Несколько мифов о МЭШ или почему учителей еще долго не заменят роботы

Когда запускаешь нечто масштабное, всегда найдутся люди, отвергающие изменения, приводя «железобетонные» аргументы в стиле «раньше было лучше». Что уж говорить об образовательной сфере?! Здесь любой шаг в сторону от классической системы рассматривается с особым пристрастием и под девизом «семь раз отмерь и лучше оставь, как было!». Поэтому, создавая по поручению Мэра Москвы С.С. Собянина "Московскую электронную школу", мы постарались взять лучшее из образовательных систем, по которым ностальгируем (в том числе советской) и добавить то новое, что называется передовым опытом и перспективным направлением. И под «мы» я подразумеваю большую команду профессионалов из Департамента образования и Департамента информационных технологий, московских учителей, которые были и есть на передовой проекта, а также активную поддержку участников рынка, работающих в сфере образования.

Мы не делим мир на «до ЕГЭ» и после, а стараемся идти дальше, предвосхитить потребности школьников, дать удобные и эффективные инструменты педагогам. И мы уверены: чтобы заговорить с куда более продвинутыми по части технологий школьниками на одном языке, точно не нужно вырывать у них из рук гаджеты.

Получая обратную связь от пользователей наших продуктов, мы изучали и негативные отзывы. Особенно благодарен учителям, которые на протяжении всего учебного года активно использовали МЭШ. В самые активные 50 школ команда проекта «Московская электронная школа» лично съездила сказать спасибо в конце текущего учебного года. Именно учителя и родители московских детей помогли нам выявить типичные страхи перед новыми форматами обучения. На их основе я попытался сформулировать некоторые «мифы о МЭШ».

Поговорим о них.

1. Гаджеты – зло, а вы их в школу тащите!

Одна из нападок на Московскую электронную школу – это как раз ее «загаджетованность». Она вскрывает целый ряд страхов.

Одни не понимают, зачем тратить внушительные средства на оснащение школ интерактивными материалами, когда «еще не сносились коньки» – бумажные учебники. Другие боятся, что геймифицированные материалы передают информацию более «легковесно», нежели тяжелые в прямом смысле учебники. Периодически звучат нападки «ребенок разучится писать», «вместо развития социальных навыков погружаете его в виртуальный мир», «он и дома постоянно уткнувшись носом в телефон, так еще и в школе – мира вокруг не видит» и т.д.

На это хочется сказать одно: в первую очередь, все это инструменты для приобретения знаний! Была ли раньше возможность каждому ученику побывать в Лувре? Или собственными глазами увидеть вирус Зика? Ответ очевиден. Но VR-технологии, которые мы пилотируем в рамках МЭШ, позволяют это сделать. А если ребенок приболел и пропустил занятия в школе? Вспомните, как раньше мы брали у одноклассников тетради и переписывали тему урока. Теперь, благодаря электронным учебным материалам, ребенок может самостоятельно не только изучить тему, но и пройти тестовое задание по ней.

Всегда можно предъявить претензию к инструменту. Но точно так же всегда можно использовать инструмент в помощь. Каждый делает свой выбор.

Все разговоры, которые ведутся вокруг МЭШ, – попытки разделить на черное и белое, на нужное и ненужное. Но, на мой взгляд, это изначально неверная постановка вопроса.

МЭШ – это расширение возможностей в образовании. Это не просто замена бумажных учебников и дневников на электронные. Это автоматизированный контроль за успеваемостью ребенка и своевременное информирование о том, что «что-то пошло не так». Это возможность подстраивать учебный материал под индивидуальные особенности ребенка – кто-то лучше воспринимает текст, кто-то видеоматериал, кто-то быстрее решает задачки, кому-то нужно чуть больше времени. Это вывод процесса обучения за пределы класса. Это возможность подключаться к урокам удаленно. И много еще чего.

2. Интерактивная панель вредит здоровью

Здоровью вредит не панель, телефон, телевизор, микроволновая печь и т.д. Здоровью вредит пренебрежение правилам пользования всеми этими приборами. Интерактивная панель имеет гигиенический сертификат. Без него ни в одну школу никакое устройство не поступает.

При этом средняя продолжительность использования панели в процессе урока составляет всего 15 минут, а время непосредственной работы с ней школьников – не более 10 минут. Итого - максимум один час работы с панелью за день. Люди сегодня в течение дня телевизор/телефон смотрят в разы дольше.

3. Роботы заменят учителей и чему они научат ребенка?

Технологии действительно летят так, что мы едва их догоняем. А хотелось бы опережать. Но при всем при этом опасение, что роботы могут полностью заменить учителя, не могут не вызывать улыбку.

Мне всегда забавно читать прогнозы о том, как роботы займут наши места. Особенно в такой интеллектуальной и энергозатратной профессии, как учитель.

Конечно, уже сейчас очевидно, что цифровые инструменты могут составить конкуренцию учителю как носителю знаний. Технологии позволяют получить информацию почти что из любого источника. Но настоящий Учитель – еще и наставник, и ментор. Он не просто передает информацию, он учит думать, анализировать, чувствовать.

Зачем цифровизация учителю? Чтобы снять с него рутинную деятельность – подготовка отчетности, например, проверка домашних заданий, корректировка учебного материала под разные уровни подготовки ребят, актуализация сценариев урока и т.д. Именно это можно доверить «роботу». В целевой картине наша задача помочь учителю оставаться именно Учителем – человеком, который все свое время тратит на развитие детей и подготовку их к большой жизни.

Я хочу ещё раз поблагодарить все столичные школы и всех учителей за активное участие в МЭШ в прошлом учебном году. Спасибо за то, что развиваете проект (только подготовленных вами сценариев уроков в библиотеке МЭШ уже 350 тысяч!), даёте обратную связь и этим помогаете нам делать проект лучше. Отдохните как следует летом и увидимся в следующем году!

44
2 комментария

Раньше статьи были лучше.

4
Ответить

Образование в стране, в первую очередь, в Москве находится под страшной угрозой. Слияние школ в огромные комплексы, введение ЕГЭ и аналогичных выпускных экзаменов, а теперь - повсеместное внедрение МЭШ ставит российское среднее образование на грань его полной деградации. Честолюбивые планы высших чиновников, поощряемые иностранными вливаниями и рекомендациями, доведут нашу страну до полной разрухи.

Ответить