«Недоработки прошлого, умело выданные за инновации»

Мнения российских разработчиков о ключевых анонсах конференции Apple WWDC.

«Недоработки прошлого, умело выданные за инновации»

4 июня в Сан-Хосе началась конференция Apple для разработчиков WWDC. В первый день компания представила новую версию операционной системы iOS 12, обновление для AR-платформы, групповые видеозвонки в FaceTime, macOS Mojave и другие нововведения.

Редакция vc.ru собрала мнения росийских iOS-разработчиков о мероприятии.

Пока Google пытается сделать Assistant умнее за счет искусственного интеллекта, Apple переложила эту работу на пользователя с Siri Shortcuts. Скорее всего, это временное решение, чтобы, во-первых, как-то развивать Siri в отсутствие значительного прорыва в сфере ИИ, а во-вторых — посмотреть, чем именно (и как) владельцы iPhone будут пользоваться на практике.

Из опыта Aviasales могу сказать, что голосовой поиск авиабилетов очень тяжело взлетал. Кейс, когда ты говоришь смартфону «в Барселону вдвоем завтра», нужен ограниченному количеству пользователей.

Зато кейс с дополненной реальностью получился интересным. В начале презентации показали, как измеряют чемодан в AR, чтобы определить, можно ли его провозить в салоне.

Мы, собственно, обратили внимание на этот момент только потому, что на прошлом хакатоне запилили ровно эту же штуку. Хорошо, что технологии, которые раньше использовались (по большому счету) для развлечений, теперь смогут решать серьезную проблему.

Ну и радует, что Apple не забывает старые устройства и работает над улучшением их производительности. Пользователи всё реже меняют устройства, в том числе, в нашей статистике очень много относительно старых телефонов и планшетов, оптимизация приложений для которых требует ресурсов.

Константин Савченко, менеджер мобильных продуктов Aviasales

Прошлый WWDC мне запомнился слишком большим количеством анонсов: новые операционные системы, HomePod, iPad Pro, iMac. В этом году анонсов в разы меньше, но зато почти все они про разработку.

Еще одна особенность, которая бросилась в глаза — раньше в Keynote акцент делали на нововведения для рядовых пользователей. Сегодня со сцены говорили в первую очередь об изменениях для разработчиков.

iOS 12. Представляю, какая работа была проделана командой, чтобы на сцене произнесли короткую фразу «Приложения стали открываться в два раза быстрее». Даже обидно за команду iOS.

Как и просили разработчики, Apple добавила в ARKit единые пространства и распознавание объектов. Пока нет данных о том, насколько AR-приложения популярны среди пользователей, но Apple продолжает делать ставку именно на дополненную реальность.

Чтобы увеличить проникновение технологии, компания вместе с Pixar создала отдельный формат для AR-файлов, который можно пересылать любым способом. Должно помочь в популяризации технологии: «Смотри, какое я кресло хочу купить».

Больше всего вопросов перед презентацией у меня было к Siri. Хоть Apple и назвала её «самым используемым помощником», с Siri всё еще сложно общаться, потому что, как пошутил разработчик «Рокетбанка», чаще всего она отвечает «вот что мне удалось найти в интернете».

В этой итерации Apple решила подключить пользователей к развитию навыков Siri. Для этого в iOS сделали аналог IFTTT для Siri или, точнее, Automator из macOS для Siri.

Теперь каждый пользователь может обучить помощника выполнять набор действий по команде. Таким образом, помощник должен обрасти навыками и сформировать определенные привычки у конкретного пользователя.

Интересно, что в схожем направлении работают и в «Яндексе». Только в случае с «Алисой» навыки добавляют сторонние разработчики и сразу для всех пользователей голосового помощника.

В случае с Siri речь идет о локальных навыках Siri для конкретного пользователя. Предположу, что такой путь выбрали из-за приватности данных пользователя.

В Siri появилось больше бесшовных сценариев для пользователей. Однако по-прежнему осталось ощущение, что «умный» помощник от Apple всё еще недостаточно «умный» и недостаточно «помогающий». Посмотрим, изменится ли это ощущение с установкой iOS 12.

