Скандальные логотипы или дизайн ради скандала?

Очередное творение студии Лебедева навело на мысль сделать подборку крупных скандалов и проанализировать истории последнего времени, связанные с логотипами.

Города

2009 год. Город Пермь получил собственный логотип. Автором была Студия Артемия Лебедева, а сам логотип, по словам автора, получился простым, понятным, повторяемым. Трудно не согласиться, дизайнеры постарались на славу!

Но… оставим иронию. Логотип Перми оказался почти точной копией логотипа Культурного фонда Мехико дизайнера и книжного графика Габриэлы Родригес (Gabriela Rodriguez Studiо).

Тремя годами позже список городов со своим логотипом пополнил Ярославль, для которого работала снова команда Лебедева. Студия дала развернутую анатомию логотипу: медвежий угол, рядом с которым был заложен город, стрелка — слияние двух рек, первая буква города и личное местоимение «Я».

Все ничего, живи, радуйся, используй. Но всевидящие блогеры снова моментально нашли сходство. На этот раз между логотипом Ярославля и логотипом американского бренда товаров для дома Up&Up. В частности, фотографию товаров Up&Up рядом с логотипом Ярославля опубликовал в своем Twitter Рустем Адагамов с подписью: «Такой вот Ярославль из Миннесоты 2009г.»

В том же 2012 году студию Артемия Лебедева еще не раз обвиняли в плагиате. Так, новый логотип издания «Газета.ру», по мнению интернет-пользователей, напоминает логотип британской газеты The Guardian. В октябре студия также представила фирменный стиль парка Горького, в котором зрители нашли сходство с фирменным стилем парков штата Нью-Йорк.

Тут еще можно вспомнить логотип для Санкт-Петербурга от Артемия, когда СМИ наполнились удивленными комментариями жителей города, и даже коллеги-дизайнеры раскритиковали туристический символ города.

Два года логотип использовался в оформлении разнообразной рекламы и информационных стендов, но потом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) посчитала, что конкурс был проведен с нарушениями и потребовала от комитета по туризму Санкт-Петербурга расторгнуть контракт с дизайнером Артемием Лебедевым, что и было сделано 4 июня.

В спорте

О насущном, о футболе. Когда Оргкомитет и чиновники FIFA официально представили эмблему первенства, которое будет проходить в России, то получили в ответ неоднозначную реакцию людей во всем мире, а рунет запестрел разнообразными мемами.

Генеральный продюсер Матч ТВ Тина Канделаки увидела и даже испугалась: «Какое-то инопланетное трехглазое и одноногое существо будет представлять нашу страну... Мухомор из будущего, видимо, галлюциногенный, и, если на него долго смотреть, наверное, откроется выход в другие миры, но этот вид психической атаки лучше придержать для менее значительных экспериментов с имиджем страны».

Тем не менее логотип успешно используется и спустя время вызывает только спортивные ассоциации.

Но не только у футболистов бывают скандалы, недавно и шахматистов поставили в неудобную позу.

В конце прошлого года готовый вариант логотип Чемпионата мира по шахматам от дизайн-бюро «Щука» озадачил многих гроссмейстеров. В социальных сетях гроссмейстеры стали высказываться по поводу творения дизайнеров, кто-то из них вспомнил про позы «Камасутры». Венгерская шахматистка Сьюзан Полгар (Susan Polgar) задается вопросом: «Можно ли его показывать детям?». Индийский гроссмейстер и экс-чемпион мира Вишванатан Ананд посчитал, что «логотип чемпионата мира ставит шахматы в странную позицию».

Сами заказчики были рады шуму вокруг нового логотипа, отвечая в интервью, что их целью было привлечение внимание к шахматам посредством дизайна.

Вообще, список разных совпадений с трудом помещается на одну страницу. Никто умышленно это не делает, большинство совпадений действительно случайны. И странно в 2018 году изобретать велосипед, когда логотипы многих известных брендов содержат референсы друг к другу.

Снова Лебедев

Из свежих историй вспоминается сервис знакомств Plus. Изображение планировали использовать в приложениях и интерфейсах. Логотип разрабатывался студией Лебедева два месяца. В итоге, заказчик, согласно его словам, получает полную кальку логотипа зарубежного агентства Creative Plus. Но студия не отреагировала на претензию разработчика Артеменко, поскольку «экспресс-дизайн» за 100 тыс руб не обсуждается с заказчиком. «Итог: выброшена куча денег, два месяца ожидания. Имеем скопированный левой ногой (не ассоциирующийся со знакомствами) логотип и полный игнор со стороны студии», — резюмировал автор поста.

Сам Артемий уверен, что все просто пытаются хайпится на его имени.

Не так давно в интервью Дудю он назвал одной из лучших своих работ логотип для бургерной «ДжонФедор», чем вызвал негативную реакцию со стороны заказчика, как оказалось, не так высоко оценившему логотип и вынужденному оставить негативный отзыв на сайте Лебедева.

Одним из выводов владельцев бургерной было, что логотип может войти в топ-10 худших дизайнов, а сам отзыв завершался мольбой разрешить использовать один из промежуточных вариантов, уж коли все оплачено.

Перебранка моментально перекочевала в интернет и стала предметом обсуждения тысяч пользователей, до этого и не слышавших про гомельскую бургерную. Некоторые не испугались ославиться на скандале с крупнейшей студией, предложив вместо мемов концепцию брендбука бесплатно, хотя и с опозданием.

Критически настроенный, но поймавший волну успеха владелец бургерной в настоящее время использует на сайте третий вариант логотипа

А на днях Студия Лебедева представила логотип для булочной. Одноименное заведение в центре Минска заказало у студии очередной «экспресс-дизайн». Вообще, стоимость данной услуги составляет символические для студии 100 тысяч рублей, при этом на руки заказчик получает только один, финальный вариант фирменного знака, и отказаться от результата и вернуть деньги нельзя. Подробнее на сайте студии.

В центре нового логотипа «Булочной» — обычный батон, обрамлённый динамично написанным названием компании. Плагиата выявлено не было, тем не менее знак моментально вызвал ажиотаж в сети, и десятки пользователей попробовали сделать лучше и появились Сосисочная, Бутылочная, Компьютерошная, Эчпочмачная...

Получается раньше у скандалов была реальная причина: случайный для авторов и неожиданный для заказчиков плагиат, странные сходства, то в последнее время хайп затевается исключительно ради хайпа. Над логотипами можно не думать, ведь, как оказалось, скандал отлично работает вместо дизайна, а 100 тысяч за пиар на весь рунет — невысокая цена, согласитесь?

Но если вы ищите качественный результат, а не хайп, если вы хотите написать реальную историю компании и получить просто дизайн, то обращайтесь на сайт, где защитят от плагиата, не будут навязывать «Я дизайнер, я так вижу», и вы сами выберите логотип из сотни представленных решений либо вам вернут деньги.

66
5 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

В этом что-то есть) Пустота как элемент айдентики. Блин, годно! (без шуток)

1
Ответить

хз, как вам, а мне логотип "Булочной" понравился

3
Ответить