Офтоп Zhongshan Sun
3 532

Битва гигантов: как Alibaba и Tencent сражаются за китайского пользователя

Автор Telegram-канала «За стеной» — о борьбе интернет-конгломератов в ecommerce-сфере.

В закладки
Оплата через мобильную платёжную систему в сети быстрого питания

Пока все говорят о «тарифной войне» двух первых экономик мира, в самом Китае разворачивается нешуточная борьба двух главных интернет-гигантов. Alibaba и Tencent — самые крупные компании в онлайн-пространстве Застенья — сейчас совместно контролируют отрасли ecommerce и social media, а также имеют солидные доли во многих других пирогах: от мобильных игр и развлечений до транспортных и финансовых услуг.

Ежегодно Alibaba и Tencent пожирают десятки стартапов и уничтожают несчитанное число конкурентов, однако со временем им всё теснее друг с другом.

Разобраться во всех хитросплетениях борьбы двух конгломератов за рыночные доли — это всё равно, что писать «Войну и Мир», однако к пониманию ситуации на китайском рынке есть ключ, основная точка столкновения компаний — мобильные платёжные системы, постепенно избавляющие Китай от бумажных денег и банковских карт. Это схватка Давида и Голиафа, после которого филистимляне пустятся в бегство.

Рынок оплаты через мобильные устройства в Китае — классический пример дуополии. На смартфоне практически любого платёжеспособного жителя Поднебесной установлено два приложения — WeChat (продукт Tencent) и Alipay (продукт Alibaba). Оба имеют функции интернет-кошелька.

Подобрать определения этим мобильным продуктам было бы нелегко. Каждое из них — экосистема различных онлайн-сервисов. WeChat — это в первую очередь мессенджер и социальная сеть, Alipay — платёжная система с набором финансовых услуг (инвестиции и кредиты).

Рост объёма мобильных платежей и рыночные доли WeChat Pay и Alipay

Немного про Alipay

Alipay, зародившийся как платформа для оплаты покупок специально для сайта taobao.com, в своё время перевернул индустрию онлайн-шопинга в Китае. Помните тёмные времена, когда мы трясущимися руками вбивали в окно незнакомого сайта номер кредитки? Alipay избавил китайского потребителя от подобных беспокойств ещё на заре ecommerce.

Система стала нейтральным «депозитарием», в который поступали средства покупателя, а после доставки продукта по адресу деньги капали на счёт продавца. Как результат — индустрия ecommerce в Поднебесной выросла с нуля в 2006 году до $1 трлн в 2016 году.

Откройте Alipay и увидите «смартфон в смартфоне» — набор встроенных приложений, практически исключающий необходимость закачивать что-либо ещё. Помимо функций оплаты онлайн-покупок в Alipay можно открыть процентный вклад, приобрести акции, оплатить любые коммунальные платежи или штрафы, арендовать автомобиль, пожертвовать деньги на посадку дерева в пустыне Гоби и записаться к врачу. Легче сказать, что в Alipay сделать нельзя.

Интерфейс Alipay

Немного про WeChat

WeChat — мессенджер с аудиторией в почти миллиард постоянных пользователей, разработанный Tencent в 2011 году. Он стал альтернативой уже имеющейся в арсенале компании социальной сети QQ. Приложение QQ, несмотря на каннибализм со стороны WeChat, остаётся популярным среди молодого китайского интернет-пользователя и сегодня.

WeChat со временем стал не только мессенджером, но и социальной сетью с лентой новостей. После этого в приложении подключились внутренние функции от партнёров — вызов такси Didi, аренда велосипедов Mobike, оплата коммунальных услуг, поиск и оплата авиабилетов. Так же, как у Alipay, сфера функций выходит за пределы ожидаемого (достаточно сказать, что в WeChat есть шагомер и «шазам»). За последние несколько лет набрал популярность и сервис WeChat Pay, по которому можно оплатить покупку в онлайне или по QR-коду в офлайне.

В 2017 году мессенджеру, очевидно, надоело конкурировать с другими приложениями — у китайского пользователя появилась возможность зарегистрировать и разработать мини-приложение на платформе WeChat.

За год эта функция превратилась в сеть приложений. К началу 2018 года среди 580 тысяч мини-программ WeChat можно было обнаружить онлайн-магазины, карты лояльности, новостные платформы и даже мини-приложения для разработки мини-приложений. Все они — дубликаты обычных продуктов из AppStore, только программы WeChat нет необходимости скачивать.

В одном из последних обновлений разработчики WeChat вынесли меню с мини-приложениями на самый верх над диалоговым окном, окончательно открестившись от наименования «мессенджер». Последняя страница отчёта в блоге компании от сентября 2017 года отличным образом подытоживает стратегию и амбиции Tencent: “ WeChat Lifestyle”. Иными словами, WeChat — это не мессенджер, WeChat — это образ жизни.

Интерфейс WeChat и раздел WeChat Pay

Борьба за доминирование

Несмотря на то, что приложения практически копируют функции друг друга, на экранах смартфонов большей части пользователей Застенья зелёная иконка WeChat соседствует с синим иероглифом "支" zhi (платить) от Alipay.

