Оффтоп Никита Гончаров
832

Хорошая история важнее резюме

Зачем заморачиваться и писать сопроводительные письма

В закладки

Когда вы откликаетесь на вакансию, интерфейс большинства сайтов предлагает вам написать сопроводительное письмо. Иногда уже есть шаблон: «Здравствуйте. Прошу рассмотреть мою кандидатуру на данную должность». Как быть? Оставить, как есть, и не выделываться? Вообще убрать этот текст и не портить впечатления от безукоризненного резюме? Написать что-нибудь самому?

В последний раз, когда я отправлял отклик, у меня вообще не было нужного опыта, но при этом было желание заниматься интересной работой. Поэтому в сопроводительном письме я написал, почему решил познакомиться с этими ребятами. На следующее утро отклик просмотрели 10 раз, а спустя пару часов пришло приглашение.

При этом я неоднократно слышал от людей, которые ищут работу, что сопроводительные письма — это какая-то второстепенная ерунда. И здесь главный вопрос даже не «что писать?», а «зачем вообще что-то писать?».

Разбираемся, на кой чёрт нужна вся эта беллетристика.

Как всё устроено

HR получает ваш отклик. Точнее, ваш и ещё несколько десятков других. Если вы менеджер по продажам, откликов за сутки будет, к примеру, от 30 до 140. Если вы руководитель отдела — от 5 до 20. Само собой, цифры могут быть другими — всё зависит от привлекательности конкретной вакансии и от города. Но суть понятна: претензия на хорошую должность — это всегда заочное соревнование с невидимыми соперниками.

А теперь представьте, насколько впечатляющим должен быть послужной список в вашем резюме, чтобы вас безо всяких раздумий пригласили на собеседование. Из 25 кандидатов с примерно сопоставимым опытом, скорее всего, пригласят 8. Как их будут выбирать — зависит от кучи разных факторов. В этом случае ваш шанс на первое свидание с HR уже не выше 32%. Не так много, верно?

Учтите, что другие претенденты на эту должность могут оказаться теми самыми парнями с прыщавой совестью, которые просто врут в резюме. Даже уступая вам в квалификации, они могут произвести куда более яркое впечатление. И им за это ничего не будет: в большинстве случаев никто не сравнивает записи в трудовой и информацию в резюме. Не столь важно, как они потом будут это расхлёбывать (а им, возможно, придётся несладко) — важно то, что вас выведут из игры на старте.

Что с этим делать

В ситуации, когда вам навязывают гонку по болоту, можно попробовать взлететь. Или хотя бы высоко подпрыгнуть. Подпрыгнуть поможет история в сопроводительном письме. История из разряда «родился в ауле, пригодился в Барнауле» не годится: перечисление фактов биографии в хронологическом порядке вызывает меньший интерес, чем бульканье воды в засорившейся раковине.

Хорошая история — это всегда что-то личное. Это когда не получится вместо вашего имени поставить Андрея или Кристину, просто потому что всё это не про них. Скорее всего, вам не придётся ничего выдумывать — история, как правило, уже есть.

Написать можно о том, как у вас вообще появилось желание познакомиться с этим работодателем, что вас к этому сподвигло. О том, какие ощущения вы испытывали на прежнем месте работы, почему решили что-то поменять, как именно пришли к этому решению. О том, чего вы вообще хотите от жизни, и как это может быть связано с компанией. О том, как какое-то из ваших решений помогло вам однажды выбрать призвание. О чём угодно. Главное — интересная история, рассказанная с достоинством и без нытья.

Можно даже пошутить, если это кажется вам уместным. И если пишете о «желании расти и развиваться», то лучше прояснить, как вы эти видите — пусть даже в виде предположения — иначе в этом желании нет никакой конкретики и никакого смысла.

Содержание вашей истории и логика ваших рассуждений могут рассказать о вас на порядок больше, чем любое резюме. Не стоит бояться давать оценку себе и тому, что вас окружает — именно такие вещи выделяют живого человека на фоне пятидесяти резюме. А люди, чаще всего, выбирают людей.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Никита Гончаров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 15, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 38724, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 28 May 2018 10:33:42 +0300" }
{ "id": 38724, "author_id": 169346, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/38724\/get","add":"\/comments\/38724\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/38724"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

6 комментариев 6 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Комментарий удален

2

Проверено на себе: не раз приглашали на собеседования только за счёт сопроводительное письма (сами hr признавались). Собственно, на нынешнюю должность через сопроводительное и попала, без опыта работы и профильного образования)))

Отправлю статью друзьям почитать👍

Ответить
0

А вы с позиции кого это пишете? Вы эйчар, занимавшийся подбором персонала? Вы руководитель, собиравший команду? Или, простите, диванный теоретик?

Я видел много очень разных сопроводительных писем. Работодателя вот это вот всё не интересует (совсем):

«Написать можно о том, как у вас вообще появилось желание познакомиться с этим работодателем, что вас к этому сподвигло. О том, какие ощущения вы испытывали на прежнем месте работы, почему решили что-то поменять, как именно пришли к этому решению. О том, чего вы вообще хотите от жизни, и как это может быть связано с компанией. О том, как какое-то из ваших решений помогло вам однажды выбрать призвание. О чём угодно»

Не нужно писать «о чем угодно».

Работодателю интересно, что из вашего опыта релевантно именно для этой позиции, почему вы лучше других подойдёте на эту роль, чем конкретно вы будете полезны. Если в вашем предыдущем опыте работы есть какие-то «нестыковки» с той позицией, на которую вы откликаетесь, эти нестыковки тоже можно прокомментировать в сопроводительном письме.

Ответить
1

Евгений, сперва хотел выругаться, но в общем-то вы правы. Я обычный офисный работник, поэтому моё мнение нифига не экспертное: всё, что описываю, наблюдал сам или узнал из разговоров с HR-ами.

Чтобы перевести тему из «диванно-теоретического» поля в более объективное, проведу своё мини-исследование, как HR-ы реагируют на отклики с сопроводительным письмом и без него. Ссылку на пост пришлю сюда же, в комментарии, через пару недель. Думаю, вам тоже будет интересно

Ответить
0

Никита, если вы перечитаете мой комментарий, возможно вы обратите внимание, что я не говорю, что сопроводительные письма не нужны. Наоборот, нужны. Но совсем не о том, о чем вы их предлагаете писать.

Ответить
1

Евгений, услышал вас и учёл эту точку зрения в эксперименте. Вот ссылка https://vc.ru/41061-eksperiment-kak-hr-y-reagiruyut-na-rezyume-s-raznymi-soprovoditelnymi-pismami Сильно не бейте)

Ответить
1

Никита, спасибо. Хорошее исследование!

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления