до Catena Media?

Да. На дворе был примерно 2007 год. Фактически тогда мы уже начали делать то, что затем выросло в Catena Media – игрались с созданием сайтов под свои нужды, нежели клиентские.

Вы начали делать сайты, но вас не устроили результаты? Почему ты решил пойти в аффилиатный бизнес?

Здесь та же логика, что и прежде – появилась возможность и мы за нее зацепились. Кто-то сказал, что это перспективная ниша, и мы это попробовали параллельно с другими проектами. Мы ни от чего не отказывались, просто попробовали, чтобы посмотреть, будут ли сайты с партнерками работать.

В общем, мы быстро запустили несколько сайтов, но за три месяца не заработали вообще ничего, ну и забросили их. Девять месяцев не смотрели статистику, а потом открываем учетки – а там тысяча евро набежало за год. Нам этого было достаточно, чтобы понять в какое русло направить свои силы.

Когда ты начал заниматься этим партнерским/маркетинговым бизнесом, это была полная занятость, или это был побочный проект, с которым вы просто играли?

Это был побочный проект в течение первых двух лет, все свое время я стал ему посвящать с конца 2010 года.

У тебя была полноценная работа в то время? Чем ты занимался?

Играл в покер.

У тебя был со-основатель, так? Эмил. (Emil Thidell)

Да. Он тогда работал на складе, его смены начинались в 6 утра, каждый день.

Как распределялись ваши задачи, кто отвечал за что?

Он типичный компьютерный гик, попадающий под все возможные стереотипы – написал калькулятор, когда ему было 8 лет. Он отвечал за все техническое, а я отвечал за все, что связано с бизнесом, деньгами и отношениями. Таким образом, с первого дня у нас были очень четкие, очень ясные роли. Наш первый офис находился в подвале дома его родителей.

Вы работали с Эмилем довольно долго, вы все еще хорошие друзья?

Да, к слову, мы родились в один день, в одном роддоме. Я как раз говорил с ним вчера, так что да, мы поддерживаем связь.

Интересно, ведь известно, что строить бизнес с друзьями – идея так себе. Можно мало того, что остаться без друзей, так еще и потерять бизнес. Как вам удалось сохранить дружбу и построить сильный бизнес?

Я бы сказал так – никогда не нанимайте своих друзей, потому что вы больше не будете равны. Это, в принципе, худшее, что можно сделать: если вы наняли кого-то – вы отвечаете за их финансы. Дружбы из этого не выйдет. Более того, если есть возможность – не стройте компании и бизнес с друзьями, потому что вы сильно рискуете дружбой. Хотя с другой стороны вы получаете преимущество в виде доверия, которое в деловых отношениях построить довольно тяжело.

Когда я нанимал друзей, это всегда заканчивалось плачевно. Однако с Эмилем все получилось хорошо и оно того стоило. Конечно, трудности были. Как и у всех. Много трудностей. Но главная причина, по которой мы работали слаженно, как мне кажется, в том, что у нас были четкие роли. Если вопрос был технический – решал Эмил. Если деловой – решал я. Он никогда не сомневался во мне, а я в нем, поэтому все шло довольно гладко.

В одном из своих интервью ты упоминал, что в течение первых четырех лет вы с Эмилем вели весь бизнес вдвоем. Интересно, как это происходило? Сколько проектов вы вели одновременно?

Много. Эмил очень хорош в создании масштабируемых систем. Конечно же, мы периодически привлекали фрилансеров, затем появился один сотрудник и втроем мы вели порядка тысячи сайтов.

Объясни, как управлять тысячью сайтами втроем?

Масштабируемые решения! У нас почти все было построено на WordPress Multiuser. Было несколько разных тем для WordPress, которые мы использовали для всех сайтов, и мы построили одну панель управления, чтобы контролировать контент из одной точки.

Мы написали скрипт, который создавал сайты почти автоматически, сразу устанавливал WordPress и тот начинал работать. Так что да, у нас была тысяча сайтов, но с очень небольшим количеством точек соприкосновения. Затем в дело вступали копирайтеры, которые получали доступ в панель управления, писали контент и тот уже публиковался на необходимом ресурсе.

Как выглядел твой день в то время? Сколько часов ты спал?