Почему рациональный пользователь забивает память смартфона сразу двумя идентичными приложениями? Для начала стоит признать — пользователь не всегда рационален. У многих из нас экран смартфона загружен бесполезными иконками, а с банковской карты ежемесячно сливаются деньги на подписку, которой мы не успеваем воспользоваться. Во-вторых, WeChat гораздо толковее справляется с коммуникацией, в то время как AliPay даёт проход в мир покупок на самых популярных сайтах (Taobao, T-mall) и спектр финансовых услуг.

Самый лакомый кусок пирога как для WeChat, так и для Alipay — это оплата покупок в онлайне на сайтах или в офлайне в обычных магазинах. WeChat, имея 15% в jd.com, втором по величине китайском онлайн-ритейлере, навязал компании собственную исключительность — оплатить заказ в jd.com можно или картой (таких безумцев немного), либо через WeChat Pay. На первом ecommerce-сайте Китая taobao.com (продукт Alibaba) без наличия Alipay даже не зарегистрируешься.

В 2017-2018 годах дуополия WeChat и Alipay, сожрав всё съедобное в онлайн-пространстве Китая, вышла на охоту в супермаркеты традиционной модели. Здесь Tencent оказался пронырливее, заключив партнёрское соглашение с сетью гипермаркетов Carrefour и склонив на свою сторону Walmart, который 15 марта этого года отказался предлагать посетителям сети в западной части Китая оплату через Alipay.

Walmart по-китайски

Ant Financial, дочерняя компании Alibaba, курирующая Alipay, отчаиваться не стала и взялась обрабатывать сектор малого бизнеса. В начале мая Ant Financial объявил о запуске платформы финансовой поддержки компаний типа "码商" ma-shang (собирательное имя-существительное для магазинов, забегаловок и ларьков, которые используют QR-код для приёма оплаты мобильных платежей).

Через платформу кредитования Alipay обещает поддержку малому бизнесу в размере 1 трлн юаней ($157 млрд). Не исключено, что в рамках традиционного для Китая «обмена одолжениями» Alipay «предложит» своим партнёрам использовать исключительно Alipay.

Однако как Wechat, так и Alipay ещё придётся побороться за доминирование — большинство сетевых ресторанов и ритейлеров сегодня принимают оба способа оплаты — им не так важно, как говорил Дэн Сяопин, «кошка чёрная или белая — лишь бы она ловила мышей». Иначе говоря, без разницы, как платит клиент, пока деньги капают на счёт заведения.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Zhongshan Sun", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 42, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 38375, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 21 May 2018 15:09:47 +0300" }
{ "id": 38375, "author_id": 172451, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/38375\/get","add":"\/comments\/38375\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/38375"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

10 комментариев 10 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Спасибо, крутой материал. Ценная информация между строк.

Ответить

1

Я пока не встречал, где бы принимали.
Сам пользуюсь WeChat для некоторых китайских сервисов.
А в Азиатских странах можно вообще пополнить кошелек вичата и 99.9% покупок там делать через него, начиная от супермаркета заканчивая уличным торговцем (бывает QR код нарисован на какой-нибудь картонке рядом с прилавком).
В Китае карты почти не используют, мой коллега по работе (сам из Китая, но долго живет в Малайзии) рассказывал что когда бывает в Китае у друзей и родственников и пытается расплатиться картой - все думают что он приезжий.

Ответить
0

Надо походить по местам торговли для китайских туристов - думаю там уже все должно быть. Хотя непонятно, насколько это законно.

Ответить
0

Вичат работает только с китайскими картами.

Ответить
0

Пока да. Но они уже в начале года организовывали пилотный проект по подключению иных карт. Я даже привязал Визу. Потом правда вырубили. Думаю сделают достаточно скоро. В конце концов это всем выгодно.

Ответить
0

А что Дуров?

Ответить
0

Очень полезная статья. Все же жаль, что автор не пояснил в статье. WeChat - это средство не только платежа, но и в основном Общения. Alipay же - только для платежей, там есть чат. Но ни один китаец или иностранец не использует для общения Alipay - в этом-то и есть разница.
По поводу оплаты: везде в ресторанах и супермаркетах принимают оба способа оплаты. Только если вы хотите, что-то заказать на Таобао - тогда придется платить Alipay.
Победит ли какой-то способ оплаты - нет. Для этого компании Тенсент(WeChat) надо создать аналог Таобао. Что является нереальным.

Ответить

–1

Искусственная конкуренция как двигатель прогресса. Вспоминаем СССР.

Ответить
0

Я бы не сказал, что она искусственная. Любой другой проект уже даже не заедет в Китай, и не сможет составить им конкуренцию.

Ответить
–1

В мире полугоскапитализма как в Китае, государство может (и делает) создавать искусственную ситуацию противоборства 2-х больших компаний извлекая из конкуренции пользу. Именно так делал во многих сферах СССР, но тогда был не капитализм, а плановая экономика и план, как мы знаем, не сработал.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }