«Хоть услуга, хоть продукт — если ты не в онлайне, то ты проиграешь!»

Интервью с фаундером первого онлайн-агрегатора по франшизе «Хочу-Поесть.рф». Поделился, как не «прошлепать» момент, когда все уйдут в онлайн, а ты останешься на обочине: без денег, без бизнеса, без сил двигаться дальше.

Евгений Шельмин –серийный предприниматель, франчайзор
Евгений Шельмин –серийный предприниматель, франчайзор

Евгений Шельмин – генеральный директор компании ООО «Франшиз девелопмент рус», фаундер агрегатора доставки еды Хочу-Поесть.рф, один из основателей коммерческого арбитража в России (Первое Арбитражное Учреждение), владелец компании «Автоюрист». Рассказал, как диверсифицировать бизнес, при этом оставить силы на образование, хобби и семью.

Евгений, Вы владелец многих успешных бизнес проектов, но при этом вы еще и примерный семьянин. Как удается совмещать работу и семейную жизнь?

- Я стараюсь максимально плодотворно выстроить свой день. Для каждого проекта я собрал достаточно сильную и талантливую команду, на которую могу положиться. Конечно, я не отстраняюсь ни от одного проекта. Передо мной никогда не стоял выбор «работа» или «семья». Я очень люблю все семейные праздники, особенно с детьми дошкольного возраста обсуждать новые идеи в бизнесе. Они отвечают честно и жестко - это дорогого стоит.

- Вы сказали, что любите семейные праздники, а отдыхать предпочитаете дома?

- Всегда по – разному. У нас достаточно активная семья. Я с детства люблю футбол, хоккей, баскетбол. Иногда жалею, что так и не связал свою жизнь с профессиональным спортом. За то даю такую возможность детям. Сыновья профессионально занимаются хоккеем. Я поддерживаю их интересы. Наверное, во мне говорят собственные нереализованные амбиции.

- Евгений, я слышала, что Вы любите экстремальную езду. Это правда?

- Я за рулем с 11 лет. Любовь к машинам и быстрой езде у меня с рождения. По городу я аккуратно вожу и стараюсь держаться подальше от «лихачей». Экстремальная езда у меня на внедорожнике и на Трофи Челендж с препятствиями. Кстати, я часто даю этот совет нашим клиентам в автоюристе.

«Хочется экстрима на дороге? – welcome на Трофи Челендж» - там нарушай до первого болота, если получится))

Евгений Шельмин, Владелец компании Автоюрист
Трофи Челендж на внедорожнике Автоюрист
Трофи Челендж на внедорожнике Автоюрист

Т.е. основатель компании Автоюрист сам любит нарушать правила?

- Нет, у меня за все время вождения есть всего несколько штрафов и то они оспорены (смеется). В бизнесе я за то, чтобы задавать свои правила и действительно нарушать их, на дороге – нет.

Вы один из основателей коммерческого арбитража в России, Вас настолько сильно не устраивает государственная судебная система?

- Основателем я бы себя конечно не назвал. Возможно, мы просто были одними из первых, кто не только понял проблему загруженности государственных судов, но и постарался ее решить. У нас получилось. Конечно, все началось еще в 2004 году, когда Автоюрись был просто общественной организацией и мы не могли пробиться в суд месяцами из-за очередей и бюрократии. Я знал о механизме судов в Европе и успешно внедрил ее у нас. Это работает и это удобно. К судебной системе РФ у меня нет никаких вопросов, кроме ее неэффективной организации.

Судебная система - одна из самых сложных по структуре. Мы ее автоматизировали, оцифровали - пошли в он-лайн.

Евгений Шельмин, Директор АНО "Независимый арбитр"

Как именно автоматизируете и оцифровуете процессы?
Начнем с суда. Казалось бы, эта система, которую невозможно оцифровать, все с этим давно смирились. Согласитесь, что когда дело касается судов, то все готовятся с худшему.

С судебными тяжбами, затягиваниями процессов и расходами все давно смирились - это не есть нормально.

Евгений Шельмин, Основатель Первого Арбитражного Учреждения

Судебные заседания в вебинарной комнате, уведомления экспресс-службой доставки, подача документов в электронной системе, больше сотрудников аппарата суда и арбитров решили вопрос неудобной судебной системы навсегда. Я расписываю по всем процессам , так называемую канву, которая показывает, что нужно усилить в процессах, что ослабить, а что вообще убрать.

Юридические услуги, розничная торговля, e-commerce, франчайзинг - почему такой серьезный разлет в сферах бизнеса?

Действительно, может показаться, что это слишком большой разлет в сферах. Но на самом деле, все последовательно. Любой бизнес требует автоматизации и ухода в он-лайн сейчас. Когда мы начали автоматизацию всех процессов, то я понял, что мы можем пойти дальше в e-commerce. Я был просто в шоке, когда понял насколько сильно я отстал. Новый вид бизнеса помог мне внедрить и в мои существующие проекты множество технологий. Он-лайн - это не будущее.Он-лайн - это здесь и сейчас.

Разлет - это когда кто-то думает, как подключить CRM-систему для менеджеров, а кто-то создал чат-бота и забыл о менеджерах.

Евгений Шельмин, Фаундер агрегатора Хочу-Поесть.рф

Вчера юриспруденция, а сегодня уже он-лайн агрегатор доставки еды. Сфера услуг не такая прибыльная, как e-commerce?

Почему же? При правильной постановке целей, стратегии и собранном коллективе любая компания сможет получать прибыль, а платформа развития он-лайн или оф-лайн тут не причем.

E-commerce еще не на пике, но владелец Amazon в 2018 году стал самым богатым человеком в мире, в-первые опередив Apple. Это прямой указатель, куда двигаться. Такой вид бизнеса очень удобен в управлении, процессом можно руководить из любой точки мира, что в разы повышает эффективность тайм-менеджмента.

«Хочу Поесть» имел достаточно быстрый старт. Буквально за полгода вы вышли на рынки России, а сегодня активно покоряете ближайшее зарубежье. С какими сложностями пришлось столкнуться в начале пути?

Первая сложность, с которой пришлось столкнуться - инвестирование. В России мало инвестируют в он-лайн бизнес, поэтому запуск проекта приходилось переносить. Однако стартовал проект действительно крайне быстро. Заявив о себе лишь в конце 2016 года, к средине 2017 на сервисе уже размещались рестораны из разных городов России и поступали заказы.

Но как показывала аналитика, заказы шли только при активной рекламе. Как только уменьшались рекламные расходы, уменьшались и заказы. Это ставило под сомнение всю эффективность агрегатора. Я даже подумывал закрыть проект совсем. Тогда много людей ушло из компании и все чаще стали появляться мысли, что IT-индустрия - это не мое. Я взял небольшой тайм-аут. В тот момент мне посоветовали прочесть книгу, которая в США стала бестселлером еще 8 лет назад - «Стратегии голубого океана». Книга произвела на меня такое впечатление, что я не только восстановил работу агрегатора доставки еды, но и развил вместе с ним еще три параллельно.

Что изменилось в компании? Вы для каждого проекта нанимаете новый штат?

Если кратко, мы просто нарушили ранее существующие принципы работы компании. Поменяли стратегию, начали продажу франшиз, полностью исключили прямую зависимость рекламы и поступающих заказов, поняли, что заказы идут даже без рекламы.

Если говорить о сотрудниках, то у меня есть партнеры, которые идут со мной во все проекты. С некоторыми сотрудничаю уже лет 10, не меньше. Они доверяют мне, а я не подвожу их. Конечно для каждого проекта есть свои особенности, касающиеся сотрудников. Например, в суде есть корпоративная политика, дресс-код, в агрегаторе дресс-кода нет и предусмотрен гибкий график работы. В штате в основном всем до 25 лет, кроме IT – специалистов и это принципиальная позиция.

Правда, что продажа франшиз «Хочу Поесть» стартовала еще до официального запуска? Где брали деньги на запуск?