Я на самом деле всегда много спал, потому что моя невеста любит поспать, и я думаю, что это спасло меня от выгорания. Но, так или иначе, каждый бодрствующий час был работой. Я люблю бизнес, и он никогда не ощущался как работа. Мы торчали в офисе практически все время, после чего я каждую минуту думал о бизнесе, мечтал о нем. Как-то так.

Я бы сказал, что работал около 80 часов в неделю, но в офисе при этом находился только 40 часов. Я сидел дома и писал какой-то план или что-то придумывал, разговаривал с коллегой о чем-либо, и все мое окружение делало то же самое. Кто-то скажет, что я спал и работал, но, если можно так выразиться, я на самом деле спал и просто жил.

Помнишь ли суммарный доход компании за первый год её существования?

Первый доход, который мы получили за год, составлял одну тысячу евро.

Тогда в 2010 году вы переехали на Мальту, верно?

Да, в октябре 2010.

Почему Мальта? И прежде чем переехать на Мальту, какие другие страны вы рассматривали?

Опять же, я особо ничего не рассматривал, появилась возможность, я сказал “да”, и мы поехали. Это было больше как: “Почему бы не Мальта?”, нежели “Почему Мальта?”. Мы тогда уже некоторое время работали в сфере онлайн-казино и ошибочно полагали, что в Швеции это незаконно – сфера азартных игр там жестко зарегулирована.

Поэтому вместо консультаций с юристами мы решили перевезти бизнес в другое место. Мальта была единственным местом, где я кого-то знал. Мы просто туда поехали и даже не рассматривали какие-либо другие страны. Так и остались, хотя позже узнали, что Швецию можно было не покидать – никаких законов мы не нарушали. Мне было 22 года, и я ничего не знал о юридической стороне вопроса. Но да, здесь нам нравится.

Офис Catena Media на Мальте
Офис Catena Media на Мальте

В 2012 году вы получили инвестиции?

Не совсем. Инвестиций мы никогда не получали, а в 2012 году мы продали 50% компании.

А до этого получали предложения о покупке компании целиком?

В те времена никто никого не покупал. Так что нет, подобных предложений не было. Мы купили пару небольших проектов, заплатили тридцать тысяч евро за один и шестнадцать тысяч за второй или что-то в таком духе. А в 2012 году нашу компанию оценили в примерно 700 тысяч евро. После чего мы продали половину примерно за триста пятьдесят тысяч евро.

Можешь ли ты сказать, почему вы приняли решение продать половину компании? Насколько я понимаю, ваши темпы роста и доходы были отличными, вы зарабатывали деньги, и для некоторых людей продажа компании, когда дела идут хорошо, может показаться противоречивой.

Дела шли более чем хорошо. Я бы сказал, что те годы были одними из лучших в моей жизни. Причина, по которой мы хотели продать компанию заключалась в том, что мы хотели построить что-то гораздо большее, но мы понятия не имели, как это сделать.

Мы хотели нанять других людей, мы хотели создать настоящий бизнес, а не просто иметь сетку сайтов, хотели большего. Во всяком случае, я хотел большего – буду говорить за себя. И эти ребята были не просто покупателями. Это были гуру индустрии.

Один из парней по имени Андре основал две из нескольких самых крупных скандинавских компаний азартных игр, а другой парень, Хендрик, был генеральным директором SunBet – крупнейшего игрового оператора в Скандинавии. Был юрист по имени Майкл, который знал абсолютно все, что касалось права. А мы понятия не имели обо всех этих вещах.

Тут крылось нечто большее – конечно, они купили половину компании, но также можно сказать, что мы купили их, и заплатили половиной нашей компании. Я не хотел продавать компанию, да и не нужно было, однако нам нужен был их опыт. Поэтому можно смотреть на это с двух сторон – я взял их к себе на работу за пятьдесят процентов нашего бизнеса.

Интересный подход. Сколько времени потребовалось, чтобы закрыть сделку?

На самом деле прошло довольно много времени с первой нашей встречи до самого подписания сделки. Около восьми месяцев.

Получается, вы стали одними из первых, кто начал гонку «слияний и поглощений» в сфере аффилиатов?

Перед нами было немало тех, кто делал что-то подобное, но мы были первыми, кто действительно увеличил масштабы и намного, как-то так.

Catena Media
Catena Media

Вы начали расти еще быстрее, количество сотрудников резко увеличилось за короткий промежуток времени. Как вам удалось контролировать качество и дисциплину внутри вашей организации, учитывая огромное количество новых людей?

Мы перешли от двух сотрудников к десяти или двенадцати за пару месяцев. Я понятия не имел, как и что делать, я никогда не нанимал так много людей раньше. Я думаю, что держало нас вместе, так это стремление сделать работу максимально увлекательной, быть ближе друг к другу, и убедиться, что все думают, что для всего этого есть глобальная цель.

Мы постоянно были в офисе. Я делал все возможное, чтобы быть примером для всех, и думаю у меня получалось. Поэтому не сказал бы, что была какая-то волшебная формула – немного удачи, много дисциплины и преданности, кроме того, мы действительно любили то, что делали. Если вам нравится то, чем вы занимаетесь, люди видят это, и вы становитесь настоящим магнитом; все это чувствуют и хотят стать частью того, что вы делаете.

Ты упоминал, что в 2013 году вы почти обанкротились. Что произошло?

Да, почти. По сути, я некорректно спрогнозировал наши доходы. Точнее, цифра оказалась верной, но со сроками я промахнулся на пять месяцев – вместо весны мы получили необходимую прибыль осенью.

Мы взяли на себя слишком большие расходы без параллельного увеличения выручки. Помимо этого, мы были втянуты в юридический спор, который обошелся нам в круглую сумму, и этого тоже в планах не было. В общем – несколько незапланированных затрат в сочетании с низкими доходами и высокими затратами.

Что вас в итоге спасло от гибели?

В один момент все резко изменилось – за один месяц мы перешли от больших потерь к большой прибыли. В самую последнюю минуту проекты стали приносить ощутимый доход, и мы были спасены. Не думаю, что мы бы могли платить зарплату сотрудникам более месяца, если бы чуда не произошло.

Что ты понял в тот момент?

Что Вселенная обязательно о тебе позаботится. (смеется)

Как насчет чего-то более практичного?

Думаю, если бы я оказался в аналогичной ситуации, я бы сделал все то же самое, в такой же азартной манере. Я знал, что даже если компания накроется медным тазом, денег на жизнь нам хватит. Я бы никогда не стал рисковать последними деньгами подобным образом.

Перед тем как принимать сколько-нибудь рискованное решение, удостоверьтесь, что у вас под боком есть финансовая подушка, ведь независимо от того, насколько хороши ваши расчеты, вы почти наверняка ошибетесь. Верьте в себя, но будьте реалистами. В тот раз все получилось, и было много других ситуаций, в которых мы делали слишком высокие ставки, но мы никогда не выкладывали на стол все и сразу.

В тебе это со времен игры в покер?

Думаю, да. Покер научил меня справляться с очень плохими днями. Там самое главное – обуздать свой темперамент и не начинать принимать заведомо проигрышные решения, а также не ставить под сомнение себя самого только потому, что результаты или прибыль не получились такими, как вы ожидали. Аналогично и в бизнесе.

Раз за разом вы будете принимать идеальное, на ваш взгляд, решение, но те факторы, которые вне вашего контроля, не дадут этому решению хода. В такие моменты очень легко обвинить себя в принятии неверного решения, но нельзя быть слишком строгим к себе, потому что решение могло быть правильным, но произошло что-то еще.

Клиент, с которым вы готовили сделку, например, дает заднюю, или что-то еще – вы можете подумать, что это ваша вина, но, возможно, он просто переживает развод. Ты попросту не в состоянии контролировать многие вещи. Таким образом, бизнес и покер очень похожи в этом плане – вы постоянно принимаете решения, но наверняка результат никогда не известен.

Два года назад в одном из видео ты упомянул, что на партнерском рынке останется всего несколько крупных игроков, и они съедят почти всю прибыль, оставив небольшим компаниям лишь крошки. Уже сбылось?

Нет, нет, нет. Мы даже не близко, но это предсказуемый и логичный исход. Я бы сказал, что это закон. Можно просто посмотреть на другие индустрии – вы увидите это в любой отрасли. Возьмите фастфуд-индустрию: McDonald's, Pizza Hut, KFC, Subway. Возьмите содовую промышленность: Pepsi, Coca-Cola, Redbull.

Возьмите спортивную одежду. Nike, Adidas, Puma, Reebok. Все они контролируют огромную долю рынка и аналогичная ситуация на рынке партнерок это лишь вопрос времени. Это произойдет просто потому, что это так работает. Компании начинают объединяться, они сливаются, они становятся все больше, больше и больше и этого не миновать.

