От оренбургского стартапа к международной компании

О том, как за год вырасти в 10 раз, выйти на оборот в 100 миллионов рублей и открыть филиалы в США и Европе рассказывают Александр Арестов и Ленар Ахмадеев - собственники сервиса по заказу персональных детских книг Mynamebook.ru.

От оренбургского стартапа к международной компании

Mynamebook - это именные книги, которые изготавливают индивидуально для каждого ребенка. Кастомизация происходит через выбор имени, фамилии, возможности добавить членов семьи или написать личное пожелание.

От оренбургского стартапа к международной компании

Без обид, ребят, но на первый взгляд кажется, что детские книги, которые печатаются на заказ - это довольно нишевая история... Сколько у вас заказов в месяц?

Александр: В низкий сезон, например, в мае – около 6 тысяч заказов, а в декабре доходит до 20 тысяч. Притом что стоимость наших книг раза в три выше средней цены обычной сказки в магазине.

Согласно модели Стивена Бланка, прежде чем превратиться в стабильную компанию, стартап проходит четыре этапа: выявление потребителей, их верификация и привлечение, создание компании. Сейчас как себя идентифицируете: вы все еще стартап или уже перешли на другой уровень?

Александр: Никогда не считали себя стартапом, каждый проект - бизнес. Использовали этот термин только в самом начале, чтобы обозначить «возраст» - стартапами же часто называют только появившиеся компании. Если рассуждать в терминах Бланка – все этапы мы уже прошли.

Мы все не раз читали тексты об исследованиях, согласно которым в первый год выживает от 2 до 5% стартапов. В каких-то источниках эта цифра чуть больше, но тем не менее большое количество молодых компаний “не взлетают”. Как вы считаете, в чем причина?

Ленар: Наверное, в первую очередь - недостаток опыта. Успех ведь многофакторная история. Если вынести за скобки идею, бизнес-модель, понимание рынка, команду, то запускать первый проект очень сложно еще и потому, что у тебя много иллюзий, большая часть которых трагически разбиваются о действительность.

Александр: Еще, мне кажется, многое зависит от правильной расстановки приоритетов. Например, на этапе запуска некоторые компании концентрируются на продукте - месяцами допиливают, докручивают, стараются довести до идеала. Вместо того, чтобы запуститься и в процессе продаж отлаживать сервисы. Mynamebook существует уже два года, и мы до сих пор вносим изменения.

Надеюсь, что когда-нибудь вырастет целое поколение, которое будет с ностальгией вспоминать о наших книгах. Так же как у нас сейчас есть общие инсайты про денди, тетрис и “Джунгли зовут”.

Александр Арестов

У вас была какая-то карьера или бизнес до Mynamebook?

Александр: Я с третьего курса института работал маркетологом в лингвистической школе, Ленар учился на программиста и параллельно работал. Получили дипломы и через несколько месяцев запустили первый проект - сервис по созданию и печати фотокниг Enjoybook.ru.

Давайте поговорим о нем. Как вы стали партнерами? С чего все началось?

Александр: Мы учились в одной школе, но почти не общались. Уже в институте Ленар запустил приложение, которое подбирает музыку в вконтакте. Мне не понравился дизайн и я предложил его поменять. С этого все и началось.

Почему именно фотокниги?

Александр: Пять лет назад немногие ими занимались, кроме того в тренд только входили инстаграм, печатные фотографии, крафтовая бумага, ручная работа. Мы решили их объединить. От конкурентов нас отличало позиционирование и вырубка на обложке в виде коллажа.

Сколько денег потребовалось на запуск?

Ленар: Около 50 тысяч рублей: на покупку принтера, бумаги, картона, переплетного материала. Плюс самый важный актив – время и силы. Считать, что деньги главное – заблуждение, все решают трудоспособность и возможность брать на себя риски. Конечно, намного спокойнее работать в офисе, получать стабильный доход, при этом иметь гору свободного времени. В бизнесе - никто не гарантирует, что все получится.

А кто занимался производством и доставкой книг, созданием и поддержанием сайта, продажами?

Александр: Сначала пошли по типографиям, но быстро поняли - никто не сделает так, как нам нужно. Стали самостоятельно разбираться, искать на каком оборудовании печатать, делать вырубку, как собирать книги.

Ленар: В начале мы все делали сами у Саши в квартире: печатали, собирали, переплетали, развозили заказы, отправляли их на почту, разрабатывали и поддерживали сайт, продавали. Первого сотрудника наняли только через четыре месяца после старта.

Через какое время проект окупил вложенные в него 50 тысяч рублей?

Ленар: Первоначальные инвестиции окупились за три месяца. Немного дико звучит – столько времени возвращать 50 тысяч. Через год месячная выручка составляла 270-300 тысяч рублей. Но мы сами в тот момент вообще ничего не зарабатывали. Вкладывали в развитие все деньги, которые получали от не до конца сложившегося продукта и багованного сервиса. А суммы были небольшие, поэтому и развитие шло медленно. Это было ошибкой – если бы нашли инвестиции и вложили их в маркетинг, наш рост существенно бы ускорился. Как уже говорил Саша – одна из ошибок стартаперов.

От оренбургского стартапа к международной компании

Почему решили запустить второй проект?

Александр: Диверсификация и желание развития, хотелось сделать что-то новое.

А почему вы выбрали детские книги? И почему решили, что это выстрелит?

Ленар: Благодаря Enjoybook разобрались в типографском деле, поэтому проект Mynamebook стал органичным продолжением начатого. Плюс у нас уже был опыт в e-commerce.

Александр: Помните, одно время была очень модной стратегия голубого океана? Мы ей вдохновились и решили создать абсолютно новый продукт, целый рынок, на котором отсутствуют конкуренты.

Сколько человек вместе с вами занимались разработкой нового проекта? И какие у кого были обязанности?

Александр: Для подготовки материалов книги наняли двух человек и еще четырех иллюстраторов на аутсорс. Затем нашли специалиста на производство. Четкого разделения на отделы тогда не было. Позже первым самостоятельным подразделением стал маркетинг, затем контакт-центр. С развитием структура становилась все более сложной и разветвленной.

Что вы сделали с проектом с точки зрения информационных технологий?

Ленар: Мы всегда были теми, кто опирается на цифры. Используем собственные дашборд решения, которые позволяют в реальном времени отслеживать многие показатели бизнеса. Это касается не только маркетинга, но и производства: сколько книг на каком этапе производства находится, сколько в просрочке, какие имена чаще всего заказывают и т.д..

Сколько потребовалось вложений? Привлекали ли инвесторов?

Ленар: Только собственные средства, около 500 тысяч рублей. И опять же время и труд. Инвестиции не заканчиваются до сих пор. Достаточно большой процент от заработанного, вкладывается обратно в развитие. По темпам роста Mynamebook за год прошел путь, который мы сделали с Enjoybook за два с половиной. В 2017-ом мы увеличили выручку в 10 раз, вся компания (оба проекта) выросла в четыре раза и достигла оборота в 135 миллионов в год, 100 миллионов из этой суммы приходились на Mynamebook.

За счет чего такой быстрый рост?

Ленар: В какой-то момент поняли - мы достигли marketing fit, и срочно нужно масштабироваться. Тем более ресурсы есть. Бюджет на маркетинг увеличился в два-три раза. В ноябре прошлого года он уже составил более четырех миллионов рублей в месяц.

Александр: В конце 2016-го мы выиграли грант на 10 миллионов рублей в оренбургском региональном конкурсе молодых предпринимателей, в нем участвовало около 300 проектов. Почти вся сумма была вложена в маркетинг и создание новых продуктов.

Проекты приходят и уходят, рынки растут и падают, а команда остается с тобой. Поэтому я больше всего горжусь именно командой, которую удалось построить.

Ленар Ахмадеев

Сколько человек сейчас работает в вашем отделе маркетинга?

Ленар: Десять - семь в штате и три на аутсорсе.

Какие самые эффективные каналы продвижения?

Александр: В нашем случае это соцсети. Делали рекламу на ТВ, выходили с прероллами на youtube - результаты противоречивые. Сейчас активно ищем новые способы, например, развиваем маркетинг в мессенджерах, создаем чатботов для построения личного подхода к каждому пользователю. У нас довольно сложный для объяснения продукт, поэтому важно, что бы коммуникацию сопровождал визуал. Практически все решения обязательно проводим через а/б тестирования.

Выдвигаете гипотезу, чекаете эффективность, а дальше либо сворачиваете, либо масштабируете?

Александр: Ну да, никогда не знаешь сработает идея или нет. Так, получилось с ценой на именную книгу, когда она была одна в линейке сервиса – повышение стоимости всего на 200 рублей уронило продажи в 2 раза. Хотя на первый взгляд сумма совершенно некритичная.

Просматривала ваш аккаунт в инстаграм и увидела недоброжелательные комментарии, что вы задерживали сроки доставки заказов перед этим Новым годом. Это единичные случаи связанные с не очень адекватными пользователями, или была на самом деле критическая ситуация?

Александр: Ситуация была действительно критичная. На ноябрь и декабрь приходится порядка 80% годовых продаж. В 2016-ом пришла такая волна заказов, что мы физически не могли их сделать на своем оборудовании. Была фееричная история: за три дня в нашей стране нужно было найти типографии, которые могут напечатать нужное количество книг, организовать транспортировку готового тиража. Представляете , человек сутки ехал без сна из Москвы в Оренбург в газельке забитой напечатанными иллюстрациями, которые мы потом всем офисом вместе с производством собирали в книги и упаковывали. В итоге все доставили вовремя!

Так, а что случилось в следующем году?