Memoji. Samsung, конечно же, не забудет упомянуть о том, что у них персональные emoji появились раньше. Только у них они настолько страшные, что сразу гуглишь способ удалить их навсегда с телефона. Интерфейс создания memoji, кстати, напоминает приложение Олега Илларионова.

watchOS 5. Здесь самое интересное — рация для часов Walkie-Talkie. Решение нравится в первую очередь с продуктовой точки зрения: вместо того, чтобы пытаться вставить в часы различные iPhone-функции, команда создала инструмент специально для Apple Watch.

macOS Mojave. Вот уже пять лет я прогнозирую появления тёмной темы оформления в macOS. Наконец-то мои уникальные аналитические способности оправдали себя.

На фоне скандалов с утечками Facebook Apple рассказала о том, как в новой macOS борется с компаниями, коллекционирующими данные пользователей. Плюс один в карму.

Появилось больше бесшовных сценариев — большинство вещей можно делать в предпросмотре. В целом же, в macOS сохраняется тренд по наследованию зарекомендовавших себя функций из iOS.

Например, скриншоты теперь создаются так же, как в iPhone. Плюс появилась возможность записывать видео в один клик — станет проще отправлять разработчикам баги (меня точно теперь будет меньше любить наш фронтенд).

Mac App Store. Здесь хочется сказать: «наконец-то». Но пока есть вопросы по процессу модерации приложений в новом App Store. Команда Sketch отказалась от дистрибуции в App Store из-за того, что не могла быстро и часто выпускать обновления через магазин Apple. А еще заметили, что для вкладки «Работа» используется значок Telegram?

Пожалуй, главный и самый долгожданный анонс WWDC 2018 — адаптация iOS-приложений для macOS. Наконец мы сможем создавать универсальные приложения, которые смогут работать сразу на трех платформах: смартфонах, планшетах, компьютерах.

Во-первых, это снимет огромную головную боль для отделов разработки компаний по всему миру, а во-вторых даст большой толчок развитию экосистемы приложения на Mac. Осталось дождаться конца 2019 года.

Филипп Концаренко, менеджер по продукту vc.ru

Свобода — это контроль. Аллюзии на «1984» здесь нет. Просто это фраза крутилась у меня на языке с начала презентации, и я ничего не мог с этим поделать.

Если iOS 11 — это доработанная напильником iOS 10, то в iOS 12 Apple перешли на мелкозернистую шкурку.

Недоработки прошлого, умело выданные за инновации, большая часть из которых была очевидна. И хиндсайт здесь ни при чем. Многие решения просто-напросто заимствованы (куплены?)

От конференции для разработчиков я жду ответа на вопрос «Какие новые возможности системы я получил, чтобы делать ещё более крутые приложения?»

А вместо этого я узнаю, что будет предустановлено на моем телефоне, и что на Mac появится тёмная тема. А ещё я смогу проделать странные манипуляции с Siri, чтобы она прочитала мной же и добавленную «заметку».

И что мне делать с этой информацией?

Александр Юдин, арт-директор Touch Instinct

Попробую быть немногословным, перечислю всего три технологии, которые мне понравились, помимо фокуса iOS 12 на скорости работы (как такое может не понравиться):

Shortcuts для Siri. По моему мнению, это достойный ответ Google Assistant на текущем этапе их конкуренции. Да, Siri умеет меньше, да она меньше интегрирована в сторонние приложения, чем Alexa или Google Assistant, но она отлично умеет распознавать речь.

Давая пользователям и разработчикам Shortcuts, Apple предлагает им ту свободу кастомизации, которой очень не хватало до этого (даже учитывая возможности IFTTT под iOS).

Да, Siri сама не поймёт, как лучше начать ваш день, что для вас важно именно сейчас, и не сможет угадать ваши мысли. Но зато она отлично отреагирует на то, на что вы обучите ее реагировать сами — старый добрый automator в новом виде. Жду с нетерпением потестировать.

Core ML с поддержкой Metal. Как человек, который искренне страдает на Mac без внешнего GPU от засилья Tenserflow (потому, что в такой конфигурации ковырять какие-то нейронки проще всего на Linux-сервере с GPU по SSH, не потому что TF плохой, он классный, когда есть CUDA), с удовольствием посмотрю, что сообщество предложит для тренировки нейронок на маках.