Говоря об онлайн-бизнесе, индустрия партнерского-маркетинга, пожалуй, одна из самых высококонкурентных на сегодняшний день. Можешь ли ты дать совет новичкам – стоит ли вообще думать и пытаться начать аффилиат-бизнес сегодня?

Однозначно, да. Я согласен, что это один из наиболее конкурентных видов онлайн-бизнеса, однако я добавлю, что это самый простой бизнес, который вы можете создать практически без вложений. В самом начале вам даже не понадобятся какие-то специфические знания, все что вам нужно это время и преданность делу.

Можно начать с любой мелочи, создать сайт о марках или автомобилях – вообще о чем угодно, что вас интересует, главное выбрать нишу и товар. Вы можете создать небольшой сайт о шляпах, если, конечно, вы ими увлекаетесь, и он будет приносить вам какой-то доход. А теперь сравните это с открытием настоящего магазина одежды.

Многие люди моего возраста хотят открыть магазин модной одежды. Для этого вам понадобится помещение, знания бухгалтерии, тысяч 50 евро вложений, и после всех стараний вы, скорее всего, прогорите, потому что магазин открыть чертовски трудно. Поэтому, на контрасте, партнерский бизнес – это не так сложно. Это не «раз плюнуть», конечно, но на сегодняшний день это, безусловно, одна из лучших возможностей создать что-то свое.

Как вывести интернет-бизнес на IPO в 28 лет. Интервью с Erik Bergman (Швеция)

Давай поговорим об IPO. Выход на биржу – это то, о чем смеют мечтать лишь немногие успешные предприниматели. Как вы пришли к пониманию, что просто большой компании вам недостаточно, что вам нужно выйти на биржу?

Здесь сыграло несколько факторов. Во-первых, нам было нужно больше денег, чтобы развивать бизнес. Мы хотели продать части компании, но не всю её с потрохами. В те времена мы просто не могли получить по-настоящему выгодных предложений, потому как индустрия аффилиата сама по себе относительно новая, и нам на пальцах приходилось объяснять недоверчивым банкирам как работает сайт с партнерками.

За какое-то время до этого один из наших конкурентов вышел на IPO и мы понимали, что и у нас тоже есть такая возможность. Что-то вроде: “Они смогли, а чем мы хуже?” Очередная возможность, которой мы сказали «да» и все получилось.

Сколько времени вам потребовалось, чтобы подготовить компанию к проведению IPO? Как это вообще выглядит?

Времени заняло около года. Мы начали подготовку в январе 2015, а в феврале 2016 года мы вышли на биржу. Получается, чуть больше года, и, в основном, дело касалось бухгалтерского учета. Необходимо убедиться, что все записи ведутся надлежащим образом, у вас должны работать опытные бухгалтеры, а также приглашенные аудиторы, которые все тщательно проверяют.

Вам понадобится нанять несколько человек, которые работали в публичных компаниях и которые понимают, как все должно быть устроено. Например, не получится провести IPO без человека, который занимается «связями с инвесторами» (Investor relations). Для разных листингов также различные правила – чем серьезнее и крупнее биржа, тем больше ограничений. Очень много юридических требований.

Мы должны были поменять содержание всех трудовых договоров, потому что они не соответствовали различным условиям, как например, не разделяли уровни доступа сотрудников – лишь некоторые лица могут иметь ключи доступа к офисам бухгалтерии, к примеру.

Большая ли разница в управлении частной и публичной компанией?

Разница огромная. Руководить частной гораздо веселее.

Я знаю ответ на этот вопрос, но я все же хочу, чтобы ты сказал это вслух для читателей. Сколько тебе было лет и сколько ты заработал в день выхода на IPO?

Это был мой 28-й день рождения, и я заработал около 15 миллионов евро.

Ты пару раз говорил, что заработав эти деньги почувствовал себя счастливым лишь на короткий промежуток времени. Большинство людей наверняка скажут, что ты не в себе, ведь люди склонны соотносить личное счастье с доходами, но ты готов с этим поспорить. Расскажи об этом?

Я быстро пробегусь по своей жизни, чтобы внести некоторый контекст. Итак, как я уже говорил, я был самым обычным ребенком. Но в школе у всех моих друзей было намного больше денег, чем у меня, и я чувствовал себя не в своей тарелке. Мне казалось, что будь у меня больше денег, меня бы приняли как «своего». Та же история продолжилась в подростковом возрасте, и тянулась еще довольно долгое время. Деньги стали для меня очень важны, психологически.