Александр: В 2017-ом начали стремительно расти, и производство с трудом справлялось с объемами. Решили перевести его на аутсорс. Это было дешевле и проще, чем покупать новое оборудование и увеличивать штат. Рассчитали ожидаемое количество заказов, нашли крупного подрядчика в Москве, весь год отлаживали процессы и, казалось, были готовы к Новому году. В ноябре в 2-3 раза увеличили бюджет на маркетинг. Первое время очень радовались лавине заказов и ежедневному трафику в 10 000 человек. А дальше начался ад. Сроки изготовления книг сдвигались на день, потом на два, на три. В конце концов в начале декабря еще не были отправлены заказы, сделанные в середине ноября, и тут мы осознали. на что способны недовольные клиенты, которые обрывали телефоны и писали во все соцсети. Создали оперативный антикризисный отдел, вновь подключили дополнительные типографии и 15 декабря остановили продажи. Книги всем пришли вовремя, а те, кто желал нам гореть в аду, начали оставлять новые отзывы о том, какие мы молодцы. Сначала нас хотели распять, а в итоге рекомендовали друзьям. Эта история в конце концов пошла нам на пользу.

Видимо, к этому Новому году вы готовитесь уже сейчас?

Александр: Попали в точку!

От оренбургского стартапа к международной компании

Знаю, что вы всем офисом переехали из Оренбурга в Москву? Когда и зачем?

Александр: В Оренбурге мы столкнулись с кадровой проблемой. Появились достаточно амбициозные цели, связанные с выходом на международные рынки, запуском новых продуктов, и просто не хватало специалистов, способных закрыть эти задачи.

Ленар: Кстати, в Оренбурге продолжают функционировать производство Enjoybook, контактный-центр и отдел логистики. Все, кто не захотел или не смог переехать, работают сейчас удаленно.

Вы приехали в Москву за кадрами: ожидание и реальность совпали?

Ленар: Да, полностью. Мы расширили отделы разработки продукта и маркетинга, набрали людей в IT, у нас появился HR и подразделение, которое занимается международным развитием. Всего в штате и на аутсорсе работает почти 60 человек.

Когда планируете выход на американский и европейский рынки?

Александр: На американский в сентябре, чтобы к высокому предновогоднему сезону наладить все процессы и понять, как реагируют клиенты на продукт. В Европе запустимся до конца года.

Какую работу уже проделали в этом направлении, и чем занимаетесь сейчас? Будет ли продукт адаптироваться для нового рынка?

Александр: В первую очередь сформировали отдел открытия, разобрались с юридическими моментами: как открывать компанию, какие нужны разрешения. Нашли подрядчиков, которые займутся производством и доставкой. Сейчас мы на этапе локализации продукта и разработки маркетинговой стратегии. Мало просто перевести текст на английский язык, важно адаптировать книги под реалии и культурные коды другой страны. Это и другая кастомизация, и новые подходы в маркетинге.

Есть какие-то еще глобальные планы на этот год? Новые продукты, сервисы, проекты?

Ленар: Помимо масштабирования на весь мир - ввод новых продуктов. До конца года выйдет еще четыре персонализированных книги в Mynamebook, появятся новые сервисы в рамках Enjoybook.

От оренбургского стартапа к международной компании

И в завершение: что для вас предпринимательство? Зачем вы вообще этим всем занимаетесь?

Ленар: Если вам какой-нибудь предприниматель скажет, что деньги не имеют значения, скорее всего - это плохой предприниматель. Когда ты закрываешь основные потребности, они становятся ресурсом, инструментом, с помощью которого можно воплощать в жизнь свои идеи. Для меня это, прежде всего, способ воздействовать на мир, немного менять его к лучшему. Ценно не только, какой продукт мы даем рынку, но люди для которых и с которыми мы это делаем.

Саша: Для меня это способ развития. Сделать то, чего раньше никогда не существовало, и при этом самому выйти на новый уровень.

Чем вы гордитесь больше всего в профессиональном плане?

Ленар: Проекты приходят и уходят, рынки растут и падают, а команда остается с тобой. Поэтому я больше всего горжусь именно командой, которую удалось построить. Очень здорово, что в нашей компании работают те, с кем можно не только делать крутые проекты, но и комфортно находиться вместе и просто общаться.

Александр: На второй день после переезда в Москву, мы оказались на “Трансформации” в Олимпийском. Там было такое дурацкое задание, которое любят все коучи, нужно было познакомиться с тремя людьми и представить свой бизнес. Так вот двое из этих троих рандомных человек знали наши проекты. Меня до сих пор удивляет, когда люди, с которым я случайно пересекаюсь, говорят, что слышали про нас. И для меня это тоже повод для гордости. Еще надеюсь, что когда-нибудь вырастет целое поколение, которое будет с ностальгией вспоминать о наших книгах. Так же как у нас сейчас есть общие инсайты про денди, тетрис и “Джунгли зовут”.

7
1 комментарий