Нативный iOS-код в macOS. Само собой, как компания, у которой есть целый ряд приложений, мы с удовольствием рассмотрим выпуск нативных версий под Mac. Это звучит как приятный бонус для всех, кто хотел бы воспользоваться более быстрой работой в нативном приложений, чем способен обеспечить веб.

Лично я ждал обратного, поддержку какого-нибудь Sketch на iPad Pro, и любых других маковских приложений, но мне кажется, что уже не дождусь, да и Apple, вроде, это не особо и нужно.

Денис Ширяев, менеджер продукта в ИД «Комитет»

Пожалуй, одно из отличий этой конференции от прошлых заключается в том, что презентация началась с новой операционной системы iOS 12, а не с обновлений в часах, Apple TV и так далее.

Как компания уже заявляла раньше, революционных обновлений в iOS 12 не будет. Apple решила сконцентрироваться на доработке, совершенствовании текущих технологий и устранении проблем.

Наиболее интересным мне показалось обновление Siri. Виртуальные ассистенты и помощники становятся всё более интеллектуальными, и не только у Apple.

Они всё лучше анализируют наши предпочтения и угадывают дальнейшие действия. Думаю, что мы вскоре встроим Siri-команды в приложения ABBYY для iOS.

Еще один момент, который нельзя назвать инновацией, но хорошей традицией Apple, — это поддержка старых устройств. Пятилетний iPhone 5s получит обновление до iOS 12, это настоящая забота о пользователях. Хотя, как устройство будет расходовать батарею и насколько быстро сможет работать — покажут жизнь и многочисленные тесты.

Что касается недостатков. В iPhone X убрали рамки сверху и снизу. Будем надеяться, что Apple не будет убирать боковые рамки, иначе держать в руках и пользоваться телефоном будет не слишком удобно для пользователей.

Обратил внимание на то, что экраны у производителей становятся больше год от года, но на iPhone все еще нельзя развернуть два приложения одновременно. Скажем, смотреть видео в YouTube и общаться в любимом мессенджере. А на некоторых Android-устройствах эта функциональность была доступна еще пять лет назад.

Ряд обновлений, представленных Apple, во многом повторяет то, о чём уже рассказывали на Google I/O. Это, например, «спящий режим» и другие функции управления временем, которое пользователь проводит с телефоном и различными приложениями.

Кроме того — несколько моментов, связанных с настройками безопасности и отслеживанием цифровых отпечатков в интернете. Это говорит о том, что обе компании считают эти проблемы значимыми для бизнеса и общества.

Что касается неоправдавшихся ожиданий. Мы каждый год ждём вторую SIM-карту на iPhone. Остается надежда, что к осени компания добавит и новый слот. Очередной виток хайпа вокруг memoji-animoji огорчает.

Шесть ядер и четыре 4 миллиарда транзисторов трудятся, чтобы отобразить на экране забавных зверьков. Думаю, что эта фича будет не слишком популярной у пользователей.

Самая интригующая и волнующая новость для разработчиков на iOS, я думаю, это проект Marzipan. Говорят, что Apple планирует дать возможность запускать iOS-приложения на macOS. Доля macOS на рынке десктопов уже больше 10%. Это хорошая новость для всех: для разработчиков, компаний и конечных пользователей.

Юрий Копачевский, руководитель группы iOS-разработчиков ABBYY

На презентации не было представлено кардинально новых технологий, в отличие от прошлого года. Apple от своих конкурентов всегда отличало качество продуктов, которое было подвергнуто сомнению в последнее время.

Видно, что они сосредоточились на улучшении уже имеющихся технологий, в том числе и тех, которые были представлены впервые в прошлом году.

Отличная новость, что Apple развивает ARKit, благодаря которому iOS считается лучшей мобильной AR-платформой. Также нам заявили о значительном приросте производительности в iOS 12 и новой версии CoreML.

Будем надеяться, что это окажется правдой. Одно из самых ярких впечатлений оставила часть про новую macOS, особенно возможность использовать UIKit в разработке приложений для macOS, что совершенно точно увеличит количество продуктов для этой операционной системы.

Также заметил, что Apple представила много кооперативных функций, от совместного AR с нескольких устройств и соревнований для пользователей WatchOS до группового чата в FaceTime.

Это точно должно привнести новый опыт и, возможно, увеличит число пользователей экосистемы Apple.

К сожалению, Siri даже с новыми возможностями выглядит не так хорошо, как голосовой помощник, показанный на Google I/O. Уверен, это ещё далеко не всё, самое интересное будет ещё впереди в тематических сессиях.

Влад Зилько, iOS-разработчик «Ситимобил» Mail.Ru.Group

В отличие от прошлогодней конференции, эта оказалась заметно скучнее.

Меня заинтересовала функция Siri shortcuts. Радует, что теперь в Siri можно будет добавлять навыки и даже как-то их настраивать. Потому что пока Siri для меня абсолютно бесполезна.

Кроме того, интересная функция — группировка уведомлений. Надеюсь, она сделана по уму, и приложения смогут группировать свои уведомления ещё и отдельно по темам.

Еще заинтересовали единые приложения для macOS и iOS. Давно хотелось простой способ переноса или конвертации приложения с iOS на macOS.

Очень хотел увидеть обновление линейки Mac. Новые Mac mini, MBP без выпадающих клавиш или модульный Mac Pro, о котором говорят давно, но всё никак не показывают. Видимо, придётся ждать до осени, в лучшем случае.

Кирилл Ефимов, iOS-разработчик ИД «Комитет»

В этом году Apple полностью сфокусировалась на доработке программной части. Если в прошлом году компания также показывала новое «железо», то теперь речь шла только про обновленные iOS, macOS и tvOS.

И это логично — железо компания начала представлять на отдельных ивентах, а WWDC всё больше фокусируется на ежедневных кейсах использования приложений.

Новый тренд — это фокусирование на реальных юзеркейсах и оптимизации кода. В этой презентации не было каких-то инновационных решений, вместо этого Apple сфокусировалась на повседневных сценариях.

В iOS 12 появился дополнительный набор приложений для мониторинга времени, которое пользователь проводит с устройством. Самое интересное, что при форсировании со стороны компании этих приложений, разработчики могут столкнуться уменьшением возвратов пользователей.

И это не совсем традиционный шаг в сторону от типичного режима «всегда на связи» для других компаний. Но Apple, наоборот, последние годы постепенно приучает пользователей не зависать в устройствах. Кстати, Google тоже уделяет этому много внимания, и мне лично близок этот тренд.

Отдельно про AR. Apple активно продвигает это направление и нет сомнений, что в ближайшие годы курс не сменится. Новое универсальное расширение файлов, нативная поддержка в ряде приложений — всё это намного увеличит интерес разработчиков к AR-приложениям.

Обновление Siri наоборот показалось незначительным. Даже с учётом огромной вариативности, всё сводится к обучению помощника пользователями, а не наоборот.

Сценарий сложный для большинства, хочется чего-то в стиле Amazon Alexa, которая уже давно обошла Siri уже давно. Ну и AirPlay 2 для macOS уже устали ждать с прошлого года.

Никита Гук, директор по стратегии Pixonic

Для разработчиков почти ничего нового не появилось. Обновились фреймворки для дополненной реальности и машинного обучения. Возможно, теперь они будут работать немного лучше.

Из всех новинок заинтересовали Shortcuts в Siri для приложений, хочется попробовать поработать с ними. Групповые видеочаты в Facetime и удобные фичи для работы с документами — это полезно.

Порадовали улучшением безопасности в macOS и производительности. С точки зрения машинного обучения, Google как всегда впереди. Если у Apple это мимодзи, то у Google — сканирование сетчатки глаза для выявления диабета на ранних стадиях.

Будем надеяться, что Apple тоже работает в этом направлении. Интересно было бы послушать про портирование iOS-приложений на Mac, но Apple решила нас еще немного помучать.

Полина Демидова, iOS-разработчик MobileUp

С каждым годом Apple всё сильнее отстраняется от разработчиков, хотя конференция и позиционируется как For Developers. Стоящих вещей именно для разработчиков почти нет.

Sneak Peak UIKit в macOS разработке — круто. Тёмная тема для macOS, групповой FaceTime, Shortcuts для Siri, новый формат для AR-файлов и среда для обучения ML-моделей.

Всё остальное — свистелки-переделки и аккумуляция идей других платформ. В итоге, отсутствие вау-эффекта и надежда на железные новинки осенью этого года.

Илья Кулебякин, iOS-тимлид студии e-Legion

В прошлом году было больше анонсов новых продуктов, таких как ARKit, Vision, CoreML. В этом же — Apple сосредоточилась на расширении существующих возможностей.

Меня заинтересовала функция Shortcuts (улучшенный вариант Workflow) и Add to Siri. Последнее, на мой взгляд, имхо сильно увеличит использование Siri. Надеюсь остальные разработчики уделят этому достаточно внимания.

«Отключение уведомлений» — полезная, но опасная функция, поскольку пользователю намного проще вас забанить. «Лимиты приложений» на системном уровне — это супер круто. У меня настроено на десктопном браузере похожее — сильно помогает.

Эту презентацию сложно сравнивать с Google I/O. Синхронизацию AR-сессий Google, конечно, показал, но есть ощущение, что у ARKit 2.0 это получилось получше. Запуск Android-приложений на десктопе был давненько, но Apple показала нечто другое, что на мой взгляд более правильно.

Сергей Пронин, технический директор App in the Air

По сравнению с прошлым годом конференция получилась сильно про другое. В прошлом году были релизы новых устройств: iMac Pro, iPad Pro, HomePod. И в то же время программных компонентов — обновлениий операционных систем (такие вещи, как первый маленький шажок в сторону новой дизайн системы, приложения для iMessages, улучшение Siri), ARKit, CoreML, новый Metal, APFS (новая файловая система).

В этом же году показали только обновление программных компонентов — повысили версию CoreML, ARKit, но в то же время расширили разработчикам возможности по интеграции с Siri.

Было очень много продуктовых релизов для пользователя — новый режим работы Photos, интегрированный в систему и в Siri Shortcuts (раньше был отдельным приложением Workflow и был куплен Apple), тёмная тема в macOS, групповые звонки в FaceTime, управление временем в приложениях и многое другое.

Очень радует, что Apple с каждым годом проводит линию между продуктами, мы можем видеть это на примере нового релиза Сontinuity. Также была анонсирована столь долгожданная работа по созданию некоторого общего знаменателя между AppKit (фреймворк для создания десктопных приложений) и UIKit (фреймворк для создания приложений под iOS), но это моя давняя мечта как разработчика.

Какие инновации меня заинтересовали:

1. Конечно же, новые возможности Siri — это тот маленький кусочек технологии, который сильно упростит жизнь многим людям. К тому же, это дает почти безграничный полёт фантазии для бизнесов по улучшению пользовательского опыта.

Пользователям больше не нужно для регулярных действий делать этот утомительный процесс: «взять айфон, разблокировать, найти нужное приложение, подождать пока загрузится, найти нужный экран, сделать нужные действия, заблокировать телефон, убрать телефон». А на полпути ещё отвлечься на уведомление из соцсети. Теперь это делается простой голосовой командой, которую ты сам ещё и создал.

2. Также меня очень порадовал новый инструмент — CreateML. Не столько из-за того, что он поможет лично мне в ежедневной профессиональной деятельности, сколько потому, что с его помощью использование CoreML в приложении станет менее болезненным.

Я в первую очередь сейчас говорю про размер модели, так как заявленные на презентации данные — до 75% оптимальнее. Но это не точно — инструмент только анонсирован.

3. Инновация не для разработчика, а для обычного пользователя. Apple продолжает бороться за вашу приватность, и анонсировала новый аспект приватности в браузере, а именно — для сайта будут усложняться процессы сбора информации о вас.

Сайту будет предоставляться некая sandbox-система, единая для всех. С ней сайтам будет сложнее собирать уникальный отпечаток вашего устройства, а веб-разработчикам придётся запрашивать явное разрешение пользователя, чтобы воспользоваться теми или иными средствами.

Это очень крутой шаг для пользователей и их безопасности, и в то же время, очень болезненный шаг для компаний, зарабатывающих деньги на таргетинге (то есть в первую очередь Google).

Я искренне ждал в этом году две вещи:

1. Новый фреймворк для UI, позволяющий разрабатывать интерфейс приложения под macOS и iOS одновременно.

2. Новую дизайн-систему. Точнее, доработку текущей.

Первый пункт оправдался наполовину — нам сообщили, что над этой технологией ведётся разработка, и мы можем увидеть первые результаты в новых приложениях, например, News.

Второй, к сожалению, остался без ответа, но я буду верить что в следующем году его покажут вместе с первым пунктом.

Артём Ольков, ведущий разработчик мобильных приложений «Одноклассники» Mail.Ru Group.

У Apple уже есть успешные и популярные продукты, и сейчас компания делает все, чтоб приложения работали стабильно — нужно удержать пользователей. Google же представил крутые технологии, чтобы всех завлечь, но никто не знает, когда это начнет работать.

Если все решения Apple будут работать так, как показали на презентации — все будут довольны. Apple давно просили сделать iOS быстрее и устранить дефекты.

В 2018 году аудио и видеозвонки остаются болью — все сервисы работают плохо. У Apple давно просили групповые звонки FaceTime, а учитывая, что у компании обычно все работает хорошо, есть надежда, что этот инструмент будет работать стабильно. Но только для iPhone — тот факт, что огромная доля рынка у устройств на Android, Apple по традиции игнорируют.

Новая MacOS обрадовала разработчиков — наконец-то все стало черным. Сейчас платформа работает хорошо, осталось надеяться, что на следующей сессии State of the Union Apple представят инструменты, которые позволят собирать приложения быстрее.

Возможность запускать iOS-приложения на MacOS позволит принести на платформу много нового классного ПО. Сейчас разработчики пишут не только нативно, но и делают основанные на веб-технологиях сервисы, но там плохой интерфейс и слабые возможности. С iOS можно будет перенести лучшее. Впрочем, на российском рынке компьютеров на MacOS немного, поэтому обновление не очень актуально.

Артур Сахаров, директор по производству Redmadrobot
1212
33 комментария

Полина очень хуевый разработчик под системы от Эпл. Полина не в теме что процентов 75 от всего что эпл сделала для разработчиков покажут только на сайте после кейноута, в документации после кейноута и на лабах после кейноута.
Ключевое тут (специально для Полины) - ПОСЛЕ КЕЙНОУТА.
Надеюсь Полина сможет собраться с силами и сходить таки на developers.apple.com прежде, чем давать интервью серозным изданиям

26

Дмитрий, спасибо за совет. Мой комментарий относится именно к презентации, я поделилась общим впечатлением от увиденного. Документацию обязательно изучим.

Если вам есть, чему еще научить меня и моих коллег, смело пишите, мы открыты для новых знаний.

21

Дмитрий, в подзаголовке к статье не просто так написакно "Мнения российских разработчиков о ключевых анонсах конференции Apple WWDC". Фразы "Мнения разработчиков об обновлении документации" там, вроде, нету. Так что наезд на разработчика абсолютно беспочвенный. Читайте более внимательно :)

12

А почему именно комментарий Полины вас так задел?

Многие другие написали то же самое. Вот цитаты: "Стоящих вещей именно для разработчиков почти нет", "От конференции для разработчиков я жду ответа на вопрос «...». А вместо этого я узнаю, ..., и что на Mac появится тёмная тема", "Сегодня со сцены говорили в первую очередь об изменениях для разработчиков".

Ведь это кейноут и тут говорят о том, что нового появилось. В общем, размыто, но говорят. А если не говорят, то херовый кейноут значит.

8

Дмитрий, и меня тоже научите.

А я в ответ постараюсь научить вас не быть гопником, а также уважать право человека на собственное мнение.

6

Дмитрию наверное очень хотелось написать комментарий первым. Вот и не успел подумать о содержании.
В таких случаях, конечно, лучше молчать, чтобы хотя бы невежественным хамом не оказаться.

6

Психология говорит, что излишне критичный человек чаще всего имеет невысокую самооценку и за своей едкой критикой пытается спрятать глубокую эмоциональную уязвимость. Не беспокойтесь, Дмитрий, вы возможно не такой уж плохой разработчик.

3