Венчурный инвестор Павел Черкашин – о том, что нужно понимать начинающему инвестору, чтобы преуспеть

Павел Черкашин – венчурный инвестор, сооснователь и управляющий партнер Mindrock Capital и управляющий партнер GVA Capital. Павел инвестирует в искусственный интеллект, блокчейн и самоуправляемые автомобили.

Приготовьтесь к тому, что большинство ваших венчурных инвестиций прогорят. Такова природа этого бизнеса. Даже очень опытные венчурные инвесторы не могут предвидеть все нюансы. Бывает, они неправильно оценивают команду стартапа, не до конца понимают идею или ситуацию на рынке. Но есть истины, незнание или игнорирование которых мешает неопытным инвесторам преуспеть в начале пути. О них я и расскажу.

Неважно, что из себя представляет стартап в определенный момент времени. Скорость, с которой он растет и развивается, - самый главный критерий успеха.

Самый страшный кошмар инвестора – не тот стартап, который быстро потратил все деньги и вышел из игры, а тот, который тлеет годами, съедая ресурсы и принося минимальную прибыль. Продать такой бизнес невозможно, а значит, вложенные ресурсы, по сути, заморожены и недоступны для инвестиций получше.

Когда я только начинал инвестировать как бизнес-ангел, я быстро влюблялся в многообещающие идеи и закрывал глаза на недостатки основателей. Я думал: “Это идея слишком крута, чтобы она провалилась. Даже эти ребята в итоге справятся”. Я ошибался.

В одном случае основатели создали потрясающий сервис, но не знали как построить большой масштабируемый бизнес. 100 клиентов оказались их пределом. Их вытеснил с рынка более агрессивный конкурент с куда более слабым продуктом. В другом случае амбиции основателей ограничились хорошо оплачиваемой и стабильной работой. Из-за нулевого принятия риска они не воспользовались уникальным положением своего стартапа на рынке и хорошим доходом, чтобы получить дополнительные инвестиции и выйти на международный рынок. С тех пор их бизнес не развивается и работает по инерции.

Я бы хотел сказать, что такие истории происходили со мной только пару раз, но это не так. Прошло довольно много времени, прежде чем я понял, что никогда не нужно инвестировать в основателей без амбиций, даже если они предлагают потрясающую идею или продукт. Стоимость компаний, которые были созданы только потому, что их основатели не получили работу в Microsoft или Google, приравнивается к размеру бонуса при приеме на работу.

Инвестировать надо только в те компании, бизнес которых вы понимаете. Страх упущенных возможностей – худший враг венчурного инвестора.

Каждый год появляются новые тренды: облачные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект, самоуправляемые автомобили, криптовалюты... Из-за страха упустить хорошую возможность сложно избавиться от желания просто последовать за толпой и инвестировать в проекты, о которых ты ничего не знаешь, но которые находятся на пике моды.

В начале своего инвесторского пути я был легкой добычей для компаний второго и третьего эшелонов в новых популярных областях. Меня привлекали перспективные рынки, а не качество продуктов. Не имея понятия о том, что делали будущие лидеры, я думал, что лужайка никем не занята. Но к тому моменту как компании, в которые я инвестировал, разрабатывали продукт, лидеры уже занимали большую долю рынка.

Этот опыт научил меня не инвестировать в бизнесы, которые я не понимаю, даже если они выглядят очень заманчиво. Теперь, когда кто-то питчит мне классную идею, я думаю о том, что есть другие компании, которые уже ею занимаются. Прежде чем принять решение, я разговариваю с другими инвесторами и проверяю, есть ли подобные стартапы, которые уже привлекли значительные инвестиции, но еще не анонсировали свои продукты.

Как и во всём в жизни, в венчурном бизнесе важно расставлять приоритеты.Чтобы проверить жизнеспособность идеи, нужно не только посмотреть на успешные проекты, но и пройтись по кладбищу стартапов.

Основатели приходят с гипотезой, которая нуждается в проверке. Бывает, что самые безумные и абсурдные задумки превращаются в бизнесы с оценкой в миллиарды долларов, а, казалось бы, хорошие и часто очевидные идеи на поверку оказываются нежизнеспособными.

Я уже сбился со счета, сколько раз мне питчили проекты, в которых предполагалось платить пользователям за просмотр рекламы. “Никто еще до такого не додумался”, - говорили мне предприниматели снова и снова. Но я вижу, что многие пытались, и никому не удалось заставить эту концепцию работать. Такие “блестящие” идеи существуют во всех индустриях, они мигрируют из одной области в другую – веб, видео, мобильные приложения, блокчейн, виртуальная реальность… Везде безуспешно.

Научиться их распознавать мне стоило пары лет и нескольких сотен тысяч долларов. Секрет в том, что любую новую и заманчивую идею нужно искать и среди успешных компаний, и на кладбище стартапов. Я также расспрашиваю других инвесторов о том, что они думают о том или ином проекте и рассматривали ли они уже возможность инвестиций. Если инвестиция была неудачной, инвесторы охотнее расскажут об этом один на один, а не публично.

Как и во всём в жизни, в венчурном бизнесе важно расставлять приоритеты.

Часто новоиспеченные инвесторы засучив рукава решают вдруг показать всем, как нужно работать. Я не раз оказывался в этой ловушке – в конце концов, я сам построил три успешных бизнеса, прежде чем стал инвестором. Время от времени я погружался в операционную рутину стартапов и забывал о своих задачах по поиску новых сделок. Почти всегда это заканчивалось печально.

Я понял, что если я не могу посвятить свое время новым сделкам, всегда найдется кто-то, кто сможет. Я научился делегировать операционную работу другим и фокусироваться на закрытии успешных сделок.

55
1 комментарий

И о чем речь то вообще?

Ответить