Однако своим бизнесом я начал зарабатывать довольно много уже перед IPO, и выход на биржу для меня был больше связан с достижением цели – целый год до IPO я был «на коленях» – я работал слишком много, я отвратительно себя чувствовал, я был несчастен. Я просто сражался. Компания была частью моей личности, и, если бы я потерпел неудачу, это был бы очень тяжелый удар. Выход на биржу был больше похож на «Я преуспел!», чем на «Я получил чек!».

Однако, когда я получил чек, ощущения были невероятные. Деньги – это действительно замечательно. Деньги – это свобода, это влияние, это возможности. Чем деньги не являются, так это отношениями, живыми людьми и любовью. А мы – люди, и это – самые важные для нас вещи. Очень легко думать, что деньги заменяют это, но деньги на самом деле делают многие отношения сложнее, потому что с людьми сложнее общаться, когда у них есть определенное представление о том, кто ты, потому что у тебя есть деньги.

Гораздо сложнее стать близкими друзьями с кем-то, если вы миллионер, а они – нет. У них будут определенные мысли о том, кто вы, что сделает отношения сложными, и даже если деньги являются потрясающими, отношения гораздо более удивительны. Я не думаю, что нормальный человек продаст своих родителей.

После IPO я стал меньше работать и осознал, что я и моя невеста переживаем трудное время. Я откладывал все эти проблемы в сторону на протяжении пяти лет из-за работы, и тут вдруг это всплыло на поверхность. Тогда я понял, что какие-то вещи деньгами не исправить. Я некоторое время находился в эйфорическом состоянии после IPO, но потом все это навалилось на меня и мне пришлось справляться с этим.

И я прошел период, в общем-то уже два года как прохожу, когда я действительно был сосредоточен на понимании того, что такое жизнь, что происходит, какова цель, что есть деньги, как мне справляться с деньгами, чтобы они не принимали за меня решения и не делали все отношения очень сложными. Что с этим всем делать и так далее.

Я начал участвовать в различных благотворительных проектах. Деньги, отданные за дорогую машину, питают твое эго, но деньги, отданные детям, которые действительно нуждаются в этом – это просто блаженство. Это просто потрясающее чувство, реально помогать людям. Вот почему мы это делаем. Каждый хочет внести свой вклад.

У большинства людей нет времени, чтобы это осознать. Мне потребовались годы, чтобы это понять, но это действительно важно. Поэтому теперь я просто хочу помочь как можно большему количеству людей, я хочу заработать очень много денег, но я хочу все их отдать. Все. Я делаю это, в том числе, для себя самого, так что это совершенно эгоистичный поступок, ведь мне от этого хорошо. Я верю, что деньги – это та удивительная вещь, которая может дать счастье, и мое счастье состоит в этом.

В итоге, ты перестал работать в Catena в 2017 году и начал заниматься различными благотворительными проектами. Твой первый проект – строительство школы в Африке. Как у него идут дела?

Дела идут очень и очень хорошо. Я занимаюсь пятью различными проектами разных масштабов. Этот конкретный проект – школа в Гане, в которой детям преподают IT. Школа находится в небольшой деревне, эти дети никогда раньше не видели компьютеров, не знают, как пользоваться Интернетом. Это очень маленький, но прекрасный проект.

Мой следующий проект, которым я занят сейчас, думаю, на момент публикации интервью он будет запущен уже официально, о том, чтобы заработать как можно больше денег и абсолютно все их отдать, он называется great.com.

Я не собираюсь участвовать в благотворительных проектах, я буду просто получать прибыль и отдавать её лучшим благотворительным организациям, поэтому в данный момент я провожу много времени, чтобы узнать, как правильно жертвовать на благотворительность. Проблема в том, что вы получаете одинаковые эмоции, помогая разным людям.

Труднее понять, на чьи жизни ваши деньги окажут максимальные положительные изменения. В лучших благотворительных организациях в мире вы спасаете жизнь примерно за две тысячи евро. Две тысячи евро – это то, сколько стоит спасти жизнь человека, если вы собираетесь делать это в больших масштабах. И это именно то, о чем я мечтаю сейчас – финансировать лучшие в мире благотворительные организации, давать им эти 2000 евро снова и снова, и спасать жизни. Это будет здорово.