Это стало еще одним переломным решением для компании, но аукцион продаж франшиз действительно начался до официального открытия сервиса. Мы просто запустили Я.Директ и представили на листе А4 свою идею: привлекли в итоге не инвесторов, а франчайзи, которые вместе с нами идут в регионы и развивают агрегатор.

С франшизными городами сервис вырос по территории охвата и смог более точно предугадывать желания клиентов. Франчайзи знают свой город, и знают какие рестораны пользуются спросом среди населения. Часто рестораны городского масштаба более популярны среди населения, чем крупные сетевики.

Чем сервис «Хочу Поесть» лучше, чем другие агрегаторы доставки еды, например Delivery Club?

- Я с уважением отношусь к таким компаниям как Delivery Club, ZakaZaka. Они внесли огромный вклад в развитие он-лайн доставки еды в России. Но сравнивать их с «Хочу Поесть» не предоставляется возможным. У нас разные подходы к работе. Delivery Club базируются на центральных городах и сотрудничестве с крупными ресторанами, «Хочу Поесть» наоборот ориентируется на регионы. Поэтому в каждом регионе у нас есть свой партнер, который как никто другой ориентируется в местных предпочтениях потенциальных клиентов.

Наша цель - это заказ еды в два клика. Не хочешь - не регистрируйся, заказывай как угодно, плати как угодно, ешь где угодно. Мы приняли решение не вкладывать в борьбу на конкурентом рынке, а занять свою нишу. Мы идем к глобальным покупкам в два клика, когда можно заказать все сопутствующие услуги в одном месте: к еде - цветы, алкоголь, кальяны.. Люди в он-лайне ведут себя также, как и в жизни. Поэтому важно не ставить рамки и не мешать им делать то, что они хотят. Хочешь есть? - ешь в 2 клика. И точка!

Откинуть все лишнее - главная цель

Евгений Шельмин, Франчайзор он-лайн агрегаторов

Ваши франчайзи - кто эти люди?

Частично – это мои партнеры из других проектов, которым также как и мне интересен онлайн бизнес и они готовы вкладываться в его развитие. Частично – это новые для меня люди, которые имеют предпринимательский опыт и опыт в рекламе.

Я не выдвигаю каких-то строгих требований к франчайзи по возрасту, полу, семейному положению. Онлайн бизнес - это домашний вид бизнеса, которым может заниматься практически любой человек. Главное требование – это разделение целей компании и ответственный подход к работе. Остальному мы можем научить. Все IT- технологии лежат на нас. Если в итоге нашим франчайзи понятно, как работать на платформе, значит мы все сделали правильно.

E-commerce – это технологии. Вам пришлось переучиться?

Скорее не переучиться, а обучиться новому. Электронная коммерция подразумевает немного иной подход к бизнесу. Все операции и взаимодействия происходят при помощи цифровой передачи данных и использовании сети интернет. Ранее в работе я с таким не сталкивался. Поэтому пришлось прочитать много специализированной литературы, прослушать тренинги. Сейчас максимально стараюсь применить теорию к практике. Пока получается…

Три главных совета предпринимателям?

Прежде всего, я бы посоветовал всем, кто создает новый проект или развивает уже существующий, верить в успех выбранного дела. Именно вера в успех помогает преодолевать трудности и искать новые пути, переучиваться, нарушать правила...

Второе – оставлять время для себя. Если Вы не поднимаете голову "вверх", постоянно и много трудитесь. Вы точно "прошлепаете" тот момент, когда из маленького ИП, можно сделать глобальную империю.

И, третье, никогда не бойтесь менять правила. Не копируйте чью-то историю развития, создавайте свои принципы и правила во всем: во взаимодействии с партнерами, клиентами, конкурентами и т.д. Тогда никакие колебания рынка не смогут как-то уменьшить эффективность работы Вашей компании.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

11
1 комментарий

«Серийный предприниматель», хорошо, что не маньяк)
Желаю успехов в вашем безнадежном деле. Но хочу сказать, что агрегаторы по доставке еды очень быстро теряют клиентов. Развитие без огромных вливаний - невозможно. Прочитайте подробнее про Деливери клаб, они только последний год вышли в прибыль, а сейчас уже дела плохи...

Ответить