Несколько советов, от потерпевшего крах, но не сдавшегося стартапа

Несколько советов, от потерпевшего крах, но не сдавшегося стартапа

Привет! Наш стартап замерз на стадии MVP. Мы не смогли привлечь инвестиции и немного притормозили. Но есть новый план, о котором пока ни слова:) Потом расскажу.

Я Антон, а проект мой найдете в моем профиле на VC. Никакой рекламы. Будет интересно - почитаете.

Поэтому я решил немного рассказать о нюансах запуска стартапа и что вас может ждать, дорогие стартапо-запускатели и миро-покарятели:) Поехали!

ВАЖНО: Я не призываю вас считать это чтиво попыткой выпендриться или тем более "библией стартаперов". Это лишь мой личный опыт, который я получил пройдя путь от идеи до MVP. Может кому будет полезно.

Сними розовые очки

Самое сложно в стартапах – не переборщить с амбициями. Мы порой очень сильно идеализируем свое творение в голове. Считаем его гениальным и нужным всем. Особенно если аналога нет на рынке это придает нам еще больше уверенности в необходимости создания проекта.

Если у тебя нет четкого понимания какую проблему решает твой сервис – стоит продумать этот момент. Ответ: «я сделаю мир лучше» – хороший ответ. Но что конкретно ты сделаешь лучше, чем то, что уже есть? Так ли твой проект необходим миру? Или вернее, так ли миру ПЛОХО без твоего проекта? Отвечать на этот проект нужно не самому (так как, выше я уже сказал – твой замыленный проектом мозг, не сможет объективно дать оценку сервису), а обычным потенциальным пользователям твоего проекта.

Не бойся рассказать идею.

Чтобы получить отзывы о своем ресурсе еще до начала создания технической части, тебе так или иначе придется рассказать суть. Так что придется смириться с тем, что инфа из твоей головы утечет в массы (под массами я подразумеваю 4-5 человек, больше не надо). Так что действуй.

Страх того, что твою идею украдут понятен. Но тебе надо так же понимать, что проект твой выйдет тебе в копейку. И те, кому ты о нем рассказал это скорее всего поймут. И им придется, как и тебе, искать деньги на развитие. Не так важна идея, как возможность ее реализовать. Одно без другого не может существовать. Не говоря уже о том, что украсть твой проект могут на любом этапе его жизни. Начиная от разработчиков, которым ты не просто расскажешь суть, а пропишешь подробное ТЗ по его созданию, заканчивая инвесторов, у которых ты будешь просить деньги!

Проверь гипотезу.

Для того, чтобы реально понять нужность или наоборот ненужность своего детища – собери фокус-группу и проверь гипотезу. Фокус-группа – это группа из 5-10 человек абсолютно разных сфер деятельности, возраста и пола. Оценка от этих людей даст тебе полное понимание насколько твоей ресурс НУЖЕН обществу.

Либо просто опроси пару-тройку знакомых или родственников. Вдаваться в подробности не надо. Просто в двух словах обрисуй суть и расскажи, как будет происходить процесс. Технически.

Делегируй.

Почти всегда за интересной и воодушевляющей идеей стоит банальная налоговая, финансовая и организационная проблема. Можно попробовать конечно делать все самому, но рано или поздно перестанешь что-либо успевать и тем более контролировать. Возьми себе партнеров. Минимальный набор, без учета разработчиков:

- Финансовый директор (ведет финансовый учет и отвечает за общение с инвесторами / спонсорами)

- Технический директор (контролирует весь процесс создания проекта. Контролирует качество и работоспособность. Привносит новый функционал или расширяет старый)

- Директор по развитию (маркетолог / рекламщик)

- Бухгалтер

- Ты – универсальный боец. Везде понемногу, но основная задача - это придерживаться плана в своей голове и креативить до конца!

Придется довериться людям, иначе закопаешься.

ТЗ и разработка.

Как только ты убедился, что дело твое правое – садись писать ТЗ.

Но ТЗ должно быть не на уровне: тут, наверное, делаем кнопку синюю, а тут красную, ну а дальше вы сами там додумайте. Разработчики такой народ, что сделают ровно так, как у них написано на бумажке, поэтому расписывай функционал приложения МАКСИМАЛЬНО подробно. Вплоть до цвета кнопок и содержания навигационного меню. Если верстку и дизайн можно поправить, то основную техническую логику уже так просто не переделаешь. Поэтому в твоих же интересах продумать максимально подробно функционирование твоего сервиса.

Проще всего сделать это так: пишешь road-map (карту действий) для каждого типа пользователей. Желательно предугадать все этапы (даже обрыв интернета и потеря связи с приложением - это вообще не шутка. Ты должен обеспечить возврат пользователей на тоже место, где они прервались!) жизни пользователей на твоем ресурсе. Пользование приложением должно быть понятным и интуитивным. У людей не должно возникать затыка даже на несколько секунд. К сожалению, публика в интернете сейчас такая, что сколько бы не был полезен продукт, если в нем сложно разобраться или неудобно пользоваться – они уходят. Продумай ЮЗАБИЛИТИ. К этому вопросу, правда, стоит возвращаться только тогда, когда у тебя будет готов MVP (Minimum Viable Product – минимально жизнеспособный продукт). Другими словами, когда ты сможешь его уже показать. До этого момента ты врятли сможешь предугадать предпочтения всех пользователей. Всем не угодишь.