Школа в Гане, январь 2017
Школа в Гане, январь 2017

Хорошо, давай тогда поговорим о том, как зарабатывать деньги. В видео на great.com, ты говоришь, что очень-очень хорошо умеешь зарабатывать деньги. Представим на секунду, что весь твой доход и все твои связи исчезли в одночасье. Ты проснулся, и ты не знаешь никого, но у тебя есть весь твой накопленный опыт. У тебя есть ноутбук, и у тебя есть 1000 долларов, и тебе нужно заработать миллион. Каков твой план?

Какой замечательный вопрос! Что ж, все навыки при мне, я просто никого не знаю, и никто не знает меня – прямо Джейсон Борн! Я бы сразу же пошел общаться с большим количеством людей, создал бы движение и убеждал бы людей к нему присоединиться, а начал бы с технарей. Познакомился бы с большим количеством людей, регистрировался на форумах, в социальных сетях и вступал в группы.

Сам я не очень хорошо разбираюсь в технологиях, поэтому я бы нашел технаря, который мог бы помочь начать получать какой-то доход. Возможно, начал бы искать инвестиции. Я бы запустил несколько разных партнерских сайтов, чтобы посмотреть, что выстрелит. Скорее всего в сфере онлайн-казино, может быть в других сферах тоже. Я бы начал говорить с максимальным количеством людей, я бы начал вести блог, чтобы заинтересовать и вдохновить людей. Ведь именно так мы создали свой бренд. Нужно создавать, что-то делать. Как можно больше присутствия.

Главное – любите то, что вы делаете. Если вы не получаете удовольствие – вы обречены. Поэтому я бы нашел то, что мне нравится делать и просто делал это. Я понимаю, что это все банальная болтовня, но истина где-то рядом: общайтесь с как можно большим количеством людей, любите то, что вы делаете, и просто начните делать что-то. Я думаю, что это три самые важные вещи.

Здорово. Ты наверняка получаешь много предложений вложиться в разные стартапы. Рассматриваешь ли ты их?

Я говорю «нет» всему, даже не глядя. Потому как это занимает слишком много времени, которого у меня нет, я даже не читаю бизнес-блоги. И, если честно, очень сложно инвестировать в стартапы. Девяносто процентов из них, или около того, прогорят в первый же год.

Я не хочу тратить свое время, я хочу полностью посвятить себя тому, во что верю, и что я знаю. Я хочу сосредоточиться на своих навыках. Я думаю, что большинство людей, которые зарабатывают деньги и начинают инвестировать в стартапы, думают, что они очень хорошо в этом разбираются только потому, что сами когда-то запускали стартап. Я в это не верю.

Хорошо, давай представим, что ты всем говоришь «нет», но один стартапер к тебе подошел и сумел до тебя достучаться. Гипотетически, чем бы он мог тебя поразить, ведь ты наверняка подсознательно ищешь, за что зацепиться?

Я думаю, что мне нужно чувствовать себя вдохновленным им или ею как человеком. Не могу назвать что-то конкретное, но, если я чувствую, что это тот человек, которого я бы хотел видеть рядом, это человек, с которым я расту как личность... Тогда это было бы чем-то большим, чем бизнес.

Я хочу расти, я хочу быть рядом с людьми, которые умнее меня, которые понимают вещи, которые я не понимаю, чтобы все-таки понять их. Сейчас меня интересуют все, что связано с отношениями, любовью и помощью людям. Поэтому, если бы кто-то пришел ко мне и был действительно хорош именно в этом, я бы определенно слушал намного внимательнее.

Если просто подойти ко мне и сказать: “Эй, у меня есть эта блестящая бизнес-идея, она может заработать кучу денег” – я на это не куплюсь, даже если идея действительно хороша. Это не то, что интересно мне. Очень сложно тратить время на чью-то мечту.

В целом, как ты думаешь, какие качества отсутствуют у сегодняшних предпринимателей? Чего им не хватает?

Я думаю, что им нужно больше понимания жизни. И я думаю, что ключ к этому – это осознание того, что деньги – это еще не всё. Как я уже говорил, деньги – это потрясающе, но это еще не всё. Вы можете быть счастливы уже сегодня. Думаю, что большинство предпринимателей считают: “Я сейчас вот здесь, но как только я попаду вот туда, я буду счастлив”, вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы быть счастливыми уже сейчас.