Документируй и записывай все!

Когда пойдет работа – записывай не только новые идеи, но и все что происходит, все договоренности и утвержденные действия. Самое плохое что может быть – постоянный споры с партнерами по типу: «А когда это мы утвердили дизайн? Я согласился?! Да этот цвет полное Г»

Оживленные беседы и выдвижение новых идей за чашкой кофе и печеньками это весело и модно! В ходе таких встреч рождаются новые крутые идеи и строятся планы на будущее. НО! Если вы ничего не записываете на бумаге – пиши пропало! Потом половина из головы вылетит и тебе будут предъявлять претензии по любому возможному поводу. Начиная от несогласованного (или согласованного, но почему-то кто-то забыл об этом) дизайна, заканчивая делением долей компании.

Готовь сани с лета!

Уже на стадии голой идеи начинай продумывать вопрос вывода ресурса на рынок и рекламы.

Если ты думаешь, что как только запустишь сервис и выложишь его в Аппстор к тебе сразу побегут инвесторы и пользователи – ошибаешься. О тебе вообще никто никогда не узнает, пока ты сам о себе не заявишь. Причем заявлять надо так сильно и ярко, чтобы если кто-то задумает сделать тоже самое – у них челюсть отвисла от масштабов твоей рекламы! Скопировать ресурс не сложно, а вот потягаться на рынке – не каждому дано.

Так же стоит задуматься о том хватит ли тебе своих средств на это или придется привлекать чужие. А значит надо уже подготовить список из хотя бы 3-4 венчурных фондов или частных инвесторов. Подготовить презентации, финансовые и бизнес-планы. Как писать планы я не буду расписывать, но ты должен показать инвестору несколько вещей:

- сколько тебе надо денег.

- какая его доля будет за эти деньги.

- сколько времени потребуется на достижение точки безубыточности (выход в ноль)

- когда ему вернутся его инвестиции.

Инвесторам и фондам наплевать на идею. Им важны только деньги.

ИТОГ.

- Верь в идею, но не перегибай с амбициями. Высоко взлетев, можно больно удариться о землю.

- Планируй пессимистично. Расписать успех, славу и деньги может каждый. А вот продумать путь до вершины, спотыкаясь о каждый камень не каждый. Как один мой знакомый пишет график «Хорошо – нормально – плохо – очень плохо» вот ты должен идти по модели «Катастрофически плохо!». И если ты будешь готов к такому раскладу, тебе будет проще преодолеть все трудности.

- Не храни идею только в своей голове. Рассказывай. Мнения и советы других людей могут быть крайне полезными. Защитить идею ты никак не сможешь. Только авторские права. Да и то они распространяются только на дизайн и контент ресурса.

- Не пытайся все делать сам – перегоришь. Не говоря уже о том, что 100% в какой-то области ты можешь быть не так подкован, чем твой партнер маркетолог, например.

- Продумай и напиши максимально подробное ТЗ. Программисты они такие. Лучше переборщить, чем НЕДОборщить с заданием!

- Конспектируй и протоколируй. А вообще лучше сразу заключить договора с партнерами. Как минимум на предмет неразглашения информации.

- Продумай план вывода сервиса на рынок. Распиши бюджеты и планы. Проанализируй рынок инвестиций в стране и выбери куда ты понесешь свое детище.

- А главной – задумал – делай! Потом жалеть будешь, что испугался! Успехов!

Спасибо за внимание! Удачи.

44
45 комментариев

Как это замечательно, автор не взлетевшего проекта дает два десятка советов, как надо делать проект. Дружище, что ж ты сам-то не воспользовался ими? Или это понимание пришло, когда уже все просрано? Ну так с чего ты тогда взял, что твои советы вообще верны? Ты их сам проверь для начала на практике, потом, что останется, можно уже раздавать другим.

4
Ответить

Не согласен. Возможно сформулировано пафосно, но автор ставил цель поделиться тем, что делать не стоит, можно извлечь свои выводы.

3
Ответить

Вообще-то автор статьи рассказал какие он совершал ошибки которые привели к отрицательному результату, а не учил как надо делать что-бы взлететь как я.

1
Ответить

Я в начале статьи акцентировал внимание на том, что это ни в коем разе не учебник, как надо / не надо делать. Это просто "дележка" тем опытом, который я получил в ходе разработки проекта. Опыт, как вы знаете, может быть и отрицательным. Вот и все.

Ответить

Автор получил опыт и поделился им. Многое на поверхности, но не всё. Есть дельные мысли и рекомендации. Уверен, новичкам не помешает.

Ответить

За одного битого двух небитых дают

Ответить

Мое ИМХО по дизайну сайта. Там где у вас написано "Всего 3 простых шага для покупки:" нарисованы какие-то мелкие плохо читаемые иконки, а цифры на заднем фоне текста - это выглядит ужасно невнятно. Я бы иконки,вообще убрала вместо них поставила цифры, которые вы загородили текстом.

1
Ответить