Если бы я начинал с начала, и знал, что знаю сегодня, я бы сказал: “Хорошо, как я могу построить Catena за 25 лет и быть счастливым каждый день, не испытывать стресс и не сжигать себя до смерти”, вместо: “Как я могу стать нереально богатым за 5 лет?” И ведь это то, к чему стремится большинство людей.

Они хотят добраться до некого «выхода», вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что действительно важно. «Как мне построить этот бизнес и по-прежнему наслаждаться собой?» - «Как я могу построить этот бизнес, не забывая обо всех проблемах в отношениях, которые у меня есть?» - как это было и у меня.

«Как я могу убедиться, что я исправлю все проблемы по пути, вместо того, чтобы превратить в большую кучу дерьма все что у меня есть в жизни, когда я закончу?» - «Как правильно питаться?». Подумать «Счастлив ли я сегодня?» и «Что я могу сделать в своем бизнесе, чтобы не потерять счастье?» – гораздо важнее. Многие люди в моем окружении слишком много работают, потому что хотят быть счастливыми позже, вместо того, чтобы работать лишь немного меньше и быть счастливыми уже сейчас.

Erik Bergman
Erik Bergman

Назови одну книгу, которую каждый предприниматель обязан прочитать.

"Essentialism" Грега МакКеона (Amazon, Ozon). Это книга очень помогла мне, она как-бы рассматривает происходящее в жизни с точки зрения бизнеса, по сути позволяя выкинуть все ненужное и сфокусироваться на действительно важных вещах. Некоторые советы из книги я использую каждый день. Она гениальна.

Назови один лайфхак, который помогает тебе с повседневной продуктивностью.

Так себе лайфхак, но я выберу сон, потому что он помогает абсолютно во всем. Сон – это очень недооцененная вещь среди предпринимателей. Я считаю, что именно благодаря здоровому сну я выжил в бизнесе. Совет – спать восемь часов в сутки. Сфокусируйтесь на этом. Сделайте приоритетом.

Многие думают, что они одинаково хорошо работают высыпаясь меньше, но это не так. Все исследования, вся наука, указывают на то, что вам нужно спать, хотя вы этого и не понимаете. Я бы сказал, что одна из моих сильных сторон – это то, что я много сплю, и я высоко ценю это.

Последний вопрос. Вернись в прошлое и дай себе, восемнадцатилетнему, совет.

Пусть это будет немного избито (опять), но я подсмотрел этот концепт у человека по имени Питер Сэдж. Это осознание того, что жизнь – это фильм, и вы – единственная звезда в фильме, а все остальные люди – просто массовка. Однако каждый в этой массовке – звезда своего собственного фильма, что делает массовкой уже вас.

Мы волнуем окружающих людей с улицы настолько, насколько они волнуют нас. То, как ты выглядишь, как ведешь себя, что бы ты ни делал – люди забывают об этом через 30 секунд. И с осознанием того, что каждый забывает то, что ты сделал через 30 секунд, жизнь становится намного легче. Людям все равно, если вы потерпите неудачу.

Вам все равно, если кто-то другой потерпел неудачу. Но принято думать, что всех волнуют твои ошибки, поэтому люди не смеют рисковать – они боятся, что скажут другие. Но всем все равно. Я осознал это год, возможно, два года назад, и это сильно изменило то, как я мыслю. Это помогает мне подняться на сцену, или сделать что-то, что выставит меня с глупой стороны, но я знаю, что все об этом забудут через тридцать секунд. Единственный человек, для которого происходящее имеет значение – это я.

Вот это интервью, которое мы сейчас записываем. По сути, есть только двое людей во всем мире, для которых оно имеет значение – это ты, и это я. Остальные прочитают его, могут немного посмеяться, могут что-то взять из него для себя, но, если кому-то оно покажется ужасным, он просто забудет про него, не зная кто мы такие, и это худшее, что может произойти.

В общем, я бы отправил себе эту концепцию: “Я – единственная звезда в моем фильме, но я массовка в чужих фильмах”. Восемнадцатилетний я, как, полагаю, что и восемнадцатилетний ты, и большинство других восемнадцатилетних ребят в мире слишком много переживают о том, что другие люди подумают о них, и это просто не имеет никакого смысла. Никакого.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

44
1 комментарий

Что же нет комментариев, грустно - это было то самое золотое время VC, видимо.

Ответить